Примечательно, что и герои, и времена у авторов разные. Если Рафаил Зинуров в пятидесяти бюстах представил образы национальных героев разных стран и эпох — политических деятелей, полководцев и поэтов, то у Николая Марочкина в центре сюжетов — совершенно обычные люди и уличные сценки такого близкого и уже далекого перестроечного времени: городские зарисовки, народные праздники, сельские дискотеки и советские еще демонстрации, безвозвратно ушедшие в историю. Снято все на пленку.
Еще один парадокс: если Зинурову пришлось основательно погружаться в историю, чтобы прочувствовать характер своих персонажей и потратить на создание коллекции четверть века, то Марочкин практически все представленные снимки снял экспромтом, что называется, навскидку. Но за этой кажущейся сиюминутностью стоит огромный труд — ради некоторых кадров фотомастер несколько лет ездил в одну из деревень, чтобы найти нужные образы. И ему это, безусловно, удалось:
глядя на удивительной красоты белоснежные пейзажи и проникновенные лица стариков и детей в нежном августовском солнце (любимый свет мэтра), поражаешься тому, каким чудным образом фотохудожник сумел очень точно передать атмосферу и характеры героев того времени. Для самого Николая Владленовича, впрочем, загадки здесь нет: «Любой портрет — это результат разговора по душам, когда человек открывается тебе, и ты запечатлеваешь именно то сокровенное, что делает нас людьми».
Фото автора.