Все новости
Культура
8 Июля , 09:15

Глазами поэта на землю взглянуть

Послесловие к фотовыставке «Мелодия жизни»

Нашим творческим контактам с Раифом Бадыковым более сорока лет. Однажды, когда я работал в редакции газеты «Вечерняя Уфа», мне предложили «сменить» сферу деятельности. Это сейчас вопрос о преемнике возникает лишь в верхних эшелонах власти. А в ту пору он был не просто актуален — считалось за честь подготовить себе достойную замену независимо от занимаемой должности. Так я оказался в мастерской Раифа, расположенной на стадионе «Труд». Это была вотчина строительного треста № 3, руководство которого неровно дышало к тому, что нынешние «эффективные менеджеры» презрительно именуют непрофильными активами. Трест не просто вводил в эксплуатацию объекты, но активно участвовал, например, в развитии спорта — мотогонок, хоккея, легкой атлетики, баскетбола. На стадионе проходили первенства различного уровня — от российских до мировых.
Предложение перейти на работу в редакцию, к моему удивлению, впечатления на Раифа не произвело — он взял паузу. Однако очень скоро все же стал фотокором «Вечерки» и в короткое время весьма преуспел в профессии. Его заметили и через пару лет пригласили в главную республиканскую газету «Советская Башкирия». Здесь произошел настоящий творческий взрыв в его журналистской судьбе. Почти 40 лет он колесил по всей республике, объехав Башкирию без преувеличения вдоль и поперек.
Из каждой командировки он привозил интересные работы. Наивно было бы думать, что успех шел за ним по пятам. Удача, дама изменчивая, не торопилась с ним породниться и пала к ногам, лишь убедившись в титанической работоспособности претендента. Этот союз ни разу не дал трещину за все 38 лет его работы в газете. Каждый год он прибавлял в мастерстве. Откуда эта настойчивость и стремление к совершенству у деревенского паренька, который рос без родителей и своим воспитанием всецело обязан «золотой бабушке»? Вероятно, она и передала в наследство внуку такие драгоценные крупицы характера, как трудолюбие, рассудительность не по годам и то качество, которое, к сожалению, встречается все реже, — порядочность. Я не знаю ни одного из его коллег, с кем бы Раиф был в ссоре. Правда, очень близко к себе он мало кого подпускал. Зато среди тех, с кем близко общался, с годами стали появляться видные ученые, писатели, политические деятели и просто умные, интересные люди.
Одна из главных черт характера Бадыкова — желание и способность к самообразованию. Он учился у всех: у друзей, художников, писателей. «Деревенский, простой, от сохи мужичок» тоже одаривал крупицами ума-разума. «Золотая бабушка» передала ему великий дар любви к семье, доброте и стремление к правде, справедливости и состраданию.
Не сказать, что мы с Раифом дружили так, что не разлей вода. Но мы уважали друг друга и отслеживали творческое состояние нашей фотографической судьбы. При моей эмоциональной несдержанности я позволял себе, быть может, излишне резкую критику, но чаще приходилось признавать его приоритет. Раиф же свое мнение высказывал очень аккуратно, «пеленая» каждое слово в «пуховое» одеяло. Так он вел себя не только со мной — это был его жизненный принцип. При такой системе отношений он ладил и с коллегами, и с руководством. Надежность — вот главная черта его характера. Это редкое качество бескорыстности и надежности он перенес и в свое творчество.
Вот и на рецензируемой выставке, обозначенной в афише как юбилейная, посвященной 75-летию автора, не найти злых, конфликтных фотографий. Вероятно, это все же дар юбилею. Философских же работ, добрых, художественно цельных, предостаточно. Неслучайно экспозиция открывается замечательной работой «Земное солнышко». Это групповой детский портрет, удачно срежиссированный и снятый редким объективом. А на другой стене — две фантастические по красоте работы: графическое полотно и удивительный философский взгляд из космоса. Безусловно, это взгляд на Землю глазами Поэта. В этих работах, которые не грех признать классикой фотографического искусства, все совершенно: и композиция, и цвет, и жизненная позиция автора. Вглядываясь в эти работы, понимаешь, какого огромного творческого масштаба достиг Раиф Карамович в своем художественном мастерстве.
Несмотря на то, что автор выставки фотожурналист, что по определению предполагает ряд жанровых ограничений, связанных с редакционным заданием и жесткими рамками «протокола», есть замечательные, по-настоящему душевные работы.
Например, снимок главы республики в компании с маленькой девочкой, в руке которой смартфон для «селфи». Оказалось, и глава не всегда строг, его может умилить, осчастливить юное очарование.
А рядом на первый взгляд простенький семейный снимок «Сладкое чаепитие». Ах, какая прелесть эти два пожилых человека! Как все красиво, как просто и честно передает фотоснимок. Безоговорочно признаю, что так видеть, как это удается Бадыкову — редкий дар. Он умеет заглянуть за горизонт человеческих чувств, переживаний и даже надежд.
Пересказывать выставку не хочу и не могу, потому что Раиф Бадыков, безусловно, в своем мастерстве Поэт, а фотоаппарат в его руках только инструмент, с помощью которого он открывает для нас возможность увидеть мир другим, незамыленным, взглядом. Этот мир красив, иногда тревожен, а иногда безумно счастлив.
Не хочу цитировать В. Белинского, который призывал публику: «Идите в театр и умрите в нем». Нет, такие жертвы ни к чему, мы скромнее. Но скажу уфимцам и гостям города: идите на выставку заслуженного работника культуры России и Башкортостана, лауреата многих наград, получите удовольствие от общения с человеком, сумевшим взглянуть на жизнь глазами поэта.

Вячеслав СТРИЖЕВСКИЙ, кандидат искусствоведения.

В десятку!
Есть!
Дочки-матери.
Голубые дали.
Ветер надежды.
Баурсак в Африке не купишь.
Фотографии Раифа БАДЫКОВА.

Автор снимка статьи: Александр ДАНИЛОВ.

Автор:Вячеслав СТРИЖЕВСКИЙ