Все новости
Культура
14 Января 2021, 11:20

«Забил заряд я в пушку туго...»

Битва народов, в которой принял участие наш земляк

В 1813 году в Германии состоялось крупнейшее сражение, в ходе которого союзные армии России, Австрии, Пруссии и Швеции нанесли поражение императору Наполеону I Бонапарту (позднее ее даже назвали Битвой народов). С тех пор прошло более двухсот лет, а немцы об успешной баталии не забывают. И даже проводят реконструкцию того сражения. Выходец из Туймазов Разиф Хафизов в последние годы живет в Арбергене (Германия). Нынче ему предложили принять участие в реконструкции сражения.
— Меня пригласил Ирек Баишев. Он родился в Уфе, а с 1992 года тоже живет в Германии, — говорит Хафизов. — Это благодаря его стараниям и средствам 17 лет назад в центре Лейпцига был установлен мемориальный камень, который увековечил память о башкирских воинах. В Европе в те годы их называли «северными амурами». На базальтовом камне — надписи на немецком, башкирском и русском языках: «Битва народов 1813 г. В память о башкирском народе, сыновья которого служили в Российской армии». Спустя три года похожий памятник появился и в Дрездене. В планах Ирека — установить аналогичный символ в Париже.
Прежде чем принять участие в реконструкции, Хафизов перелопатил ворох литературы, побывал в музеях. А затем отправился под Лейпциг.
— Многие немцы лишь пару десятилетий назад узнали, что в Битве народов принимали участие и башкиры. С тех пор они — непременные участники этого действа, — продолжает он. — Правда, в предыдущие годы сюда приезжало намного больше народа. Например, в 2013 году в реконструкции участвовало шесть тысяч человек. Однако в этом году из-за коронавируса иностранцы в грандиозной акции участвовать не смогли. Поэтому в рядах «амуров» настоящих башкир было только двое — я и Ирек. Но зато в них охотно перевоплотились местные жители. Форму для участия в реконструкции каждый находит сам. Мы заказывали ее в Уфе. Другие привозили свою — во многих местных семьях она передается по наследству. А кто-то арендует ее в музеях. Словом, к процессу перевоплощения здесь подходят ответственно. Должно быть не похоже, а один в один.
Само «сражение» продолжалось в течение двух дней. По нескольку часов кряду палили пушки, шли в атаку пехота и кавалерия.
— Возможно, со стороны все это выглядело, как понарошку, но когда я надел свою амуницию, то так вжился в роль славного башкирского воина, что в голове была только одна мысль — победить! И я очень хорошо представлял себе ощущения наполеоновских солдат, когда на них с луками и стрелами шла башкирская конница.
Кстати, накануне сражения поэт Гете даже пригласил башкир к себе домой. Но в гости пошли уже после битвы, с которой вернулись далеко не все.
В нынешнем году немцы долго ломали голову, стоит ли проводить праздник или лучше не рисковать. Потом решили, что такие акции лучше всяких слов доказывают, что совместными усилиями можно справиться с любым врагом. Будь то «французик из Бордо» или злобный коронавирус.
Разиф Хафизов: «Когда мы надели башкирскую форму, в голове билась одна мысль — победить любой ценой!»
Читайте нас: