Все новости
Культура
5 Декабря 2021, 09:15

Ещё увидимся!

Международный фестиваль «Владимир Спиваков приглашает…» подарил уфимцам встречи с лучшими музыкантами мира

Ещё увидимся!
Ещё увидимся!

Последняя декада ноября прошла для Уфы под знаком высокой музыки: в третий раз город принял один из самых статусных музыкальных конкурсов мира — Международный конкурс скрипачей Владимира Спивакова. Сразу по его завершении прошел V Международный фестиваль «Владимир Спиваков приглашает…», благодаря которому жители Башкортостана получили возможность прикоснуться к шедеврам классической музыки в исполнении одного из самых известных оркестров мира — Национального филармонического оркестра России под руководством легендарного маэстро Спивакова — и известных солистов.

Звёзды сошлись

Эта встреча была незапланированной, но стала одним из самых ярких моментов фестиваля — на сцене ГКЗ «Башкортостан» вместе с Владимиром Спиваковым выступил еще один наш талантливый земляк — 20-летний пианист Тимофей Владимиров.

Его путь в музыку начался в шесть лет, когда мальчик поступил в средний специальный музыкальный колледж Уфы. В 2012 году юный пианист становится стипендиатом Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова, а уже через год дебютирует с оркестром «Виртуозы Москвы» под управлением маэстро. Сейчас Тимофей учится в Московской консерватории и покоряет мировые сцены с самыми именитыми оркестрами. В программе фестиваля пианист Владимиров заменил победителя международного конкурса скрипачей Владимира Спивакова 2016 года Даниэля Лозаковича, который заболел ковидом и не смог приехать в Уфу из Австрии. За несколько дней молодой пианист подготовил концерт для фортепиано с оркестром Эдварда Грига и просто очаровал публику. «Такие таланты рождаются очень редко», — говорит Татьяна Погодина, преподаватель Владимирова по дисциплине «специальное фортепиано» в уфимском музыкальном колледже. Вторая мама музыканта как всегда была рядом с Тимофеем в самый ответственный момент.

— В нем сочетается все: внешность, гениальная голова, музыкальность и артистизм. Последние три качества у музыкантов редко бывают в равном соотношении, обычно что-то перевешивает. А здесь все в гармонии, — рассказывает педагог. — Родители Тимофея живут в Уфе, они не музыканты — физики. Папа — гениальный ученый, любитель рока, в квартире всюду стеллажи с дисками. Мама Тимофея рассказывала, что муж не засыпает без музыки. Вот и Тимофей так же. Когда мы с ним ездили на конкурсы, то жили в одной комнате, и каждый вечер ребенок включал планшет и объявлял: сегодня мы слушаем, к примеру, седьмую симфонию Шостаковича, причем в нескольких вариантах. И вот мы до двух ночи сидели и слушали.

После девятого класса мы отправили его в Москву, где он блестяще поступил в центральную музыкальную школу при Московской консерватории, а потом и в саму консерваторию.

Магия звука

Сюрпризом заключительного вечера фестиваля стало выступление известного уфимского кураиста Роберта Юлдашева. Совместно с филармоническим оркестром он исполнил башкирскую народную песню в обработке для курая группы «Курайсы». Композиция, в которой крики журавлей и народный дух посредством курая органично вплелись в музыку оркестра, так впечатлила публику, что она не хотела отпускать музыканта со сцены.

Как рассказал Роберт Юлдашев, его знакомство с Владимиром Спиваковым состоялось 10 лет назад, и мастер сразу почувствовал мистические вибрации и запомнил звучание курая. При следующей встрече на гастролях он сразу вспомнил название инструмента и песню про журавлей.

— Пригласив к участию в этом концерте курай, маэстро тем самым показал уважение к пространству, в котором он выступает, к Башкортостану, к его истории. Если подумать, то сегодняшнее выступление со знаменитым оркестром — это большое событие для продвижения курая и нашего традиционного искусства в мировое пространство, — говорит Роберт Юлдашев. Композиция «Сынрау торна» была сыграна на фестивале музыкантами экстракласса после единственной 15-минутной репетиции.

— Тростниковый курай имеет неповторимый тембр, это вибрации нашей земли. Не зря говорят, что курай — это продолжение башкирского языка. Маэстро Спиваков — человек, который живет особыми категориями, он понимает мистицизм звука. Я сегодня был счастлив стоять рядом на одной сцене с этой глыбой нашего классического искусства, — сказал кураист.

Аплодисменты артисту

В заключительной программе фестиваля оркестр исполнил произведения А. Лядова («Из Апокалипсиса»), Д. Шостаковича (Девятая симфония) и вокальный цикл М. Мусоргского на слова А. Голенищева-Кутузова «Песни и пляски смерти» в исполнении ведущего солиста Московского театра «Новая опера», известного российского баритона Василия Ладюка.

