Все новости
Культура
10 Октября , 11:15

Дом для Чебурашки

Спектакль, героем которого стал симпатичный ушастик, шёл на сцене около двух тысяч раз

Дом для Чебурашки

Жизнь не похожа на сказку, однако у театра кукол свои законы. И время здесь вихрится, как ему захочется: кто бы поверил, что неизменно обаятельный любимец публики Чебурашка отмечает пятидесятилетний юбилей!

И именно на сцене Санкт-Петербургского театра марионеток имени Е. С. Деммени, первого в России профессионального театра кукол, юные зрители познакомились с «неизвестным науке зверем» еще до того, как он покорил телевизионные экраны.

«В репертуаре театра всегда должен быть герой вроде Буратино», — считает подарившая ушастику свой чудесный талант народная артистка РСФСР Фаина Костина.

Народные артисты-то у нас есть, а вот много ли «Первых Чебурашек Советского Союза»? Правильно: одна — Фаина Костина. Это звание присвоил артистке сам Чебурашкин «папа» — писатель Эдуард Успенский. «Чебурашка» — это не просто еще один спектакль, украсивший сцену, — считает она, — это продолжение традиций и славной театральной истории. Нам нужен был персонаж, который понравился бы и детям, и взрослым. Поиском драматургов, чьи герои блеснут на сцене единственного тогда театра кукол, где умели все, мы занимались всегда. Нам писали и Самуил Маршак, и Евгений Шварц, повезло и тут!

В 1969 году нам попалась книга «Крокодил Гена и его друзья» и сразу покорила сердце Владимира Ильина, знавшего толк во многих искусствах: помимо занимаемой должности главного режиссера был он замечательным актером, художником и скульптором. В обнаруженном «Крокодиле» было все, что нужно: узнаваемые образы, ярко выписанные характеры, актуальные проблемы — одиночества, например. Ведь даже старуха Шапокляк собирала свои «злы» лишь оттого, что хотела обратить на себя внимание. И вот в театре появился замечательный человек Эдуард Успенский, сразу заявивший, что пьес не пишет, и, тем не менее, создавший пьесу, а за билетами на улице выстраивались очереди, сметавшие все на месяц вперед. Был, правда, один нюанс: Ильин мало того, что любил имя Лариса, как назвали крыску Шапокляк, — именно так он тактично пожалел всех Ларис, обреченных на кличку «крыска». Появился и песик Тобик, которого сразу же полюбила детвора».

Это был и правда необычный спектакль, родившийся во всеобщей и от всеобщей любви и шедший на сцене около двух тысяч раз. «Мы всей труппой хотели в нем участвовать, все что-то приносили, — вспоминает Фаина Ивановна. — И постановка стала, говоря сегодняшним языком, брендом театра. Наш «Чебурашка» не сидел на месте: мы возили его по Домам культуры, в область. Со своим героем, которого на 500-й спектакль мне подарила художница Маргарита Ясинская, мы побывали там, где делали конфеты, игрушки, а потом делились впечатлениями на телевидении. Кстати, на том 500-м спектакле роль Ведущего исполнял сам Эдуард Успенский. Дико волновался, руки дрожали…»

Прославился «Чебурашка» за рубежом и по всему Советскому Союзу: особым знаком народной любви стали анекдоты, ходившие в народе, — по их количеству герои постановки могли соревноваться с Василием Ивановичем и Петькой. По мнению Костиной, всеобщее обожание персонажей Успенского можно объяснить его уникальным талантом соединять сказочное и реальное: например, милая обезьянка Мария Францевна получила имя преподавательницы немецкого языка. А Чебурашка всех объединил: разные характеры, разные представления о жизни, при нем даже скандалить как-то стыдно.

