Все новости
Культура
17 Сентября 2022, 11:15

От былин до комиксов

Башопера готовит в новом сезоне немало сюрпризов

Александр ДАНИЛОВ  Самая заветная мечта Елены Фоминой сегодня — чтобы дочки были счастливы.
Самая заветная мечта Елены Фоминой сегодня — чтобы дочки были счастливы.Фото:Александр ДАНИЛОВ

6 сентября состоялось официальное открытие 85-го творческого сезона Башкирского театра оперы и балета. В этот вечер зрители увидели балетный концерт «Гранд Гала. Творческий вечер Елены Фоминой».

В числе учеников народной артистки Башкортостана — ведущие солисты Башоперы, которые в этот вечер вышли на сцену, чтобы поздравить педагога с прошедшим юбилеем, и артисты многих российских театров. В Гранд Гала также приняли участие артисты Мариинского театра Алексей Атаманов и Наиль Хайрнасов, Мики Нисигути и Фидан Даминев из екатеринбургского Урал Балета, солист Астраханского театра оперы и балета Артур Альмухаметов и солист Краснодарского театра балета Юрия Григоровича Алексей Шлыков. Прима-балерина Башоперы Елена Фомина начала свой творческий путь в лучшей балетной школе мира — Ленинградском академическом хореографическом училище имени Вагановой. Позже дарование широкого диапазона позволяло ей перевоплощаться как в легких, нежных, воздушных лирических героинь, так и в острохарактерных, страстных и волевых. Она принимала участие во всех новых постановках театра. Сейчас передает свое мастерство воспитанникам в Башкирском хореографическом колледже имени Нуреева и является одним из самых востребованных репетиторов театра.

— Для меня это событие очень волнительное, — поделилась Елена Фомина перед концертом. — На одной сцене выступают мои друзья, коллеги, ученики. Сложно было всем собраться, но я рада, что это все-таки получилось.

Один акт, а сколько страсти

Корреспонденту «РБ» удалось задать артистке несколько вопросов.

— Вам удавались совершенно разноплановые образы. А какие из них были любимыми?

— Этот вопрос задают часто, но одной любимой роли у меня нет. Мы, артисты, настолько выкладываемся, готовясь к роли, что потом приходит опустошение, и хочется двигаться дальше. Я люблю каждую свою роль, потому что все они от души пережиты. Ведь, по сути, мы в первую очередь не артисты балета, а актеры. Сегодня я Зарема, завтра — Китри. Все образы разные, интересные.

— Но ведь наверняка есть роли, которые вам ближе по духу?

— Я люблю роли, где надо много играть, где много эмоций. Да, мне нравится Спящая красавица, это очень интересная и сложная партия, но Зарема в «Бахчисарайском фонтане»... всего один акт, а столько страсти! Сильная женщина, с характером. Мне такие роли всегда были ближе. Но после них очень хочется станцевать что-то хрупкое, нежное. Поэтому, повторюсь, люблю все свои роли.

— А в балет вы пришли по собственному желанию?

— Да. Когда мне было семь лет, я села в трамвай и поехала во Дворец пионеров, чтобы записаться в какой-нибудь кружок. (Своим детям я бы, конечно, такого не позволила, но тогда было другое время). Первой, с кем я там встретилась, была Ирина Ивановна Фомичева, руководитель балетной студии. Она меня, так сказать, перехватила, и я стала у нее заниматься. А через три года она посоветовала мне поступать в хореографическое училище в Питере.

— Что самое сложное и самое приятное в работе артиста балета?

— О приятном приятнее рассказывать — это выход на сцену. Он, конечно, волнителен, но когда все получается и зритель аплодирует, конечно, радостно. А вот подготовка к нему — тяжелый труд. Иногда видишь, как ребята плачут, когда что-то не получается...

— Каков срок службы пуантов прима-балерины?

— Сейчас пуанты не такие, как раньше, они удобные, долговечные, их можно стирать. У меня были американские пуанты, в которых работала целый год. А бывало, что балетных туфель хватало на три дня. Когда мы ездили на длительные гастроли, месяца на два, то везли в чемоданах по 30 — 40 пар пуантов — в аэропорту все думали, что мы их на продажу везем.

— Вы, наверное, побывали во многих странах. Куда хотелось бы снова вернуться?

— Гастролей было действительно очень много, а вернуться хотелось бы в Италию, она меня покорила своим темпераментом. Там очень эмоциональные зрители.

— Когда-нибудь жалели, что стали балериной?

— Я думаю, что каждый в какие-то моменты жалеет: когда что-то не получается, болит или ты элементарно растолстела. Но это все преходящее.

— Какое из ограничений, накладываемых профессией, вам давалось особенно трудно?

— Борьба с лишним весом. Есть девочки от природы хрупкие, стройные, а я такой не была и всю жизнь боролась с этим. Это очень сложно, и я бы своим дочкам такого не пожелала. Полине и Даше сейчас по 9 лет, в балет мы идти не планируем. Девочки ходят на танцы для души. А я сейчас хожу в спортклуб и очень активно занимаюсь.

— Как вы считаете как педагог, что важнее для артиста балета — физические данные или характер, трудолюбие?

— Конечно, когда присутствует и то, и другое — это идеально. Но сколько угодно примеров, когда артисты со средними данными становятся звездами.

— А что нужно для того, чтобы стать прима-балериной?

— Конечно, характер и такая черта, как терпеливость, с самого детства. Ну и удача очень важна, чтобы оказаться в нужное время в нужном месте. Чего я и желаю моим ученикам.

«Love is» для уфимцев

Творческим вечером Елены Фоминой Баш­опера начала серию мероприятий, посвященных юбилеям артистов театра. Впереди — бенефисы солистов оперной труппы Раиля Кучукова и Ларисы Ахметовой. Театральная жизнь в предстоящем сезоне обещает быть насыщенной.

Главным его событием станет опера «Садко», премьера которой состоится 25, 26 и 27 ноября. Дирижером-постановщиком стал главный дирижер Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко народный артист России Феликс Коробов, для него это первый опыт работы с уфимскими артистами. Режиссер-постановщик — заслуженный артист России Аскар Абдразаков, художник-постановщик — заслуженный артист Башкортостана Иван Складчиков. Опера «Садко» никогда прежде не шла на сцене Башоперы. Впервые с этой полусказочной былинной историей работает и Феликс Коробов.

— Очень рад, что башкирский театр обращается к русской классике, потому что, к сожалению, она сейчас отошла на второй план. А ведь это важная составляющая для понимания своей культуры, — отмечает дирижер. — В вашем театре все заряжены энергией, и я рад включиться в такую атмосферу.

Как сообщили в театре, постановку «Садко» в Башопере принципиально отличает от предыдущих (в Большом и Мариинском театрах) полностью балетный акт «Подводное царство», который ставит народная артистка СССР Маргарита Дроздова.

— Если зритель не знает наш театр, то он может прийти на «Садко» и познакомиться сразу со всеми, — рассказал музыкальный руководитель театра Александр Алексеев. — В этой опере задействована полностью оперная и балетная труппы, хор — одновременно на сцене будут находиться больше 200 человек.

Создатели спектакля отмечают, что зрители увидят классическую постановку, без попыток переноса старины в современные обстоятельства и костюмы.

— Мы не пытаемся сделать копию, но это будет спектакль, максимально близкий тому, который увидели зрители, когда он был впервые поставлен, — подчеркнул Иван Складчиков.

2023 год для всего музыкального мира будет ознаменован празднованием 150-летия со дня рождения Сергея Рахманинова. В Баш­опере к этой дате будет поставлен балет, хореографом-постановщиком которого выступит руководитель Екатеринбургского театра оперы и балета, лауреат Российской театральной премии «Золотая маска» Вячеслав Самодуров.

Одна из предстоящих премьер — акапельный мюзикл «Love is», который планируют выпустить 14 февраля, в День влюбленных. В нем будут собраны песни о любви, в которых будут оживать картинки-комиксы из популярной жевательной резинки «Love is». Также театр выпустит спектакль по пьесе Александра Шульгина «Стакан воды».

Изюминкой сезона станет возобновление работы хореографической мастерской «Rudy Dance Lab» в марте следующего года, а также установка в малом зале театра органа и проведение музыкальных вечеров.

Александр ДАНИЛОВ  Танец в подарок мастеру сцены.
Танец в подарок мастеру сцены.Фото:Александр ДАНИЛОВ
Автор:Лариса ШЕПЕЛЕВА   
Читайте нас: