Все новости
Культура
18 Апреля 2019, 15:13

По директиве сердца

«Ни в одной моей картине вы не встретите омерзительных людей», — говорил Георгий Данелия

Когда-то думалось: Данелия жив и снимает кино. Значит, все не так уж плохо. В начале апреля его не стало… А в 1995 году в Москве, в Доме кино, состоялся общественный просмотр новой киноленты Георгия Данелии «Орел и решка». Раньше всех ее увидели уфимцы. В кинотеатрах города, как в старое доброе время, состоялась встреча зрителей с режиссером-постановщиком и исполнителями главных ролей Полиной Кутеповой и Кириллом Пироговым.

В кинотеатре «Родина» Георгий Николаевич Данелия сделал неожиданный ход.

Он предложил зрителям сначала посмотреть фильм, а уж потом поговорить о нем и обо всем остальном, что будет их интересовать.

Не горюй!

Когда-то родная коммунистическая партия и не менее родное советское правительство настоятельно призывали работников искусства со-
здавать образ положительного героя. Данелия руководствовался не директивами партии, а директивами своего сердца. Оно у него доброе, и потому в его фильмах звучит щемящая, хватающая за душу мелодия все прощающей, все понимающей любви.

Олег Чагин — герой фильма «Орел и решка» — по всем приметам персонаж земной, но в то же время сказочный, удалой Ванька-встанька. Жизнь то и дело бьет его физиономией об стол, а он, как ни в чем не бывало, встает и снова лезет на рожон.

Чагин вышел на экран как бы назло, вопреки новым идеалам, утверждающимся в нашей жизни. Он энергичен и настырен, остроумен и изобретателен. С такими задатками ему бы завести собственное дело, секретаршу, жену — нерассуждающую куклу и жить себе припеваючи. Но Олег — прямой антипод новоявленным российским бизнесменам, одичавшим от бешеных «бабок». Он широко, безоглядно, не считая денег, тратит себя только ради того, чтобы отвоевать, завоевать любимую.

Рядом объявляется нежданно-негаданно добросердечная и несколько заторможенная Прищепкина Зина, большой ребенок, наивный и трогательный в своей неуклюжести.

Олег и Зина — не от мира сего. Данелия показывает его, этот мир, редкими, но чрезвычайно живописными штрихами. Вот подошва, которую неумело приклеивает к ботинкам ученый, собака как живое оружие в возможной схватке с хулиганами, компьютер для вида и рядом допотопные счеты для дела, страж порядка в больнице, смахивающий на состарившегося омоновца, бригадир грузчиков — жалкая пародия на мафиозного князька…

В картине есть трюки, гротеск, парадоксы. Фильм окончен, и мы убеждаемся, что известный режиссер, слава богу, остался верен себе, своему доброму, оптимистическому взгляду на жизнь и людей. В сущности, многие его фильмы можно было бы собрать под одной «крышей» и дать им общее название «Не горюй!»

Говорухин — актёр послушный…

На сцену поднимаются Данелия, Полина Кутепова и Кирилл Пирогов. Явление молодых актеров было ошеломляющим: они совершенно не походили на своих героев. Полина казалась светской дамой, а Кирилл слишком мальчиком, нескладным «лопушком». Поистине, неисчерпаем запас талантов на Руси.
Из беседы со зрителем можно было узнать, что картину сняли быстро — за три месяца, не считая озвучивания и монтажа. Денег было мало, и экономили на всем.

— В министерстве финансов статья расходов на кинематографию занимает последнее место, — заметил Данелия. — Сейчас на студии появляются режиссеры, которые не сняли ни одной хорошей картины. У них нет имени, но зато есть большие деньги. У меня это плохо получается: я не умею попрошайничать.

Полина Кутепова призналась, что играть простую девушку совсем не просто. Один зритель усердно наседал: «Так какая она, Зинка, — доверчивая или подозрительная?». И Полина разговорилась: «Человека, по-моему, нельзя сформулировать одним словом: добрый, злой. Он вмещает в себя много разного: и хорошего, и плохого. Я старалась сделать свою роль объемной. Сложной».

Кириллу Пирогову некоторые сцены довелось играть в дуэте с Басилашвили, Говорухиным и Ярмольником.

— И каково с ними? — допытывались зрители.

— Это добрые и умные люди. Спокойные и тихие. Очень полезно наблюдать, как они работают, — ответил Кирилл.

— Телевизор создал один образ Говорухина, а в жизни он другой — нормальный, хороший человек, мой друг, — сказал Данелия. — Работать с ним легко: он сам режиссер, профессионал. Актер послушный. Никаких проблем с ним не было.

«Мы не хотели портить вам настроение»

Больше всего вопросов кинолюбители задавали, конечно же, ему — Георгию Данелии. Он, похоже, отвечал искренно, как на духу.

«Потеря Леонова для меня — большой удар. «Орел и решка» — первый фильм за последние тридцать лет, где он не снимался. Но и в этом фильме, правда, очень тихо, звучит его мелодия — «...мыла Марусенька белые ножки». Для меня это очень важно.

В чем сила американских боевиков? В технической оснащенности и богатстве съемок. В одной картине можно разбивать 200 — 300 машин. Трюки в них разработаны блестяще. Сценарии кошмарные. Как правило, в них одно и то же.

Каждый год в Штатах появляется четыре — шесть картин высокого уровня. Наши фильмы им ничем не уступают. У них нет ни одной картины, равной «Калине красной» Шукшина, — столько в ней души, любви. У американцев много масштабных, постановочных картин, но ни одна не сравнится с «Войной и миром» С. Бондарчука. Наши фильмы, в том числе и плохие, гуманнее, добрее.

В фильме «Орел и решка» мы старались избегать проблем, болевых точек. Негативная информация обрушивается на нас потоками. Мы не хотели портить вам настроение. Заплатив деньги, человек имеет право хотя бы полтора часа провести более или менее спокойно.

Сейчас понял, что я — художник интуитивный: никогда не знаю, о чем снимаю фильм, и не пытаюсь докопаться. Я просто рассказываю историю. Стараюсь познакомить зрителей с интересными людьми и всегда в какой-то степени выступаю их адвокатом. Ни в одной моей картине вы не встретите плохих, омерзительных людей, хотя в жизни их много.

Спасибо за то, что вы пришли. Это для меня большая честь. Оценка ваша очень важна. Смотришь свой фильм и не знаешь, получился он или нет. Судя по вашей реакции, он вроде бы вам понравился».

Досье

Георгий Данелия — народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР и РФ, лауреат международных фестивалей, премий «Золотой Овен», «Триумф» и «Золотой орел» в номинации «За верность профессии», академик Национальной академии кинематографических искусств и наук.

Фильм «Сережа» (1960) — режиссерский дебют Г. Данелии совместно с И. Таланкиным — принес создателям картины признание, славу, международные награды. Потом последовали «Я шагаю по Москве», «Тридцать три», «Не горюй!», «Афоня», «Мимино», «Осенний марафон».

Читайте нас: