Все новости
Культура
22 Ноября , 13:15

Звёзды сошлись

Уфу включили в гастрольную орбиту фестиваля «Золотая маска»

Звёзды сошлись

Увидеть в партере Башкирского оперного народного артиста России Игоря Костолевского и звезду мирового балета, танцовщика из плеяды Нуреева Лорана Илера, увлеченно глядящих на сцену, — картинка из разряда фантастических.

И тем не менее это произошло: в Уфу впервые приехал фестиваль «Золотая маска» и привез для показа два спектакля, отмеченных главной театральной премией страны.

Долгожданная встреча

«Золотая маска» в Уфе — часть масштабной региональной программы, цель которой — показать зрителям, раскиданным по всей большой стране, что такое современный и вообще настоящий театр. В этом году спектакли «Золотой маски» объедут 13 городов: старт был дан в Омске, конечная точка маршрута — Санкт-Петербург, куда фестиваль доберется к декабрю. Уфа на этой карте пока новичок, но, как с первых же слов заявил президент премии и фестиваля «Золотая маска» Игорь Костолевский, он искренне рад тому, что встреча с уфимским зрителем наконец состоялась.

— С Башкирией нас связывают тесные творческие и дружеские отношения, — отметил артист. — Многие годы башкирский театр попадает в поле зрения фестиваля, ваши спектакли становятся номинантами и лауреатами премии. Вот сейчас, например, постановка Башкирского оперного театра «Новая жизнь» выдвинута на премию за 2022 год сразу в шести номинациях. Так что наш приезд, конечно же, не случаен, тем более что мы знаем ваши театры, знаем, какой у вас замечательный театральный зритель.

По словам президента фестиваля, спектакли для показа в том или другом городе отбираются не абы как: их привозят в соответствии с возможностями площадки и подготовленностью публики. Есть маленькие города, где в силу географической отдаленности люди не знакомы с театром, — туда везут спектакли близкие и понятные, которые точно найдут отклик.

— А есть театральные города, такие, как Уфа, Новосибирск. Туда мы можем везти сложные спектакли, там зритель, что называется, насмотрен, — уточнил Игорь Костолевский.

В уфимскую программу фестиваля вошли две постановки — «Вечер современной хореографии» Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко (МАМТ) и спектакль «Сон в летнюю ночь» театра «Мастерская П. Н. Фоменко». Кстати говоря, возможностями сценической площадки их создатели остались довольны: акустика Башкирской оперы считается лучшей в республике, и опыт драматических театров в его стенах всегда очень успешен. Режиссер шекспировского «Сна» Иван Поповски лично приезжал в Уфу и среди нескольких предложенных вариантов выбрал именно эту сцену: на ней большой населенный спектакль с обилием декораций сможет чувствовать себя как дома. А это самое главное — чтобы зритель увидел привезенный спектакль в том качестве и том исполнении, как если бы смотрел его на родной площадке, заметила руководитель региональных программ фестиваля Наталья Ильинская.

«Уфа» — особенное слово

«Вечер современной хореографии» представили уфимской публике сразу два его «отца» — генеральный директор МАМТ Андрей Борисов и худрук балетной труппы театра Лоран Илер, в свое время звезда парижской Гранд-Опера и один из лучших в мировом балете исполнителей партий принцев. К слову, насколько всерьез отнеслись гости к гастролям в Уфе, можно судить уже по такой детали. На следующий день после старта фестивальной программы предстояла премьера оперы «Риголетто» в МАМТе, и тем не менее Андрей Борисов сумел вырваться на денек в Уфу, чтобы просто поприсутствовать при этом событии, хотя постоянно был на телефоне и не сводил взгляд с часов.

— Есть дружба театров, а есть дружба директоров, и это очень важно для продвижения искусства, — признался он в дружеских чувствах к своему коллеге из Башкирского оперного театра Ильмару Альмухаметову. — Я счастлив, что нам выпала честь выступать на сцене Башкирского оперного театра, который я очень люблю. Люблю директора, люблю артистов, которые здесь работают, — это прекрасные творческие люди.

