Все новости
Культура
4 Октября 2021, 13:15

Старые песни

Максим Дунаевский о российской эстраде, нетленных хитах и уфимских концертах

Старые песни
Старые песни

Создатель нетленных хитов «Ветер перемен», «Позвони мне, позвони», «33 коровы», маэстро Дунаевский выступил в Уфе. Когда прошлой весной уфимцы узнали о предстоящем концерте легендарного композитора, билеты раскупили за два дня.

Но выступление отменяли дважды из-за его болезни. По причине пандемии не состоялся и его большой юбилейный концерт в Кремле. «Прошлый год и часть этого у меня были ужасными: я и ковидом переболел, и операцию на позвоночнике перенес. Но сейчас здоров, все в порядке!» — заверил журналистов Максим Исаакович на пресс-конференции перед двумя своими выступлениями, которые прошли в Башкирском театре оперы и балета. Уфимцам повезло: яркая программа, посвященная 75-летнему юбилею композитора, стартовала не в Москве, а в башкирской столице. Прямо накануне концерта во время репетиций композитор дописывал партию рояля в партитуре, которую Уфа услышала первой.

В программе творческого вечера были произведения не только самого Максима Дунаевского, но и его легендарного отца — Исаака Дунаевского.

— Идея такого двойного концерта возникла у меня давно. Но одно время я очень боялся сопоставления: думал, зачем напоминать лишний раз, что был гениальный отец?

Но меня убедили, что время идет, хиты есть, жизнь показала, что они нестареющие, можно уже перестать бояться, — поделился своими раздумьями маэстро. — Есть два произведения, сделанные совместно с отцом. Одно из них — «Дети капитана Гранта». Музыка отца звучала и в фильме, и в большом мюзикле, который 20 лет шел в Свердловской музкомедии. Это была моя первая встреча с папой на материале его музыки, и я добавил в него свою. Следующим шагом был мюзикл «Веселые ребята», который шел в Москве и в том же свердловском театре музкомедии. Я решил, что надо шагать дальше. В концертах все будет разнообразнее и интереснее. Исаак Дунаевский — это больше академическая музыка, а у меня — больше эстрадная. Мы смиксовали и то и другое, получился разножанровый концерт от достаточно строгих, с точки зрения жанра, сочинений до откровенной эстрады. Мы вообще скоро придем к миксу всех жанров — это мировая тенденция. Композитор должен будет уметь сочинять и симфонию, и оперу, и мюзикл, а певец — петь в любом жанре.

Максим Исаакович признался, что практически всегда писал песни для конкретных исполнителей, в основном актеров — Михаила Боярского, Павла Смеяна, Николая Караченцова. «А сейчас я песнями не занимаюсь, потому что песня сегодня приобрела совсем другой оттенок, чисто развлекательный, танцевальный. А произведения с содержанием, хорошими словами, романтичные ушли в шансон. Хотя наш шансон, в отличие от французского, — это такая приблатненная музыка. Поэтому быть шансоновым композитором не хочется. Хотя пару лет назад я получил первую премию, написав песню в этом жанре на хорошие стихи для Алексея Глызина. Но это был одиночный выстрел.

Сегодня я в основном работаю в театре, у меня выходит очень много мюзиклов. Но если раньше ты заранее знал, кто будет играть в мюзикле, то теперь артисты приходят через кастинг уже на готовую драматургию и музыку, и пишешь не на актера, а на определенный образ, который себе представляешь. Хотя все-таки иногда бывает и по-старому. Например, я написал мюзикл «Мата Хари: любовь и шпионаж» специально для Ларисы Долиной. В нем сыграл и один из моих любимых актеров — Дима Харатьян.

— Интересно узнать, как мэтр мюзикла, чьи хиты знает и любит не одно поколение меломанов, оценивает происходящее на отечественной эстраде сегодня. Что это, трансформация или деградация?

— Сложный вопрос... У меня наступил уже такой период в жизни, когда начинаешь смотреть на вещи с некой критичностью. Чтобы этого избежать, я скажу так: мне может нравиться или не нравиться происходящее, важно одно: сегодня в эстрадной музыке нет творчества, — говорит Дунаевский. — Есть какие-то отдельные песенные удачи, но творчества нет. Поскольку я сижу в жюри разных конкурсов, в том числе телевизионных, то вижу, что готовят к выступлению молодые артисты. А это песни 70 — 90-х годов. Я их спрашиваю, почему они опять поют старые песни, где же современные, а они говорят: а там петь нечего. Петь нечего! И это говорю не я, старый человек, который хочет поднять свое время на пьедестал, а молодые исполнители. Нет творчества, потому что этим сегодня занимаются совершенно «левые» люди.

Посмотрите, что творится с детскими песнями, ужас! И это не только у нас происходит, это общемировая тенденция. Я могу об этом говорить, я девять лет жил в Америке.

Но, что очень важно, там сохранились разные музыкальные направления: клубная музыка, рэп, артхаус. А у нас все идет одним потоком, в котором трудно разобраться.

Похожая ситуация с текстами. Есть слова — поэзии нет. Текстов присылают огромное количество. Но все это такая отчаянная шелуха. А мне нравится хорошая поэзия.

* * *

В тандеме с Максимом Дунаевским на творческом вечере выступила молодая певица Эстер Кандинова. Она дебютировала на сцене Башоперы в опере «Царская невеста» и является приглашенной солисткой театра.

— Эстер — академическая певица, оперная, с прекрасным тембром. Есть голоса очень сильные, высокого диапазона, а бывают такие, что очаровывают тебя тембральной окраской. И ты застываешь и начинаешь слушать. Это редкое дарование — иметь свой голос, — говорит композитор.

Также в концертах приняли участие певица Маргарита, солист Башоперы Айтуган Вальмухаметов, участники детской хоровой студии и симфонический оркестр театра.

«Мы обсуждали с Максимом Исааковичем не только концерты, но и дальнейшие планы сотрудничества», — рассказал журналистам генеральный директор Башоперы Ильмар Альмухаметов. Речь идет о постановке на сцене театра одного из произведений Дунаевского.

Автор о песне

Говорят, что все песни для автора как дети, но все-таки есть самые любимые. «Ветер перемен» — одна из них. Она не была задумана как хит, это был большой пятиминутный финал к фильму «Мэри Поппинс, до свидания!». И я совсем не рассчитывал, что это будет хитом.

И она не была им вначале, а потом ее стали брать самые разные исполнители: и голосовые, и неголосовые, и эстрадные, и рокеры.

И сейчас ее по-своему перепевают самые разные группы. Это здорово, когда песня идет в народ, а ты на это и не рассчитывал.

Это интересно

— Песня «Позвони мне, позвони» была написана довольно быстро для фильма «Карнавал», но режиссер Татьяна Лиознова очень долго у меня ее не принимала, — рассказал Максим Дунаевский. — Эта песня казалась очень важной для фильма. Я приносил вариант за вариантом, но все было не то. И тогда меня осенило. Я принес
ей еще один вариант, и она сказала: «Ну вот, я не зря заставила вас работать, это песня, которая мне нужна!» И ее записали.

А меня до сих пор гложет совесть из-за того, что я так и не признался Татьяне Михайловне, что тогда принес ей самый первый вариант!

Блиц

— Вы руководите Московской областной филармонией. Каковы основные проблемы этой формы концертной организации, дошедшей до нас еще с советских времен?

— Академическая музыка субсидируется государством во многих европейских странах, а там, где нет господдержки, очень сильно развито попечительство, и концертные организации, к примеру, в Америке, очень богатые. В каждом городе есть симфонические оркестры. А у нас министры-финансисты спрашивают: «Да зачем нам нужны эти филармонии?!»

— Что вас вдохновляет, дает настроение создавать музыку, которая десятилетиями радует слушателей?

— Это вопрос, на который невозможно ответить. Спросите любую певицу, дирижера, музыканта: нас может что-то расстраивать, что-то радовать, но вот музыкант садится за инструмент, и все, не существует больше ничего, кроме клавиш и музыки, которую он играет. Будучи сильно зависимым от внешней среды, я думаю, можно мало чего добиться.

— Вы пишете каждый день?

— Упаси Бог!

Фото автора.

Автор:Лариса ШЕПЕЛЕВА   
Читайте нас: