Все новости
Культура
17 Ноября , 20:15

«Жёсткая вода» — мягкая сила

Работы уфимских художников стали частью международного проекта «Птицы и велосипеды»

«Жёсткая вода» — мягкая сила

Босые мужчина и женщина в белых сорочках молча стоят друг напротив друга. Рядом два ведра и железная бочка, полная воды. Мужчина медленно наполняет ведро и окатывает женщину с ног до головы. Та вздрагивает, какое-то время безмолвно смотрит на мужчину, а потом наполняет второе ведро и выливает воду ему на голову.

Какое-то время он это «переваривает» и снова берет ведро, отвечает ей тем же, и так по кругу. На их лицах сменяются разные эмоции, но ясно одно — это вовсе не игра, все очень серьезно, если не сказать трагично. Мужчина встает на колени, женщину трясет от холода, но взаимное обливание не прекращается до тех пор, пока в бочке есть вода. А потом как будто наступает прозрение, мужчина и женщина снова становятся близкими друг другу, обнимаются и вместе уходят под аплодисменты зрителей.

Кто-то из них смотрел перформанс уфимской художницы Нелли Акчуриной и художника из Удмуртии Жон-Жона Сандыра «Жесткая вода», открывающий одноименную выставку в уфимской арт-галерее «Мирас», как артхаусную короткометражку о трагизме гендерных отношений, а кто-то думал: сколько же воды пролито впустую! На то и перформанс, чтобы размышлять, рождать идеи. И любые из них имеют право быть. Выставка «Жесткая вода», проходящая в рамках большого международного творческого проекта «Птицы и велосипеды» — это как раз возможность подумать и поэкспериментировать. Слова «птицы» и «велосипеды» практически всеми воспринимаются позитивно. Это своего рода перспектива, свобода полета, преодоление, скорость, освобождение от рутины, расширение границ и стремление к новому. По мнению организаторов проекта, за простой природно-технической метафорой «птицы и велосипеды» могут стоять и темы экологии, и новой урбанистики, и здорового образа жизни в условиях стремительно меняющихся жизненных реалий. В жанровом отношении проект — большой и длительный фестиваль, события которого проходят с сентября по декабрь в Берлине, Варшаве, Кросно, Гданьске, Москве, Уфе, Петрозаводске и Твери. Каждый из городов-участников должен был обозначить собственную проблематику выставки. Метафору «Жесткая вода» предложил уфимский художник Ринат Миннебаев.

— Почему «Жесткая вода»? Я думаю, у людей возникает множество ассоциаций, размышлений на эту тему, начиная от химического состава воды и заканчивая некой средой обитания, нашим городским пространством, — говорит директор галереи «Мирас» Виолетта Ибатуллина.

Сам художник считает, что это название без пафоса и с самоиронией отлично обозначает Уфу в контексте проекта. У нас действительно жесткая вода, но есть и другие «жесткие» проблемы: экологии в целом, нетерпимости людей друг к другу. В выставочных работах Миннебаев продолжает главную для себя тему экологии и ресайклинга. Его рельефные картины — своеобразный геологический срез, в основании которого под грудой мусора — стальные скелеты большой птицы и рыбы на крючке. «Этот крюк — еще один символ трагизма сегодняшней ситуации, когда, расчищая наслоения мусора и шума, мы обнаруживаем, что природа убита», — констатитрует Миннебаев. Я спросила у художника, какую главную мысль он хотел выразить на этой выставке. «Все очень плохо, надо что-то делать», — ответил он.

Для уфимской художницы Ольги Цимболенко вода в разных состояниях — излюбленный предмет наблюдений. Она зафиксировала их в живописных работах «Бассейн «Юность», «Вода и полиэтилен» и в арт-объектах «Башкирское море» и «Электричество в воде». «Я люблю дождь, а дождь с молнией — особенно красиво, — говорит Ольга, — «Электричество в воде» — это пейзаж в виде скульптуры, дождь, зафиксированный навечно».

Вы когда-нибудь видели скульптуру дождя? Тогда приходите на выставку: простая, на первый взгляд, инсталляция из 3D-тучи и дождя из металлической проволоки, спиц и витражных красок выглядит оригинально, воздушно, видно, что сделана она с любовью к предмету. Второй арт-объект Цимболенко — фантазии на тему далекого прошлого, когда горы-шиханы были морским дном. «Скоро на них ляжет снег, который — тоже вода», — замечает Ольга.

— Это живой проект, в котором нет границ, в нем гармонично сосуществуют работы польских, немецких, российских художников. Приятно, что Уфа вписалась в этот международный фестиваль, потому что она этого достойна и своими традициями, и современными мастерами, — говорит секретарь Союза художников РБ, руководитель Центра польской культуры и просвещения РБ Марина Садыкова. — Я думаю, не каждый город сейчас сможет потянуть такой проект. Это «Жесткая вода», но мягкая сила. Если подумать, в нем можно найти много смыслов, но первое, что пришло мне в голову, — это холодный душ новостей, информационного фона, в котором мы живем последние два года, и глобального ускорения жизни. Хочется поблагодарить наших художников за их вдумчивое отношение к своему творчеству и нашему зрителю.

Выставка в галерее «Мирас» продлится до 30 ноября.

«Жёсткая вода» — мягкая сила
Автор:Лариса ШЕПЕЛЕВА