Все новости
Культура
14 Сентября , 09:15

Как уфимский дворик превратился в Довлатовский переулок

Прошёл II Всероссийский фестиваль «Литературный импульс», посвящённый 80-летию нашего знаменитого земляка

Как уфимский дворик превратился в Довлатовский переулок

Есть в историческом центре Уфы старые атмосферные дворики, что напоминают знаменитые питерские дворы-колодцы. Один из них наверняка теперь станет столичной достопримечательностью. В переулке между улицами Гоголя и Карла Маркса появилась табличка «Довлатовский переулок», а двор дома по улице Гоголя, 56 превратился в творческое пространство, посвященное писателю Сергею Довлатову. Мало кто знает, что именно в этом доме 80 лет назад родился знаменитый русский писатель и публицист.

«Мы без конца ругаем товарища Сталина, и, разумеется, за дело. И все же я хочу спросить — кто написал четыре миллиона доносов?» «Жизнь прекрасна и удивительна!» — как восклицал товарищ Маяковский накануне самоубийства»… Входя в арку «Довлатовского двора», попадаешь в мир героев и цитат писателя: они, благодаря группе уфимских художников, оживают прямо на стенах дома. Художники изучили творчество Довлатова, «вытащили» понравившиеся им высказывания и расписали стены в стиле иллюстраций Александра Флоренского к произведениям писателя.

— Проект «Двор Довлатова» зарождался три года назад на форуме «Живая Уфа», организованном Артуром Рахметовым. Его поддержали жители города и меценаты. Мы за несколько дней оформили стены. И, думаю, на этом не остановимся, — говорит художник Олег Кайбышев, а в руках у него уже новый культпроект: мини-копия старинного дома на улице Ленина, который снесли несколько лет назад. Макет с подсветкой планируют установить рядом с местом, где он стоял.

Из открытого окна квартиры за происходящим внизу невозмутимо наблюдает женщина. «А вы не против такого «граффити»? — обращаются к ней журналисты. «Я только «за», — отвечает женщина. Оказывается, Ирина Ширяева в течение десяти лет жила в той самой квартире №20, первой квартире Довлатова, а потом переехала в соседнюю. Об истории квартиры, в которой жил писатель, она даже не догадывалась, пока к ней не пришли журналисты. «До нас здесь жила вдова сотрудника НКВД. От нее нам в наследство досталось старое кресло, возможно, оно сохранилось еще со времен Довлатова», — говорит Ирина. По словам Ширяевой, это один из ее любимых писателей, и в их домашней библиотеке были его книги. «Обычная квартира: просторные, светлые комнаты, высокие потолки и никаких привидений», — шутит Ирина. Из необычного разве то, что после того, как семья вселилась в квартиру, у сына открылся талант к рисованию.

Открытие переулка было приурочено ко II Всероссийскому Довлатовскому фестивалю «Литературный импульс», проходившему в Башкирской госфилармонии, что располагается по улице Гоголя, 58. По словам организаторов, то, что фестиваль проходит в соседнем с родным домом Довлатова здании, символично для всех его участников. По словам самого писателя, именно здесь он мог получить «первый литературный импульс» во время встречи с классиком отечественной литературы Андреем Платоновым, о которой рассказывала ему мать. Поэтому фестивалю и дали название «Литературный импульс». Его главной идеей стала популяризация творчества Довлатова, литературы в целом и пробуждение творческого начала в каждом из нас.

В фойе Малого зала филармонии открылась уникальная выставка «Сергей Довлатов. Воспоминания в фотографиях Нины Аловерт» (Нью-Йорк, США). Нина Аловерт — мастер балетной фотографии и театральный критик. С начала 1950-х годов занималась фотосъемкой спектаклей Кировского и Малого театров Ленинграда и Большого театра в Москве. Со времени переезда в США регулярно публикуется как фотограф в американских журналах «Dance Magazine», «Point», «Ballet Review», в газетах, в том числе в легендарном «Новом американце», главным редактором которого был Сергей Довлатов.

Выставку фотографий Довлатова в Уфе курируют сотрудники Музея истории Дальнего Востока, с которыми у Нины Аловерт сложились давние дружеские и партнерские отношения. Экспозицию представил человек, без которого не состоялся бы ни фестиваль, ни сама выставка, — Артур Валеев. В республике его знают как известного журналиста и общественного деятеля. Сейчас он живет во Владивостоке и работает заместителем директора по развитию Музея-заповедника «Владивостокская крепость» и руководителем службы информации и продвижения Музея истории Дальнего Востока имени В. Арсеньева.

В основу выставки положен фотоальбом, изданный во Владивостоке в 2016 году. Сама эта книга стала практически библиографической редкостью. Как рассказал Артур Валеев, ему удалось познакомиться с друзьями Нины Аловерт, и когда они рассказали фотографу об идее организовать выставку в Уфе, она очень обрадовалась. А когда узнала, что экспозиция, возможно, станет постоянной, так как в соседнем доме жил сам Довлатов, была просто счастлива.

— Всего здесь 40 фотографий Довлатова. Можно было напечатать и больше. Это был трудный выбор, потому что за каждой фотографией — целая история. Если эта выставка станет основой будущего музея, то, конечно, у нас будет возможность показать все снимки писателя, которые Нина Николаевна разрешит представить, — говорит Артур Валеев. — Многие из этих фотографий известны всем, кто любит Сергея Довлатова. Они растиражированы на обложках книг писателя, который, кстати, до сих пор остается одним из самых издаваемых авторов в нашей стране.

На выставке можно увидеть три единственных снимка Сергея Довлатова в цвете. Они же стали последними профессиональными фотографиями писателя. По мотивам одной из них, с разрешения автора, была сделана и эмблема Довлатовского фестиваля. На выставке есть и очень редкие фотографии — таким на работе и в жизни Довлатова мало кто видел. По признанию Нины Аловерт, иногда Сергей Донатович даже не знал, что его снимают. Так фотографу удалось поймать полный обожания и одновременно ироничный взгляд писателя, когда он смотрит на свою жену Елену. Она подошла к нему в редакции газеты «Новый американец», видимо, по рабочему вопросу — Елена работала там же. На правах близкого друга Нина Николаевна часто бывала у писателя дома. И она запечатлела Сергея Донатовича в минуты его личного и профессионального счастья — с сыном и дочерью, а также с макетом готовой к печати книги. Его книги тоже были, без преувеличения, детьми, в которых он вкладывал столько сил. Он мечтал, чтобы все им придуманное дошло до читателя.

В рамках фестиваля состоялось несколько творческих проектов. Помимо выставки был организован театрализованный пролог-погружение в атмосферу довлатовского времени. Также прошло награждение лауреатов конкурса «Соло на смартфоне», который стартовал за 90 дней до дня рождения Довлатова в фейсбуке. Участники рассказывали веселые истории из своей жизни, которые планируется издать отдельным сборником. Награждение совместили с концертной программой «Довлатов на все времена», в которой приняли участие ведущие работники культуры республики. Состоялась также премьера короткометражного фильма по мотивам произведений Довлатова «Счастливчик» выпускницы мастерской Владимира Хотиненко Анны Петрик (Москва).

Входя в арку «Довлатовского двора», попадаешь в мир героев и цитат писателя: они, благодаря группе уфимских художников, оживают прямо на стенах дома. Художники изучили творчество Довлатова, «вытащили» понравившиеся им высказывания и расписали стены в стиле иллюстраций Александра Флоренского к произведениям писателя.

Фото Анны КОСТЫЛЕВОЙ.

Как уфимский дворик превратился в Довлатовский переулок
Автор:Лариса ШЕПЕЛЕВА