Все новости
Культура
18 Октября 2021, 20:15

Живая бронза

Когда скульптура из трёхмерной становится безмерной

Живая бронза
Живая бронза

В Уфе проходит выставка известного московского скульптора Вадима Кириллова. Его работы выставлялись в самой старой в мире академии западно-европейского искусства во Флоренции и в новомодных залах Москвы, они хранятся в Московском музее современного искусства, в частных собраниях в России, США и стран Европы, а также украшают улицы многих городов. Многие проекты Вадим Кириллов осуществляет совместно с родным братом, скульптором Станиславом Кирилловым, чье искусство, хотя и в небольшом объеме, тоже представлено на выставке.

«…Тебя там встретит огнегривый лев,
И синий вол, исполненный очей.
С ними золотой орел небесный,
Чей так светел взор незабываемый… »

Глядя на величественных колоссов с головами льва, быка, орла и ангела, которые завладели пространством выставочного зала художественного музея имени Нестерова, нельзя было не вспомнить легендарный «Город золотой» от БГ. Но московский скульптор Вадим Кириллов вдохновлялся не им, а священными текстами, в которых четыре ветхозаветных существа — тетраморф — сторожили трон Господень.

Скульптурная группа «Евангелисты» — единственное на этой выставке крупномасштабное произведение скульптора, который широко известен благодаря своим монументальным и мемориальным работам. Здесь же представлены фотографии:

жители республики могут узнать на них и мемориал землякам, ушедшим на фронты Великой Отечественной войны, установленный в Уфе у входа в здание железнодорожного вокзала, и памятник башкирским воинам — участникам Отечественной войны 1812 года, и «Материнство» в Сибае. По словам скульптора, Башкирия уже стала его вторым творческим домом, где всегда присутствует вдохновение, и теперь ему хочется познакомить жителей республики со своим «домашним» творчеством — станковой скульптурой. «Это мое восприятие жизни, из которого я формирую скульптуры. Они появляются на протяжении всей жизни: здесь есть работы, которые я сделал 20 лет назад, и совсем новые. Мне, как, думаю, и вам, интересно увидеть все это со стороны, вне стен мастерской», — говорит Вадим Кириллов.

Его интересует природа, философия искусства: «Сейчас искусство понимается как способ самовыражения личности, автора произведения. Но существует и иное мнение — искусство является способом познания вселенной, как математика или физика, и так же, как и в математике, чтобы научиться простым арифметическим действиям, нужно посвятить достаточно много времени освоению предмета». В творчестве самих братьев Кирилловых очень чувствуется, что освоение «предмета» ими самими происходило длительно и качественно. Как говорится, чувствуется школа. Вадим Кириллов окончил академию имени Сурикова (мастерская профессора Л. Кербеля). Обучался в Академии художеств под руководством не менее известного В. Цигаля. Младший брат Станислав — выпускник московского художественного лицея и Московской художественно-промышленной академии имени Строганова (мастерская народного художника РСФСР академика А. Бурганова).

Работы братьев Кирилловых из ряда таких, рядом с которыми хочется постоять и подумать. Казалось бы, классические, знакомые образы: Адам и Ева, Дон Кихот, древние мыслители… Но благодаря философской и эмоциональной настроенности самих мастеров их скульптуры настолько живые, динамичные и сложные, что рождают даже больше ассоциаций, чем талантливая абстракция. Ну и, конечно, глядя на их работы, наслаждаешься формой, тем самым 3D-форматом скульптуры, которая, как сказал известный башкирский скульптор Владимир Лобанов, на самом деле не трехмерна, а безмерна. Каждый найдет для себя на выставке свой камень преткновения — ту скульптуру, около которой хочется задержаться подольше.

Для меня это «Хранитель книги» и «Ева (Размышление)». Мудрость тысячелетий и вечная красота под бременем тягот жизни, мне кажется, что эти скульптуры об этом. Глубина, метафора, иносказание и поэтичность названия — это «Хранитель книги» в восприятии заслуженного художника РБ, декана факультета изобразительных искусств Уфимского института искусств Амира Мазитова. «Композиция «Евангелисты». Сколько всего в секунду проносится через наше сознание при взгляде на эту работу, сколько совершенно разных ассоциаций: шумеры и эллины, Вавилон, Ассирия и Египет… Сколько образов… Колоссы, ангелы, лодки, течения, цивилизации, — делится впечатлениями художник. — Или работа «Мыслитель» — движение, эмоции, энергетика… Это мастера самой высокой пробы: фундаментальная школа считывается сразу, и она в основе всего. Обязательно буду отправлять на эту выставку своих учеников, чтобы они прикоснулись к такому искусству».

Выставка продлится в музее два месяца и наверняка станет ключевым событием предстоящей акции «Ночь искусств».

Справка

Вадим Кириллов — член Союза художников России.

Обладатель золотой медали Российской академии художеств за участие в воссоздании Храма Христа Спасителя в Москве, дипломант Российской академии художеств.

Трижды лауреат премии Федеральной службы безопасности России за лучшие произведения литературы и искусства (2007 год — за памятник герою России подполковнику Дмитрию Разумовскому в Ульяновске; 2019 год — за памятник к 100-летию радиоразведки России в Москве; 2020 год — за памятник сотруднику органов безопасности в Грозном). Обладатель медали «За ратную доблесть» Общероссийской организации ветеранов локальных войн и военных конфликтов «Боевое братство» за памятник воину-интернационалисту в Ступино.

Кстати

Параллельно с экспозицией в музее имени Нестерова в уфимском отеле Crowne Plaza расположилась выставка совместной серии работ братьев Кирилловых «Архетипы». На открытии выставки состоялся творческий баттл между московским мастером и уфимским скульптором Игорем Карловым. Прямо на глазах первых посетителей выставки с натуры были созданы две миниатюрные скульптуры.

Прямая речь

Каринэ ХАБИРОВА, общественный деятель:

— Скульптура для моего восприятия — самое сложное искусство. Потому что здесь либо принимаешь, либо не принимаешь все: и форму, и объем, и чувства, которые она тебе передает. Профессионалы, наверное, оценивают искусство по-другому.

А я — как обычный человек: есть в душе отклик или нет.

Мне нравится в этих работах то, что это не просто красивое изображение человека. В каждой есть история, смысл, который вложил художник. Мне очень интересно расспросить об этом самих авторов, с которыми я обязательно пообщаюсь.

Светлана ИГНАТЕНКО, куратор выставки, замдиректора по научной работе музея имени Нестерова:

— Когда мы готовили экспозицию, у меня было удивительное чувство, как будто мы знаем друг друга очень давно.

Вы не представляете, какое это было фантастическое действо, когда мы распаковывали забинтованные для сохранности работы и они стали открываться взгляду!

Мы знаем этих мастеров по монументальным работам, памятникам, которые создаются на высокой патриотической ноте, по интерьерному творчеству. Но эта выставка открывает нам братьев Кирилловых с совершенно другой стороны. Сейчас мы видим так называемую станковую скульптуру, которая для каждого может открыться по-своему, надо просто очень внимательно смотреть. Безусловно, Кирилловы — сторонники классического направления, которое есть в любом виде искусства.

Но для них характерно единение трех его видов: живописи, графики и скульптуры.

Причем живопись и графика стоят на первом месте.

Мы видим здесь разный цвет бронзы, силуэт, великолепную формообразующую линию и одновременно — объемный пластический ход.

На стендах выставки — мысли Вадима Кириллова о скульптуре, пространстве, об аллегории, готике. Для него очень важен синтез скульптуры и интерьера, который дается единым образным решением. Скульптурная композиция
«Евангелисты» — настоящая архитектура.

Здесь присутствует один из любимых братьями мотивов — мотив лодки. Художники очень любят его, потому что лодка может быть символом всего: жизни, ухода из нее… Но здесь он так интерпретирован, что становится символом вечности.

Хочется, чтобы у каждого скульптора, который работает у нас в республике, обязательно состоялась выставка в художественном музее, чтоб мы увидели другую, более чувственную, эмоциональную сторону их творчества,
как произошло сегодня.

Владимир ЛОБАНОВ, скульптор:

— Я рад за всех нас, за музей, но еще больше я рад за скульптуру. В последнее время ее в музее показывают много, хотя нас, скульпторов, мало. Со скульптурой сложно работать, ее сложно выставлять и доставлять. Она не только объемна, но еще и материальна. Сейчас я вижу прежде всего обилие материала, то, как он обработан, и слышу, как эта бронза звучит.

Фотографии Анны КОСТЫЛЕВОЙ, Александра ДАНИЛОВА, а также из открытых источников.

Автор:Лариса ШЕПЕЛЕВА   
Читайте нас: