Все новости
Культура
8 Июля , 13:15

Душа развернулась? Подыграйте!

Народные песни всегда современны. Доказано в Белокатае

Рассвет забрезжил неожиданно, словно за окном кто-то торопливо приподнял тяжелый занавес тумана, рваной проседью скатывающегося в Большой Ик. Где-то неподалеку подал голос соловей, но не было в нем ожидаемого порыва и страсти. Птаха выводила трели отрывисто, как бы смущенно прислушиваясь: удалось ли попасть в ноты? Отчего такой конфуз? Может, соловей уже застолбил свое «имение», отыскал суженую, и песня его день ото дня все слабее и слабее, чтобы не привлечь внимание хищников к гнезду, а потом и к птенцам? Рассуждая так в утреннем полусвете, я пришел совсем уж к фантастическому выводу, представив, что пернатого солиста обуяла скромность на фоне выступлений «соловушек» из фольклорных коллективов местного Дома культуры.

Тута бы попети, тута погуляти

Накануне Вячеслав Стрижевский попросил артисток спеть прямо на площади перед местным храмом. В лучах скатывающегося за гору солнца фотоснимки должны «заиграть» — так ему казалось. Я считал немного иначе: фон и подсветка для обворожительных певуний особой роли не играют — куда их ни выведи, они будут неотразимы. Но вступать в открытую дискуссию с мэтром фотожурналистики поостерегся.
Водители и пассажиры автомобилей, проезжавших по главной улице райцентра, с нескрываемым удивлением и восторгом рассматривали участников фотосессии, разодетых в русские национальные костюмы. «Царевны!» — вырвалось у кого-то из прохожих, не сдержавшего эмоций.
Как же он был прав! Уже не одно десятилетие царствуют на подмостках российских фольклорных конкурсов и фестивалей самодеятельные коллективы из Белокатая. Отправляются по городам и весям, а в июне скликают самородков на Межрегиональный праздник русской песни и частушки — самую что ни на есть фольклориаду, только размахом скромнее. Жаль, что вот уже второй год подряд праздник отменяют из-за происков ковида. Не сбылись напевы частушечниц, мечтавших «тута нам попети, тута погуляти».

Что хранит «Шкатулочка»

Закономерный вопрос: не затушит ли угроза локдауна творчество тех, кто своими песнями создает душевную атмосферу и объединяет людей? Белокатайских певуний эта напасть обойдет стороной — есть такая уверенность. Они не только сохраняют народную культуру, они буквально живут фольклором, обряды и обрядовая поэзия — это их повседневный уклад.
Елена Декало, руководитель ансамбля «Шкатулка», в район попала после окончания Салаватского музыкального училища. О том, как проходило распределение, вспоминает со смехом:
— Согласны ехать в Белокатайский район?
— А где это? — удивленно вскинула брови дипломированный руководитель народного хора, выросшая в противоположной географической точке республики — Кугарчинском районе.
Глянула на карту — обомлела. Но делать нечего — работать где-то надо. «Ладно, — думает, — года два-три поработаю, а там видно будет».
— Приехала в Новобелокатай — дыхание перехватило! Тут такая красотища… Березы белоствольные глаза слепят. Меня, выросшую в селе в предгорьях Урала, думала, невозможно удивить красотами природы. Но вот зацепило же!
«Зацепила» не только природа. Здесь она повстречала свою любовь. Ее муж — нынешний директор РДК.
— Мы говорим на одном языке, обсуждаем идеи, работаем вместе. Вот легла на душу русская народная песня «Мужа дома нет». Текст искрит бесподобным юмором. Что придумал Артем: два куплета в классическом народном исполнении, потом — рэп, и снова классика. И музыка такая... расколбасная! Молодежи нравится.
Лена убеждена, что фольклор должен развиваться. И я, бесконечно далекий от музыки человек, вдруг вспоминаю, как впервые лет двадцать назад услышал композицию «Кострома» — хит, в котором гармонично переплелись народные песнопения с современным звучанием электронной музыки, высекающие искры первобытного восторга и близости к предкам.

Народный эстрадно-фольклорный ансамбль «Шкатулка» создан в 2001 году. Коллектив неоднократно принимал участие и занимал призовые места в районных, зональных, республиканских, региональных и межрегиональных конкурсах.

