Все новости
Культура
8 Сентября , 13:15

Любовь на фоне войны или война на фоне любви

В Национальном молодёжном театре РБ прошла премьера «Капитанской дочки»

Любовь на фоне войны или война на фоне любви

«...Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у нее так и горели...» Маша Миронова — пушкинский ангел чистоты, осталась в памяти со школьных лет как «хрустальная ваза», нежная и пугливая… Капитанская дочка петербургского режиссера Искандэра Сакаева, во-первых, брюнетка, во-вторых, на мой взгляд, не такого уж и робкого десятка. Она не тушуется перед Петрушей и смело бросается разнимать дерущихся мужчин. Такая осовремененная Маша наверняка будет близка целевой аудитории театра — сегодняшним тинейджерам.

Возрастная категория спектакля 12 +. Тем не менее я взяла на спектакль 12-летнего сына с опаской. Любовные страсти на фоне пугачевского восстания — слишком взрослым казался сюжет. Однако уже первая сцена приковала внимание зрителей всех возрастов: снег, по театральным подмосткам катится ядро, декораций минимум, но ясно одно: что-то грядет…

Отправной точкой повествования в спектакле стало дознание Гринева. На сцене одно за другим оживали его воспоминания — события, которые привели Петрушу в эту точку. Актеры появляются не из-за кулис, а из глубин сцены, они как воспоминания Гринева ждут своей очереди, чтобы ожить и снова уйти в тень.

Неожиданно не Гринев, и не Маша, а капитанша Егоровна становится для меня центром первой главы театрального действа под названием «Капитанская дочка». Образ злодея Швабрина в спектакле я бы назвала штрихами к портрету. А вот портрет комендантши Егоровны получился колоритным. В исполнении Елизаветы Егоровой-Бадыковой она стала душой гарнизона, жизнерадостной и любящей, озорной и практичной главой этой большой и дружной семьи.

И в самый трагический момент, когда гарнизонные убиты пугачевцами, именно через боль Егоровны зрители чувствуют всю трагичность момента. В своем интервью нашей газете накануне премьеры Елизавета Бадыкова рассказала, что с возрастом играть трагические моменты становится все сложнее, ведь их нужно пропустить через себя, через свой жизненный опыт, свои страхи за близких. И чем ближе была премьера, тем было страшнее, и хотелось отложить проработку этих моментов на потом. И вот она, страшная сцена — женщина потеряла мужа, потеряла смысл жизни. Неверие, непонимание, отчаяние, боль — короткая сцена сыграна так проникновенно и тонко, что наворачиваются слезы. И также великолепна актриса в роли императрицы Екатерины.

Действие движется динамично — спекталь играют без антракта 1 час 20 минут, и даже мой гиперактивный ребенок сидит не шелохнувшись. Декораций минимум, но те, что предстают перед зрителем, — необычные, говорящие: например, спускающиеся сверху на цепях ножи и топоры, ядра и свисающие на заднем плане повешенные.

Вот и он, герой-антигерой Пугачев. На мой взгляд, великолепное попадание в образ актера Салавата Нурисламова. Он сыграл в театре много комических ролей, и в этой не обошлось без шутовства: Пугачев ерничает и «дурит», но в следующую секунду его взгляд серьезен и грозен. Многоплановая фигура, сложный характер, в котором актер очень гармоничен, ему удается передать эту двойственность персонажа.

Петр Гринев, напротив, однозначен. Положительный герой, «всем ребятам пример», но без занудства. Несмотря на то, что зрителя всегда привлекают сложные, отрицательные персонажи, такие вот образцы благородства и вечных ценностей современным подросткам необходимы, чтобы в итоге справиться с возрастным вселенским протестом.

Любовь на фоне исторических событий — так часто характеризуют пушкинскую «Капитанскую дочку». Однако история в этой постановке — не фон, а ключевой образ, говорящий с нами через героев. Да, любовная линия присутствует постоянно, но ненавязчиво, легко, как взмах рукава легкого белого одеяния Маши Мироновой (Эвелина Завричко).

«Ура, теперь мне не придется читать в школе «Капитанскую дочку»! — радуется сын. Говорит, спасибо учителям, многое знает о Пугачеве, но Пугачев из спектакля — «очень прикольный чел». А вот отвечая на вопрос, положительный это герой или отрицательный, призадумывается: кажется, и то и другое...

К просмотру — рекомендовано!

Ура, теперь мне не придётся читать в школе «Капитанскую дочку»! — радуется сын.

Фото предоставлено Национальным молодежным театром РБ.

Автор:Лариса ШЕПЕЛЕВА