Есть среди кукольников мнение, что у каждой из кукол — своя душа. Чебурашка — не исключение, считает Фаина Ивановна: душа у него нежная, сердце доброе и отзывчивое. Потому и обращается с ним соответственно: никогда не положит лицом вниз. «Куклы могут быть мстительны, — отмечает она. — Если говорить о марионетке, то нити соединяют с ней, как нервы. Или как струны музыкального инструмента. Помимо того что придумываешь ей пластику, характер, надо еще думать на ход вперед и знать, куда пойдет рука в следующий момент. Не зря все наши лучшие актеры играли в шахматы».

Фаина Ивановна и сама в чем-то легенда: знает все роли прославленного спектакля. Когда Чебурашка доверчиво разделил свои симпатии между ней и заслуженной артисткой РФ Ларисой Жориной, внезапно пропали все «старушки Шапокляк»: кто уехал, кто заболел. Фаина Ивановна взяла дело в свои руки, и юные зрители все так же восторженно следили за похождениями шустрой старушки.

Для Ларисы Жориной роль Чебурашки была легендарной и … самой первой. Впрочем, юную выпускницу это не очень смутило: тому были причины: в вузе на возраст не смотрели и дипломным персонажем Ларисы стала, ни больше ни меньше, Ева в «Божественной комедии». А театр Деммени встретил настолько доброжелательно, что Лариса-Чебурашка сразу почувствовала себя в своей тарелке.

Да и особых колебаний между драматической сценой и сценой театра кукол у нее не было: еще в вузе судьба в облике одного из студентов уверенно направила уроженку Ростова-на-Дону «в 45-ю аудиторию, где очень интересно». Лариса пошла — прямо в руки талантливейшего педагога ЛГИТМиКа Сергея Жукова, да так там и осталась.

«Роль Чебурашки хороша тем, что в ней есть трогательность, глубина, есть о чем поговорить и подумать. Эталонного героя создала Фаина Ивановна, от него я отталкивалась, где-то повторяла, приспосабливалась, присматривалась. Она задала планку, а точнее, глубину образа — это был не просто кукольный персонаж, это был герой, со своим характером, идеями и судьбой. А потом я все же вышла на свое — конечно, каждый артист индивидуален, и мой Чебурашка получил мой голос, черты характера и манеры, — вспоминает она. — Вообще, игра — как воспитание ребенка, любовь тут безусловна, но чем больше вложишь, тем больше получишь».

Чебурашка воплотил-таки свою мечту — построить Дом дружбы, но и сам обрел тот дом, где его любят, не забывают, берегут, окружают милые и заботливые люди.

Например, Вячеслав Попов — некогда веселый шумный зазывала-продавец, первый обнаруживший среди апельсинов сладко спящего «неизвестного науке зверя».

Начинал он с роли интеллигентного Льва Чандра. Пришел в театр еще студентом и сразу «засветился» в спектакле «Когда поют светофоры». Но сценой заболел раньше:

когда в первом классе ему доверили сыграть какого-то суслика. Это чувство безмерного счастья, любви к стихам, особенно Пушкина, не покидают его до сих пор. Да еще любовь к детям: артист обладает редким талантом привлечь их внимание. И считает себя счастливым человеком: «Мы получаем удовольствие, да нам еще за это платят!» — смеется он.

Идет время в самом, наверное, добром и веселом театре, да так незаметно, что Чебурашке исполняется аж полвека. И как во всяком дружном доме, его обитатели мимо события не прошли, устроив стараниями главного режиссера Эдуарда Гайдая юбилей.

Зрители смогли узнать, кто такой Чебурашка, откуда он появился и какие добрые дела совершил. А затем, как заправский юбиляр, восседая на троне из коробок, ушастик принял поздравления: отрывки из музыкальных спектаклей театра, переделанные к случаю.

Чебурашка отмечает солидный юбилей, но совсем не стареет. Наверное, верит, что однажды вновь выйдет на сцену. А почему бы и нет?

Фото предоставлено автором.

Дом для Чебурашки
Автор:Елена ВАСИЛЬЕВА