Репертуар не из эмоционально легких, как для слушателей, так и для исполнителей. Василий Ладюк хорошо знаком с уфимской аудиторией: он неоднократно выступал в Башкирском оперном театре и в ГКЗ.

— Всегда приезжаю сюда с большим удовольствием. Публика здесь очень любит музыку, мы, артисты, это чувствуем.

Разговор героя со смертью слушать непросто. «А каково это исполнять?» — поинтересовалась я у певца.

— Исполнять серьезное произведение всегда сложно и волнительно, особенно когда ты находишься на сцене с такими мастерами. Безусловно, это большой труд, но труд в радость. В данном случае нужно было передавать повествование от лица двух персонажей: Смерти и героя. Разные образы, разные краски. Это и эмоционально, и физически очень тяжелое произведение, но когда ты слышишь шквал аплодисментов — это радость и счастье, и энергетически все возвращается, — ответил артист.

Будем передавать огонь дальше

Журналисты не могли не спросить у маэстро, почему завершающий концерт фестиваля отличился программой, связанной со смертью и концом света.

— Лядов, как и многие великие художники, предчувствовал, что может случиться. Мы живем сейчас в таком непростом, нервном, хаотичном мире. Очень много людей уходит из жизни, много друзей уходит. Это не так просто пережить, начинаешь задумываться, — говорит Владимир Спиваков. — Я каждый раз думаю: а вдруг это последний концерт в моей жизни? Но все-таки мы оживили концовку. Я рад, что мы исполнили прекрасную песню с нашим уфимским другом. Крики журавлей… Журавли же не только улетают, они еще и прилетают, и детей выводят, и вообще красавцы-птицы, правда?

Ну и последнее произведение («Марш клоунов из кинофильма «8 1/2» Нино Роты — авт.) не случайно. Мы все в каком-то смысле артисты, клоуны, пилигримы, и когда-то придется уйти. Но пока этого нет — все ушли с ощущением счастья и благодарности. Душа возвысилась не только у публики, но и у нас, музыкантов.

Маэстро отметил, что музыкальный марафон, состоящий из конкурса и фестиваля, был нелегким. Но конкурс показал, что музыканты с удовольствием в нем участвуют и верят людям, которые сидят в жюри. Бывает, что даже самые солидные конкурсы сопряжены с интригами и нечестностью судей, из-за чего музыканты опасаются в них участвовать.

— А здесь все было хорошо, по-дружески, все музыканты довольны, отмечены призами, стипендиями. Я очень благодарен Фонду Мустая Карима, который продолжает традицию предоставления премий, — сказал маэстро. — Будем передавать огонь, нести его дальше. Надеюсь, что еще увидимся. Всем счастья и здоровья!

Блиц-опрос

Преподаватель уфимского музколледжа Татьяна Погодина

— Что вы увидели в сегодняшнем выступлении своего ученика?

— Я увидела, что это уже игра не мальчика, но мужа, то есть это действительно сложившийся музыкант — настолько зрелая у него игра. Жалко, что пандемия лишила его запланированных гастролей в Париже и Баден-Бадене. Когда ему предложили выступление в Уфе, он так обрадовался этой возможности, что сделал невероятное — за четыре дня выучить такое произведение и выйти на такую сцену и с таким оркестром сыграть — на это мало кто решится.

— А физические данные необходимы пианисту для успеха?

— Обязательно. Я слушала сегодняшнее выступление и ловила себя на мысли, что рояль — это все-таки мужской инструмент. Огромный, труднейший инструмент чисто физически. Недаром великие пианисты в основном мужчины. Большая рука, сила… все это помогает. Сейчас трудно поверить, но когда Тимофей был маленький, то у него рука была как вермишель, и мне говорили, что он не музыкальный. Я отвечала: просто подождите…

— Для меня приглашение выступить в Уфе было, конечно, большой неожиданностью и, безусловно, неожиданностью очень приятной, ­— говорит Тимофей Владимиров. — Выступать с концертом под управлением такого великого мэтра, как Владимир Спиваков, это не только счастье для музыканта, но и большое человеческое счастье, потому что мудрость и светлая энергия, которую излучают такие люди, изменяет изнутри, дает толчок к профессиональному и личному развитию на долгие годы вперед. Кроме того, это был прекрасный повод познакомиться с прекрасной музыкой концерта Грига, который я раньше никогда не играл. А еще я получил возможность выступить на родине, по которой всегда очень скучаю, и я всегда рад возможности встретиться с любимыми и родными людьми, увидеть, что они пришли на концерт, чтобы поддержать меня. В общем, звезды сошлись, и всем большое спасибо.

Ещё увидимся!
Ещё увидимся!
Автор:Лариса ШЕПЕЛЕВА   
Читайте нас: