Лауреатом открытого республиканского конкурса «Ремесленник года 2020» стала Татьяна СЫСОЕВА. Она представляла не только город Салават, но и весь юг республики.
Наша встреча с Татьяной произошла в самое сказочное время — накануне Нового года, возможно, именно поэтому разговор получился теплый, душевный, не столько о победах и достижениях, сколько о волшебстве творчества и вдохновении.
— Мы можем назвать вас профессионалом, поскольку теперь юридически изготовление вязаных игрушек — это ваша работа, приносящая доход?
— Да, это следующая ступень моего развития, к которой я шла несколько лет. Все-таки были страхи, а смогу ли я, а вдруг пройдет вдохновение, что тогда? Но прошло уже пять лет, а меня не отпускает. Вяжу. И чтобы двигаться дальше, мне был необходим юридический статус. Сейчас в Башкирии активно развивается внутренний туризм и параллельно с ним — ремесленничество. Посмотрите, что сейчас с сувенирами? Приезжая в Башкирию, туристы хотят увезти с собой что-то особенное, но рынок в своем большинстве заполнен дешевыми типичными сувенирами.
— Раньше всех устраивали стандартные дешевые магниты, тарелки... Сейчас клиент стал более требовательным?
— Совершенно верно. А еще туристы хотят попробовать сделать что-то особенное. Специально для этого организуются тематические мастер-классы. Сделал — увез с собой на память.
— Вот мы и подошли к вашему участию в конкурсе «Ремесленник года 2020». Расскажите, как все происходило?
— Было девять номинаций. Для участия нужно было представить в оргкомитет фото работы, информацию о себе и портфолио. Если участник представлял ИП, то нужны были данные об организации. Комиссия рассматривала поступившие фото и определяла в каждой номинации трех финалистов. Их имена держались в тайне до последнего. Отмечу, что в жюри не было случайных людей — только профессионалы.
В конкурсе принимали участие и другие мастера нашего города, но в финал прошла только я и получила приглашение участвовать со своей работой в выставке. Те, кто не прошел в финал, могли на коммерческой основе стать участниками ярмарки работ, которая проходила параллельно с выставкой.
— Вы в тройке лауреатов, единственная из мастеров юга республики — более чем достойный результат. Как же определяли победителей?
— Члены экспертного жюри лично знакомились со всеми работами и распределяли места. Награждены были только победители. Как оказалось, я уступила Центру искусств, который представил на конкурс потрясающие глиняные куклы.
— У вас вязаная игрушка — и вы в одной номинации с изделиями из глины?
— Да. Так получилось. Номинация называлась «Авторские куклы и вязаные игрушки». Как вы понимаете, авторская кукла может быть из любого материала. Думаю, если бы я смогла пообщаться с экспертами, то задала бы вопрос о материалах, но у нас такого шанса не было.
— Расскажите о своей игрушке. Судя по фото, речь идет о целой композиции…
— У творческих людей все так необъяснимо. У меня есть стеллаж, на котором сложена вся пряжа. Я достала какой-то моточек пыльно-розового цвета, и тут… такая романтика в душе родилась. И в голове сразу все выстроилось. Увидела, что это медведица — не белая, а сероватого цвета, и чемоданчик потертый… Я на одном дыхании все подготовила, подобрала. И знаете, мне было очень важно сфотографировать работу именно так, как она жила в моей голове. Фотосъемка была долгой — эдакий танец с бубном, но оно того стоило. Все в конечном итоге получилось так, как я хотела. Когда мне сообщили, что я стала финалисткой конкурса, и попросили на выставке представить работу именно так, как на фото, я обрадовалась вдвойне, потому что оценили и мою игрушку, и концепцию, и снимок.
— Хотим подробностей об игрушке, чемодане и других составляющих.
— Чемодан — это отдельная история. Это реальная вещь, принадлежавшая моей бабушке. Он добавил винтажности, привнес намек на путешествие. Посетители выставки оценили: подходили, рассматривали и салфетку, которую специально в винтажном стиле, как я просила, связала моя мама, и чемодан.
