Все новости
Культура
23 Августа , 20:15

«Шик» и «Блеск» из Якутии

Во время уфимских гастролей артисты самого северного балета в мире попробуют говорить на языке Эллочки-людоедки

«Шик» и «Блеск» из Якутии

В начале сентября на сцене Башкирского государственного театра оперы и балета пройдут уникальные гастроли: впервые за почти столетнюю историю башкирского театра здесь выступят артисты Государственного театра оперы и балета Республики Саха (Якутия) им. Д. Сивцева — Суоруна Омоллоона. Это самый удаленный от нашей республики российский театр и самый северный театр оперы и балета в мире. Якутия славится великолепными голосами, тенорами и басами, и солистами балета. Они выступят в Уфе в рамках большого гастрольного тура якутского театра по Поволжью, который начнется 1 сентября в Казани. Накануне в нашей столице побывал директор и художественный руководитель театра Сергей Юнганс. Он рассказал журналистам о предстоящих гастролях и о самом театре, для которого они станут большим событием.

— Мы впервые гастролируем в регионах Поволжья: в Татарстане, Башкортостане, Марий Эл и Ульяновской области. Это стало возможным в рамках программы «Большие гастроли» при поддержке Минкультуры РФ и Росконцерта. Это замечательная идея поддержки обменных гастролей региональных и столичных театров, благодаря которым зрители могут знакомиться с творчеством разных коллективов. Я думаю, сам принцип больших гастролей поддерживает дружбу между театрами и регионами. Завязываются творческие и личностные связи, и это очень важно, потому что это история некоммерческая, речь об обмене творческой энергией. Мы, приезжая в Поволжье, хотим, чтобы состоялся контакт актера и зрителя, что самое важное в театре, ведь он, собственно, и создан для обмена этой истинной энергией. Театр оперы и балета, как жанр монументальный, красивый и зрелищный, как раз это и предполагает. В общей сложности гастроли продлятся 20 дней, пять из них мы будем в Уфе.

Якутск — место специфическое. У нас нет прямого железнодорожного сообщения, по три месяца в году нет и паромного: лед либо еще не растаял, либо уже застыл. Иногда не летают самолеты. Сейчас задержки рейсов идут в связи с лесными пожарами. Мы едем к вам практически с другого конца света с двумя большими фурами декораций.

4 сентября гастроли откроет мировая премьера — мюзикл «Калейдоскоп иллюзий». Спектакль создан специально для якутского театра международной постановочной командой из Казахстана, Белоруссии и России.

— Это спектакль, в котором зритель сможет увидеть реальную жизнь Инстаграма, — говорит Юнганс. — Он об интернет-блогере, у которой есть мечта: собрать 50 миллионов лайков. Она делает все, чтобы достичь этой заветной цели: нанимает постановочную группу, артистов, техников, берет кредит, из-за чего ее постоянно беспокоят коллекторы. Это жизнь на горячих углях. Но в финале, когда она достигает цели, происходит некое переосмысление. Какое? Зрители узнают это, придя на спектакль. Он очень яркий и интересный: это светодинамическая декорация, некая стеклянная, зеркальная клетка, собственно, как клетка Инстаграма, в которой мы все сегодня находимся. В этом спектакле костюмы меняются за 40 секунд, почти как лента в Инстаграме: артисты балета уходят со сцены и появляются в новых образах, и жизнь предстает абсолютно по-другому. Спектакль изначально делался эклектичным. Это восемь абсолютно разных музыкальных новелл, начиная от классической музыки и заканчивая музыкой советской и современной.

5 сентября театр представит детский балет «Чиполлино», а 6-го — «Лебединое озеро». За несколько дней до этого башкирский театр покажет свою постановку «Лебединого», и у балетоманов будет уникальная возможность сравнить спектакли с декорациями Вирсаладзе и хореографией Григоровича у двух разных трупп.

7 и 8 сентября в программе гастролей — эксцентрический балет «12 стульев» на сюжет Ильфа и Петрова. Зрители встретятся со знакомыми героями — Остапом Бендером, Кисой Воробьяниновым, Эллочкой и мадам Грицацуевой и услышат полюбившуюся музыку Геннадия Гладкова. После успеха фильма «12 стульев» композитор дописал клавиры, либретто и создал новое произведение специально для театра оперы и балета. «Ноу-хау этого спектакля в том, что артисты в нем разговаривают и публика может услышать со сцены весь лексикон Эллочки-людоедки: «Шик!», «Блеск!»… Но из-за того, что лексикон у нее не такой уж большой, слушать придется недолго», — раскрывает карты Сергей Юнганс. К счастью, уфимскому зрителю удастся посмотреть всю гастрольную программу, в отличие от казанской публики, которой покажут только две постановки.

Об экономической составляющей — она во многом определяет выбор гастрольного репертуара, в который включаются названия известные, пользующиеся популярностью. Почему в основном балетные спектакли? Потому что вывозить оперу намного затратнее: это и хор, и солисты, и оркестр. К слову, виолончелист не может сдать инструмент в багаж, для него нужно купить дополнительное место.

— Наш регион уникален, — говорит Юнганс. — На 300 тысяч населения у нас восемь профессиональных театров, филармония, цирк, есть консерватория, институт культуры и искусств, хореографическое и музыкальное училища, а также училища культуры и художественное. В столь труднодоступном арктическом регионе такое огромное количество культурных институций и учебных заведений! Поэтому и балетная труппа у нас уникальная — все артисты одной школы, ни одного приглашенного.

Мы работаем в условиях Крайнего Севера, вечной мерзлоты, театр стоит на сваях, не касаясь земли. Спектакли стараемся начинать пораньше, часов в 5 — 6, а в выходные — в 4 часа, чтобы зрители успели на автобус, потому что это вопрос жизни — зимой здесь минус 50.

14 февраля, в день премьеры «12 стульев», было очень холодно, пасмурно, на улице ничего не видно, кроме огней машин, зрители шли, как ежики в тумане. А у нас в театре — калейдоскоп декораций, перья, блестки, красота. И люди были просто счастливы, что на два часа попали в сказку, отогрелись душой.

В октябре якутскому театру оперы и балета исполняется 50 лет, и гастроли в Поволжье станут своеобразным юбилейным туром.

— Для нашего коллектива это возможность глотнуть свежего воздуха, почувствовать зрителя. Театр живет, когда есть гастроли, — говорит руководитель коллектива. — Пандемия нас мобилизовала, мы стали работать быстро, просчитывать риски. В юбилейный сезон выпустили шесть премьер, это максимальное количество премьер в год, выпущенное за всю историю театра. Мы сохраняем классический и национальный репертуар и развиваем современные виды музыкального театра. Раз в два года проводим фестиваль балета «Стерх» и оперный фестиваль «Ария Севера».

На базе театра создан еще один интересный проект — арт-резиденция «АРКТИКА — Открытый Театр». Он работает по трем направлениям — опера, балет и перфоманс — и дает возможность любому молодому специалисту в области профессионального музыкального театра получить сценическую площадку для своей постановки. Этой весной уже состоялась премьера такой оперы.

Справка

Сергей Юнганс руководит якутским оперным театром второй год.

Он из Екатеринбурга, окончил актерский факультет Казанского театрального училища и режиссерское отделение Екатеринбургского театрального института. Работал режиссером Свердловского театра музкомедии.

Имеет опыт участия в зарубежных проектах. Стал директором якутского театра, выиграв государственный конкурс.

Фото Кристины НОВГОРОДОВОЙ.

«Шик» и «Блеск» из Якутии
Автор:Лариса ШЕПЕЛЕВА