«Вечер современной хореографии», состоящий из трех одноактных балетов Акрама Хана, Иржи Килиана и Охада Нахарина, — то, что на балетном жаргоне называют «тройчаткой», зрителям отрекомендовали как классику модерна — поиск новых форм и нового пластического языка, иной раз становящийся вызовом традициям классической школы.

— Это не просто рядовой, это марочный спектакль, который показывает нам новые высоты художественного руководства Лорана Илера. Мне невероятно повезло работать с таким большим мастером, и я очень рад, что Лоран подписал контракт с нашим театром на три года, — отозвался о французском балетмейстере Андрей Борисов. А интерес уфимских зрителей к этим балетам в значительной мере подогревало и то обстоятельство, что Лоран Илер работал в Парижской опере вместе с Рудольфом Нуреевым и был одним из его любимых учеников.

Впрочем, господин Илер и сам признался, что слово «Уфа» звучит для него по-особому.

— Для меня лично это особенные гастроли, — сказал он. — Я приехал сюда, потому что знаю, что Рудольф провел здесь годы детства и юности. Он часто говорил об Уфе, и для меня это знаково — увидеть его родной город и тем более показать наши новые балеты здесь, на той самой сцене, где когда-то начинал он.

Лоран Илер отметил, что считает себя продолжателем школы Рудольфа Нуреева.

— Нас связывали отношения ученика и наставника, он меня воспитал, — рассказал балетмейстер журналистам. — В 1983 году он пришел в Опера де Пари директором балетной труппы. Мы были знакомы с ним в течение года до этого и работали вместе до самой его смерти. У нас он поставил свой последний балет «Баядерка», довел его до премьеры. Он научил меня философии сцены и философии жизни в том числе.

По мнению мсье Илера, Рудольф Нуреев оказал колоссальное влияние на балетную школу Франции.

— Для нас, классических артистов, он открыл совершенно новую пластику, новый стиль исполнения и познакомил с этим зрителей. Я, конечно, не пытаюсь копировать Рудольфа, но, мне кажется, то, что я делаю сейчас в России, — это продолжение его работ тогда у нас, — отметил Лоран Илер.

Вспоминая, каким был Рудольф Нуреев в жизни, хореограф особенно выделил его фанатичную преданность балету. Гениальный танцовщик никогда не пропускал занятий в балетном классе и как бы поздно ни прилетел с гастролей накануне, утром уже стоял у балетного станка. При всем том он имел весьма своеобразную манеру выражать свои мысли, чем иной раз шокировал людей. Бывало, что его пугались, но на самом деле ему нравились те, кто мог ему противоречить, отстаивать свою позицию.

— Он меня действительно потряс. Это один из самых харизматичных людей, которых я встречал в своей жизни, — заключил французский гость.

На вопрос, будет ли теперь «Золотая маска» приезжать в Уфу регулярно, однозначного «да» организаторы фестиваля не сказали. Но заверили, что очень на это надеются и готовы продолжать сотрудничать с нашим регионом.

Между тем

Пока в Уфе идут спектакли «Золотой маски», артисты Башкирской оперы пакуют чемоданы, чтобы, в свою очередь, выйти на сцену МАМТ и показать в рамках того же фестиваля одноактные балеты «О чем молчат камни» и «Свет погасшей звезды», а сразу на следующий день — ту самую оперу «Новая жизнь» («Vita Nuova»), номинированную на премию «Золотая маска». «Три события буквально друг за другом на одной площадке — это очень ответственно и очень сложно технически и физически. Но при всем том очень интересно, как воспримет и зритель, и экспертный совет, куда входят представители самых разных областей — художники, писатели, профессиональные музыканты, то, что хотели сказать создатели этих постановок», — сказал директор БГТОиБ Ильмар Альмухаметов.

К сведению

Региональная программа «Золотой маски» была запущена в 2000 году, за это время в разных городах России было показано более 150 лучших спектаклей. Проект реализуется при поддержке Министерства культуры России и Фонда президентских грантов.

Звёзды сошлись
Автор:Татьяна КРУГЛОВА