Юной Фатиме Бициевой, девушке из Осетии, надолго запомнились Дни башкирской культуры, прошедшие в 1963 — 1964 годах в Москве. Артисты, поэты, музыканты выступали тогда на разных площадках города. Два исполнителя особенно покорили Фатиму: молодая, кокетливая и очень музыкальная Фарида Кудашева и Магафур Хисматуллин. Он пел арию главного героя оперы «Салават Юлаев» и куплеты Яппара из музыкальной комедии «Кодаса» Загира Исмагилова. Концертный зал был переполнен, и зрители долго не отпускали артистов со сцены. Растворился в тумане времен бурный прошлый век, но воспоминания Фатимы Бициевой так же свежи и увлекательны.
«Чай грузинский» — певец башкирский
С сыном Хисматуллина, Маратом, мы учились в институте Гнесиных, но на разных факультетах. После концерта Марат познакомил меня с отцом.
«Завтра утром куплю мамочке (Суюмбике) подарок, — сказал Магафур Хисматуллович, — и полечу домой». Позже я заметила, что он любил выбирать и покупать красивые вещи своей жене: оригинальные украшения, платки, сумочки, меха.
Марат часто получал письма от матери, короткие, но очень теплые и немного грустные. Иногда она присылала свои стихи. А еще писала о том, что эти годы для отца были напряженными и плодотворными: он много пел на радио, в театре, концертах, ставил спектакли, выезжал на гастроли. Жена была рядом всегда: вечерами в театре, днем ждала к обеду, стирала и гладила его белые рубашки, не успевала чистить его костюмы, носить в ремонт концертные туфли.
В 1967 году мы с Маратом поженились. Тамадой на свадьбе был друг моего отца, Герой Советского Союза, легендарный разведчик Хаджиумар Мамсуров. Когда по долгу службы он был в Испании, им заинтересовался молодой Эрнест Хемингуэй. Многие эпизоды в своем романе «По ком звонит колокол» Хемингуэй написал со слов Мамсурова. Один из родственников Хисматуллиных, узнав, что невеста имеет какое-то отношение к Тбилиси, вспомнил о том, что в 60-е годы грузины заинтересовались песней «Чай грузинский», которую исполнял Магафур Хисматуллович. Они обратились в министерство культуры Башкирии с просьбой использовать ее в своем рекламном ролике для показа на ВДНХ в павильоне грузинского чая.
Оперу «Салават Юлаев» я увидела сразу, как только начала жить в Уфе. После первого действия заглянула за кулисы. Бросился в глаза огромный живой конь, фыркающий и мечущийся от непривычной обстановки. До сих пор помню его большие глаза и мокрые ноздри. Мне объяснили, что его готовят для Магафура, на нем он появляется в пугачевском стане во втором акте.
Магафур Хисматуллович был чрезвычайно популярен на эстраде. Концертная площадка — самый верный показатель вокального мастерства и душевного обаяния певца. Случается, что прекрасные оперные солисты, выступая в концертах, уходят со сцены «под стук своих каблуков». Появление же Магафура вызывало такие аплодисменты, что ему можно было уже и не петь, а если он исполнял «Урал», «Азамат», «Баик» — зал ликовал.
Дедушка, игрок, силач и повар
1970 год. Моему сыну Мурату два года, его картатаю — 55 лет. Возраста своего он не чувствует, очень внимателен к внуку: любит с ним общаться, приласкать. Помню, лежали мы с ребенком в больнице в Черниковске. Я очень уставала от бессонных ночей. Приезжал Магафур Хисматуллович, сидел с внуком, а меня отправлял спать. Всех окружающих это приятно удивляло.
Как многие творческие личности, он был еще и очень азартным человеком. Имея хорошую интуицию, великолепную память, мог ночи напролет играть с друзьями в преферанс. Был хорошим бильярдистом. В Доме офицеров его знали как терпеливого и упорного игрока. Тактика его игры сводилась к изнурительному ожиданию ошибок партнера. Если же этого не случалось, он расчетливо сам подводил игрока к ошибке и выигрывал партию.
Природа подарила ему здоровье и физическую силу. Он поднимал любые тяжести: на четвертый этаж один нес большую коляску с ребенком, мог разгрузить самосвал с бревнами, практически не простужался, следил за своим здоровьем, знал, что здоровье — это голос, а голос — смысл всей жизни.
Прекрасно готовил: вкусно жарил картошку, любил печь яблоки, но если ему надо было забить гвоздь — Суюм Самигулловна уже заранее предвидела печальный результат: или палец поранит, или молоток сломает.
Интересные подробности из биографии Магафура и Суюм мне рассказала ее старшая сестра Ракия. «Как-то в Баймаке Суюм с подругами проходила мимо клуба, где размещался театр. И вдруг она воскликнула: «Смотрите, Абкаляй стоит!». Она еще не знала имени этого артиста, но в пьесе «Карагул» эта его маленькая роль привлекла внимание зрителей.
Так она познакомилась с Магафуром, который в 1936 году приехал работать в Баймак после театрального техникума. Спустя некоторое время, ранним утром, к дому Кульбаевых подъехал Магафур...
Полный материал читайте в печатной версии газеты или
PDF-формате.