Заворожил «Край березовый»

Вслед за Леной приехала в район и ее сестра. Правда, не сразу. Отучившись все в том же Салавате, там и осталась — работала в детском садике музыкальным руководителем.
— Все бы ничего, да при моей зарплате жизнь в городе — сплошные проблемы, — рассказывает Людмила Комлева. — Тут звонит Лена: «Я сейчас в декретном отпуске, заменить меня некому. Не хочешь попробовать? Нет? Ну ладно, ты подумай неделю». Извела меня звонками. А ехать-то страшно: никого не знаю, хором никогда не руководила. Потом Артем позвонил: если, мол, не понравится, год отработаешь — и все. Как сейчас помню, это была пятница, когда из Уфы нас с дочкой Артем забрал. Приехала — на носу 23 февраля, хор — в программе праздничного концерта. К счастью, все прошло гладко, выступление зрителям понравилось. Едва эмоции улеглись, как в авральном порядке пришлось готовиться к 8 Марта.
Вот так с корабля да на бал угодила. Может, оно и к лучшему. Теперь думаю: а ведь зря сразу не согласилась приехать…

Народный хор русской песни «Край березовый» создан в 1981 году. Успешно работают женская и мужская вокальные группы. Репертуар мужской вокальной группы — шуточные песни, частушки. За годы существования коллектив неоднократно становился победителем фестивалей и конкурсов различных уровней, в том числе и обладателем Гран-при Межрегионального праздника русской песни и частушки, участником и лауреатом Всероссийского Бажовского фестиваля народного творчества.

«Берестиночка» самобытная

Заслуженный работник культуры Башкортостана Людмила Декало руководит ансамблем «Берестиночка». Ансамбль — победитель многих конкурсов и смотров народного творчества различных уровней, постоянный участник фольклорных праздников и фестивалей. Она — сторонник аутентичности исполнения старинных песен, и ее соратники пытаются донести до слушателей фольклорные песни без каких-либо изменений, подчеркивая их самобытность. Философия объяснима: народ не должен терять свои корни, помнить сложившиеся веками традиции.
— Песни, которые мы исполняем, нигде не поют — только в нашем районе.
— Не может быть! А в селах Пермского края?
— Хоть и говорят, что прадеды наши осели на этих землях, переехав из Кунгурского района, но фольклорные традиции за минувшие века отдалились. При этом, что примечательно, стиль так называемых «улошных» песен сохранился. Все песни поем без музыкального сопровождения. Главное — создать и удержать ту обстановку, тот «климат», который помогает зрителям полностью раствориться в самобытном прошлом.
— У ансамбля богатая биография, если судить по наградам…
— Ездим на все конкурсы. Последний раз были в Оренбурге на конкурсе «Поет село родное» — не в режиме онлайн, вживую! С наградой вернулись. Я 30 лет с бабушками пою. В составе первого коллектива были солисты 1902 года рождения, а самой молодой считалась ровесница революции. Больше половины коллектива — сами носители фольклора: свекровушки, мамы — они осуществляли связь времен, опыт духовной жизни. Песни в семьях не были самоцелью — они так жили, это был их уклад, они так общались.
Народный ансамбль «Берестиночка» — победитель многих конкурсов и смотров народного творчества различных уровней, в том числе межрегиональных и всероссийских, постоянный участник фольклорных праздников и фестивалей.
В основе его репертуара — аутентичный местный фольклор, старинные русские народные песни, которые были бережно переняты у старожилов Белокатайского района.
Новое не всегда лучше старого. Другое дело, что это самобытное прошлое сложно вернуть обратно. Самодеятельные артисты Белокатайского района трепетно относятся к уникальным памятникам песенной культуры и одновременно смело идут на эксперименты, тасуя народные песни с фолк-музыкой и гитарным драйвом. Тут нет противоречия. Главное, чтобы репертуар песенных коллективов пришелся по вкусу слушателям и обрастал поклонниками, а район оставался настоящей колыбелью народной культуры.

Белокатайский район.

Фото: Вячеслав СТРИЖЕВСКИЙ.

Автор:Владимир Огородников