Все новости
Культура
6 Ноября , 22:15

Балет похож на пилотаж

В Уфе завершился IV Международный фестиваль-конкурс «Малый Нуреевский»

Балет похож на пилотаж

Более 40 юных исполнителей из России и стран ближнего зарубежья приняли участие в форуме хореографических училищ и академий, который в этом году впервые прошел в формате конкурса.

Они показывали мастерство в номинациях «Классический танец» и «Народно-сценический танец». В качестве членов жюри и гостей форума в Уфу приехали известные деятели балетного искусства, руководители специальных колледжей из Казахстана, Узбекистана, Киргизии, а также представитель Фонда Рудольфа Нуреева из Франции.

Как сообщили в Уфимском хореографическом колледже, в рамках фестиваля должна была состояться выездная сессия представителей Международного фонда Нуреева из нескольких европейских стран. Для них уже были сделаны визы, куплены билеты, но один из членов делегации заболел, и его коллеги тоже решили отменить поездку. Единственным послом Фонда стала мадам Мартин Гэй из Парижа.

Это уникальная личность. По роду деятельности — психолог, а также профессиональный пилот гражданской авиации, постоянная участница французских авиаралли.

Она рассказала учащимся Нуреевского колледжа о своей книге «Ночные ведьмы — дневные фурии. Советские летчицы в 1941 — 1945 годах», выпущенной во Франции в литературной серии «Женщины в небе войны». По словам мадам Мартин, она не случайно провела презентацию книги среди будущих танцовщиков: по ее мнению, пилотаж очень напоминает танец, только пилотирование — это танец огромного масштаба. К тому же старшие учащиеся колледжа как раз такого возраста, какими были советские «ночные ведьмы»: это были совсем молодые, 17 — 20-летние девушки. Мартин Гэй дважды побывала в Москве, познакомилась с начальником штаба полка пикирующих бомбардировщиков Ириной Ракобольской и штурманом Галиной Бельцовой. Их рассказы и легли в основу повествования о подвиге летчиц. «Я не акцентирую внимание на том, что это были именно советские женщины, для меня это русские женщины, которые защищали свою родину во имя будущего», — рассказывает автор. Француженка заинтересовалась историей «ночных ведьм», потому что женский авиаполк был уникальным: в армиях других стран не было женщин. «Французы считали, что нельзя отправлять на войну матерей своих будущих детей, иначе погибнет весь род. А русские бросили на победу все силы», — говорит она.

Французской летчице показалось невероятным, что девушки летали на самолетах, сконструированных из фанеры и брезента, крепя к ним бомбы подручными средствами. И, несмотря ни на что, оставались женственными: между полетами делали макияж, пользовались духами.

— Я задаю себе вопрос: откуда все-таки такая стойкость? Мне кажется, все дело в глубокой вере: в Бога, в чудо, в победу. И еще, я считаю, что вы выстояли благодаря культуре: музыке, поэзии, танцу, — сказала гостья, чья книга выпущена не только на французском, но и на русском языке. — Следующая моя книга будет об участии французских женщин в этой войне. Они не были пилотами, но делали большое дело на земле.

По словам Мартин Гэй, всемирно известный танцовщик Рудольф Нуреев, пожалуй, самый важный представитель балетного искусства в мире, и для нее особая честь быть приглашенной на фестиваль в единственный в мире колледж, носящий имя великого танцовщика.

— Передача своих эмоций людям посредством танца, которую я видела в выступлениях участников конкурса, — это нечто магическое. Они выбрали великолепную профессию, и я желаю им стать мировыми звездами, — сказала мадам Гэй.

Еще одним интересным гостем внеконкурсной программы фестиваля стал Сергей Лалетин, выпускник Уфимского хореографического училища, артист балета, балетный критик, преподаватель, старший научный сотрудник Санкт-Петербургского театрального музея. Он поговорил с учащимися хореографического колледжа о современном состоянии балетного театра России.

Что такое балет? — первый вопрос, который Сергей задал будущим артистам. Оказалось, что ответить на него не так уж просто.

— Я как педагог понимаю, что с детьми надо разговаривать. Как дети понимают балетное искусство? Мы даем им так называемое комплексное образование, но — вопрос: а интересно ли им это? Да, они должны знать основы, но, может быть, они хотят знать нечто большее? Искусство развивается, оно живое. Есть классическое искусство, которое должно сохраняться, но мы должны смотреть в будущее. Этим детям придется жить в мире, где все по-другому, и они должны быть к этому готовы, — говорит Сергей.

По его словам, балет — очень сложная профессия, в которой все дается кровью и потом. И в основном это выбор родителей, особенно когда речь идет о мальчиках. И самого Сергея в балет отдала мама.

— Это был 1991 год, все в обществе было очень нестабильно, и мама посчитала, что эта профессия вне глобальных катаклизмов и прокормит во все времена.

Понимание, что балет — это мое, пришло позже. Я выпустился из училища в 1998 году и чуть ли не на следующий день сел в поезд и уехал в Питер, где сразу нашел работу. Я очень благодарен за приглашение колледжа на фестиваль — его уровень очень высокий. Всегда с удовольствием возвращаюсь в свою альма матер — это теплый дом, который всегда открыт для гостей, — рассказал он.

А гости — руководители хореографических училищ и академий из России, Казахстана, Азербайджана, Киргизии — отметили, что, несмотря на то, что сегодня балетное сообщество разделено границами, его объединяют фундаментальная, академическая основа и сотрудничество. Вот и нынешний форум не только стал смотром школ танца, но и возможностью обсудить проблемы хореографического образования. Отдельный вопрос — пагубное влияние онлайн-обучения.

— Обучать классическому танцу дистанционно практически невозможно, ведь это на уровне телесных ощущений, — считает Сергей Лалетин. По мнению членов жюри, несмотря на замечания, в выступлениях конкурсантов были видны и школа, и хорошие творческие возможности.

На церемонии закрытия фестиваля в Башкирском театре оперы и балета участникам вручили дипломы и памятные подарки. Дипломов удостоились ученики московской Академии танца Бориса Эйфмана, Казахской национальной академии хореографии, Казанского, Пермского, Краснодарского и других хореографических училищ.

Закрытие фестиваля завершилось масштабным гала-концертом.

Балет похож на пилотаж
Автор:Лариса ШЕПЕЛЕВА