Все новости
Культура
31 Октября , 20:15

Пробежать пальцами по клавишам

Более тридцати лет педагог из Приютово учит детей прекрасному

Пробежать пальцами по клавишам

В пять лет она сбегала из садика в музыкальную школу.

В те годы поселок активно строился, все было перекопано, бывало, что маленькую Эльвиру соседки по бараку вытаскивали из траншеи. Туда она съезжала по липкой грязи и сама выбраться не могла. Потом, конечно, попадало от мамы, которая работала допоздна и не успевала забрать дочку из детсада вовремя. А на следующий день все повторялось. Мама не устояла, отвела дочь-дошкольницу на прослушивание.

Музыкант, как спортсмен, должен быть в форме

Сегодня Эльвира Латыпова работает в школе искусств поселка Приютово, она педагог по классу фортепиано и заведующая отделом.

— Фортепиано — это моя жизнь, моя душа… Это я, — признается она. — Я этим живу. У меня есть только фортепиано и мама.

В свое время педагоги настоятельно советовали ей выбрать в качестве инструмента скрипку, но свой выбор эта хрупкая целеустремленная девочка сделала в детском саду. Там она с боем отнимала игрушечное пианино у сверстницы и извлекала из него мелодичные звуки.

При обучении игре на фортепиано главное — техника. Развивается она лет до 18 — 19, поэтому обучение детей начинают с трех-четырехлетнего возраста.

Эльвира Айратовна придерживается принципов классической школы и ссылается на опыт более именитых коллег:

— Я помню семинар, который проводил в институте искусств знаменитый пианист, профессор Московской консерватории и заведующий кафедрой института имени Гнесиных Владимир Тропп, ему в те годы было уже лет 80. Однажды в начале занятия он вышел и, не говоря ни слова, сел за инструмент, 40 минут играл гаммы. Для пианиста это неукоснительное правило — каждый день поддерживать форму. Музыкант, так же как спортсмен, без тренировок снижает результат, теряет навык.

Этому педагог уже три десятилетия учит приютовских девчонок и мальчишек. Хотя отношение ребят к занятиям в музыкальной школе, к сожалению, меняется. Нынешние дети более амбициозны, хотят достижений, похвалы, поощрения, хотят участвовать в конкурсах и побеждать, но вот трудиться ежедневно, кропотливо, как их учитель, могут не все.

«Рояль — мужского рода»

Это высказывание своего педагога Натальи Латышевой Эльвира Латыпова вспоминает, рассказывая об учениках:

— В класс фортепиано преимущественно идут девочки, а мне почему-то помнятся именно мальчики. Один из первых моих выпускников — Дмитрий Лапин. Он стал профессиональным музыкантом, после окончания музыкального колледжа работал в нашей школе. А потом избрал другой путь и теперь служит священником в белебеевском храме. Очень неординарным учеником был Роман Хузин. Непокорный, самокритичный, честолюбивый. Однажды на зачете, чтобы исполнить программу правильно, он негромко, но все же вслух сам себя подстегивал. И справился!

А еще Эльвира Айратовна вспоминает, под каким впечатлением вернулся с родительского собрания в вузе ее отец:

— Ваш педагог сказала, что по энергетическому выбросу один час игры на фортепиано равен четырем часам работы грузчика.

В этом можно убедиться, когда по телевидению крупным планом показывают великих современных пианистов — Дениса Мацуева, Владимира Овчинникова. Мощь, необыкновенная экспрессия покоряют зрителя.

Чувствительный музыкант

Так охарактеризовала Эльвиру Латыпову ее коллега Гульнара Полищук. Они вместе ходили по коридорам музыкальной школы с нотными папками в руках, а теперь вместе работают и выходят на сцену.

— Пианистов в музыкальном мире называют тружениками не случайно, — считает она. — Большинство музыкальных произведений написано для этого инструмента. Пианисты выступают и как сольные исполнители, и как аккомпаниаторы. Могу смело сказать, что 50 процентов успеха солиста на сцене — заслуга аккомпаниатора. Есть такое выражение: «Руки порхают по клавишам». А у Эльвиры Айратовны руки поют. Она без преувеличения один из лучших концертмейстеров Башкортостана. Свидетельство тому — многочисленные грамоты, которыми ее поощряло жюри различных конкурсов. Она с малых лет ко всему подходит с особенной ответственностью. Это чувствительный музыкант и при этом щепетильный, очень честный и отзывчивый человек.

Латыпова и Полищук двадцать лет назад объединились в творческий дуэт «От сердца к сердцу». В их репертуаре великое множество проникновенных, искренних песен, которые, к сожалению, звучат нечасто. И когда на сцене сплетаются чудесные звуки инструмента и голоса, рождая забытые эмоции, зрители, причем не только старшего возраста, не могут сдержать слез.

«А кто вас учит?»

Учеников было много. Примечательно, что нередко это были дети из одной семьи, они выбирали Эльвиру Латыпову не только в качестве преподавателя.

— Мы же не только разбираем ноты и разучиваем произведения, — говорит педагог. — Они мне рассказывают то, что порой и маме своей не могли доверить. Но все их секреты остаются в тиши нашего кабинета. Я ребятам всегда говорила:

«Благодаря вашему духовному развитию с вами интересно будет общаться. Эти знания, умение слушать, хороший вкус, который воспитывает музыка, обязательно вам пригодятся, когда-нибудь да «выстрелят».

Однажды ученица Эльвиры Айратовны Анна Брандукова была в туристической поездке во Франции. Во время экскурсии на теплоходе девочка увидела белый рояль.

— Он был ослепительно красив, — рассказывала Аня позже, — и мне так захотелось исполнить на нем какую-нибудь мелодию... Вспомнила «Менуэт», который разучила незадолго до поездки. Вы знаете, сколько народу подошло к инструменту, когда я играла! И многие спрашивали: «А кто вас учит?».

В трудовой книжке педагога, который тридцать второй год служит музыке и детям, всего одна запись — о приеме на работу. Ни наград, кроме тех, что получала на конкурсах, ни званий… Эльвира Айратовна говорит:

— Для меня самая высокая оценка, — когда у ребенка возникает желание просто сесть за инструмент, пробежать пальцами по клавишам, прислушаться к рожденным звукам и получить от этого удовольствие.

Фото из семейного архива Эльвиры ЛАТЫПОВОЙ.

Автор:Гульнара МУРЗИНА