— Потому что в этом есть особое тепло, романтика, дыхание истории. Люблю детали, которые позволяют окунуться в удивительную гармонию. При этом у меня разные работы. Сегодня мне нужно оранжевого единорога, завтра — романтичного мишку. И это внутреннее ощущение, а не следование заказам клиентов.
— Кстати, о клиентах — готовы ли вы реализовать любую идею заказчика?
— Для меня важно наслаждаться процессом, если этого не будет, то и результата не будет. Я люблю свое дело, свои работы, поэтому заранее предупреждаю заказчика, если какие-то его идеи не смогу выполнить. Но знаете, мне повезло: у меня заказчики потрясающие, они мне доверяют.
— Попадаете в то, что планировал получить заказчик?
— Не первый раз слышу о способности талантливых мастеров улавливать и изготавливать то, что идеально подходит заказчику. Как это происходит?
— Это уже волшебство, которое рождается от любви к своему делу. В последнее время я все чаще слышу, что попадаю стопроцентно. Уже пятый год девушка из Пензы заказывает у меня символ года. Диалог у нас с ней был примерно такой:
— Татьяна, символ года сделайте, лохматенькую коровку.
— Я попробую. А бантик какой?
— Любой, но не фиолетовый.
Работа выполнена, отправляю заказчице — в ответ: «Как вы угадали? Это именно та цветовая гамма, которая подходит под мое новое платье! Как вы могли знать?»
Это свойство присуще творческим людям. И чем дольше работаю, тем чаще попадаю.
— Бывает, что игрушка уводит за собой?
— Если это заказ, то нет. Я придерживаюсь плана, вероятно, мое прошлое с отчетами и бумагами еще держит меня. Хотя даже при работе с клиентами мы проговариваем цвет, но не оттенки. Тут я уже действую по своему усмотрению и всегда могу объяснить выбор. Как правило, это срабатывает. Если же я начинаю работать для себя, то тут — полет творчества, и тогда игрушка уводит, а я себе это не запрещаю.
— Самая любимая игрушка на данный момент?
— Естественно, это моя Медведица с конкурса. Люблю все свои игрушки. С появлением каждой у меня горят глаза, я в них влюбляюсь. Символично, что Медведица осталась со мной. Так происходит очень редко. Сначала эта игрушка украшала мой салон, после победы в конкурсе мне поступали предложения о ее возможной покупке, но я всем отказала. Были предложения купить ее и из-за рубежа, но пока я не готова с ней расстаться… У меня, кстати, была фамилия Медведева…
— Выиграла, как мне кажется, не просто Медведица, а история, созданная вами вокруг нее. У вас отлично получилось — не планируете продолжить развиваться в этом направлении?
— Да, и у меня уже есть некий опыт: сотрудники картинной галереи обратились с просьбой наполнить и украсить шкаф. Я пригласила подругу, и вместе мы сотворили экспозицию на тему рождественских историй. Три полки, на каждой из которых своя история. На нижней — шебби и моя Медведица. Гирлянду мы сделали сами. На второй — тедди-мишки и слониха, венок припорошенный, на верхней — плюшевые легкие зайцы. Получилось очень гармонично. Мне это действительно нравится. Важно не только сделать игрушку, но и выстроить общую композицию. Сейчас мне это очень интересно.
— Большие красивые окна в старой части города могут стать для вас одним из выставочных пространств.
— Я видела подобное в Питере, рождественские композиции, весенние. Это очень красиво.
Думаю, что пока наши коммерсанты не совсем готовы к этому, хотя, уверена, это может стать одним из «магнитов» для клиентов.
— Помните, когда мы встречались с вами пару лет назад, то говорили, что клиенты не готовы платить за авторскую игрушку, им приходилось объяснять, почему ручной труд стоит дороже, но ведь этот этап уже пройден?
— Да. Если раньше я искала клиентов, то сейчас у меня очередь. Радует, что и коллекционеры приходят, и моя игрушка попадает в особый контекст.
— Вот видите, идеи развиваются, как и клиенты. А значит, совсем скоро появятся те, кто захочет в своей, например, витрине, создать настоящую сказку.