Физкультура. На лыжи! Завтра — военная игра
Завтра городской совет физкультуры устраивает общегородскую лыжную вылазку на «Чертово городище». На этот раз лыжная вылазка будет носить характер военной игры. Часть лыжников выбирается за город уже сегодня с вечера и к утру «займет позицию» в районе домов отдыха. Сбор остальных лыжников — в воскресенье, с 10 до 11 часов утра у Дома физкультуры. Наступление на «противника» поведется в «боевом порядке». Лыжники выбывают за город в колоннах, с высылкой дозоров и разведчиков.
Военной игрой на лыжах будут руководить лица командного состава из местного гарнизона. К участию в военной игре приглашаются школьники, члены кружков физкультуры, профсоюзов и все желающие лыжники.
Комментарий: Самое начало массовой военизации пионеров и школьников. Обычно играли «красные» и «синие», а если были «белые» в играх-реконструкциях, то победа «красных» была предопределена заранее. Много использовалось скаутских приемов (умение ориентироваться на местности, развести костер, навыки маскировки), хотя об этом, по понятным причинам, предпочитали не говорить.
В медицинском мире. Суд над сифилитиком
В ближайшее время в Уфе будет проведена публичная инсценировка суда над сифилитиком.
Первое выступление национальной синей блузы.
Впервые после организации выступила татаро-башкирская синяя блуза клуба совторгслужащих.
Комментарий: Двадцатые годы — время увлечения судами-инсценировками. Вспомните суд над Евгением Онегиным в «Двух капитанах». Но выбор сифилитика на роль подсудимого диктовался реальной угрозой распространения болезни. Просветительские мероприятия были одним из средств борьбы. «Красная Башкирия» даже печатала страшные фотографии жертв сифилиса с провалившимся носом.
Театральный день. Глухонемые на сцене
В субботу, 25 февраля, силами глухонемых проведен на благотворительном вечере на рабфаке интересный спектакль, построенный по типу исторических инсценировок: «Убийство Уфимского губернатора Богдановича». Действия, конечно, проходили как пантомима. Спектакль имел у многочисленной публики успех.
Комментарий: Николай Модестович Богданович был застрелен 6 мая 1903 года на прогулке в Ушаковском парке по приговору боевой организации эсеров. Исполнителем стал рабочий железнодорожных мастерских Егор Дулебов и двое его товарищей. Всего насчитали девять ран, каждая из которых могла быть смертельной.
«Китайский квас» надо изгнать
Уж сколько раз за Софроновской слободой, как ядовитые грибы, вырастали пивнушки и лавки с «хлебной». Мутным валом подымалось тогда пьянство и дикое хулиганство, пока не потребуют их закрытия рабочие, не возьмутся союзные организации.
Но замолчала эта слобода. Если нельзя дурманить пивом и водкой, то, видимо, можно спаивать «китайским квасом». В самом центре грузчиков и рабочих открылась продажа этого «кваса» — вонючего, противного, одурманивающего напитка. Снова участились пьяные безобразные сцены, похабные скандалы, драки вплоть до уголовщины. Есть где опять развернуться и знаменитому софроновскому хулигану «Оське».
Закройте очаг заразы и хулиганства. Уймите Оську. Избавьте слободу от дикого и часто небезопасного для подвернувшегося человека разгула. Рабочий.
Комментарий: Советское правительство повело активную борьбу с пьянством: закрывались пивные, ограничивалась продажа. Сразу в изобилии появились китайские «квасоварни». Напиток готовили на маковых головках, потому он действовал намного сильнее водки.
Оказалось немало залежавшихся пригодных напильников у друга завхоза Зиновьевского завода Даулера — Макаренко И. В., который и уговорил приятеля купить их для завода. И хотя они не нужны были и никуда не годными оказались, но «для милого дружка хоть сережка из ушка».
За хорошую цену напильники были взяты и сданы в склад, для списания как негодные.
Операция тем более удалась, ибо у гр-на Макаренко сын служил в Зиновьевском заводе бухгалтером. Знакомый.
В Уфе, по Социалистической улице, № 93, проживает гр. Федина Александра Ивановна. Она получает пенсию. Сын работает в Уфимских жел. дор. мастерских, дочь служит в учстрахкассе конторщицей, получает приличное жалованье. А сама старуха служит за псаломщика и получает 30 рублей.
Я думаю, что четыре жалованья на троих человек вполне достаточно. И дом еще свой. С квартирантов получают 10 рублей в месяц.
Лучше, по-моему, дать эту пенсию более нуждающемуся человеку. Нос.
Комментарий: Знакомые и незнакомые «носы» продолжают зорко следить за соседями. Помнится, одна классная портниха, всегда шившая на дому помимо основной работы, рассказывала, как сделала себе на платье огромные карманы и прятала в них все швейные принадлежности при любом стуке в дверь. Фининспекции боялась.
Выселение из коммунальных кооперативных домов нетрудового населения — совершившийся факт. Это мероприятие, конечно, нужно только приветствовать, но необходимо учесть и некоторые последствия.
Много служащих и рабочих живет в частных домах. Нетрудовые элементы, выселяемые из коммунальных домов, устремляются в частные квартиры. Домохозяева и даже арендаторы коммунальных домов учли это обстоятельство, и цены на комнаты и квартиры поднялись в 2 — 3 раза. Мы имеем налицо определенный момент спекуляции. Там, где служащие и рабочие пытаются дать отпор разыгравшимся аппетитам, домохозяева начинают борьбу «тихой сапой» — стесняют в кухне, чулане, коридоре, если они общие; превращают комнаты «строптивых» квартирантов в проходные, одним словом, всячески «пакостят» и отравляют жизнь своим квартирантам.
Необходимо сейчас же, пока это явление не приняло массового характера, осадить домохозяев и умерить их аппетиты. Один из квартирантов.
Комментарий: Квартирный вопрос, который всех испортил. «Нетрудовым элементам» тоже надо где-то жить.