«Чтобы помнили» — так ответил на сокровенный вопрос в своей известной анкете Владимир Высоцкий. Полагаю, об этом мечтает большинство актеров. В период, когда тотальное наступление голливудской индустрии на национальное киноискусство одерживает блестящие победы, когда человек и его судьба подменяются захватывающими дух аттракционами, демонстрирующими новейшие технологии и компьютерные разработки, сохранить свое имя непросто. Я попросил знакомых уфимских учителей поинтересоваться у старшеклассников: «Кто такой Виктор Иванович Хохряков?». Ответ был предсказуем — молчание.
Секретарь обкома — лауреат Сталинской премии
Телеканал «Россия 24» круглые сутки передавал информационные сообщения и репортажи с пылающего юго-востока Украины. Как-то раз был назван мимоходом город Краснодон. Для большинства телезрителей это был просто один из населенных пунктов Луганской области, не более того. Иное восприятие у людей старшего поколения, переживших Великую Отечественную войну. Они выделяли этот небольшой город среди всех остальных. Он воскрешал в памяти подвиг юных краснодонцев — героев подпольной организации «Молодая гвардия».
Александр Фадеев по горячим следам написал роман «Молодая гвардия», Сергей Герасимов снял одноименный фильм, завоевавший поистине всенародную популярность.
Режиссер рискнул: он доверил сыграть главные роли своим студентам, обучающимся во ВГИКе. Рискнул — и выиграл. Студенты стали лауреатами Сталинской премии. Вместе с ними этой высокой награды был удостоен и профессионал, исполнивший роль секретаря обкома партии Проценко, Виктор Хохряков — самый знаменитый и именитый русский актер из тех, кто родился в Уфе. Народный артист СССР, дважды лауреат Сталинской (Государственной) премии.
В детстве Виктор Хохряков был довольно равнодушен к театру. Однажды отец привел его в драмкружок при детской больнице. В юности отец сам участвовал в любительском кружке и посчитал, что занятия в художественной самодеятельности Виктору не повредят.
Подросток против всех ожиданий всерьез увлекся театром. Он играет в школьных спектаклях, участвует в постановках коллектива «Серая блуза», созданного при Доме народного просвещения. Чтобы смотреть спектакли в профессиональном театре, Виктор становится учеником реквизитора, выходит на большую сцену в массовках.
В 1929 году Хохряков посылает заявление в Ленинградский техникум сценического искусства, который был преобразован в институт, и попадает в мастерскую педагога Николая Петрова.
Студенты проходили стажировку в прославленном Ленинградском театре драмы имени А. Пушкина, им доверяли эпизодические роли. Так они постигали азы профессии.
В 1933 году он был принят в труппу академического театра. В ту пору в Харькове, столице Украинской Республики, создавался русский театр. Из Ленинграда, наряду с опытными актерами, была направлена группа выпускников мастерской Н. Петрова, среди них был и Хохряков. В Харьковском театре он сыграл десятки разноплановых ролей, в том числе такие значительные, как Митрофан («Недоросль» Фонвизина) и Андрей Прозоров («Три сестры» Чехова).
В 1940 году подающего большие надежды молодого артиста Хохрякова пригласили в Москву, в Центральный театр транспорта.
Ведомственный театр министерства путей сообщения колесил по необъятной стране, обслуживая многочисленную армию железнодорожников.
Война с Германией застала театр в Тюмени. Коллектив выступал в воинских частях Дальнего Востока, перед колхозниками и рабочими Урала и Сибири. Гастроли растянулись на два года.
Жили в вагонах. Актеры были рабочими сцены, гримерами, декораторами. Хохряков заведовал бутафорским цехом, он был мастеровит и при случае мог вполне заменить столяра.
Неустроенность быта на колесах не помешала режиссеру Петрову ставить новые спектакли. В пьесе Константина Симонова «Русские люди» Хохряков играл военфельдшера Ивана Глобу. Роль сложная, характер героический. Чтобы ему доверяли фашисты, Глобе надо было убедить своих товарищей, будто он — предатель. Он не боялся смерти, но умирать, сознавая, что тебя считают изменником, — согласитесь, на это решится не каждый. В этой роли проявилась фирменная черта актера: он, как никто другой, мог очеловечить любой, даже схематичный и ходульный образ. Позднее ему пришлось сыграть немало номенклатурных героев, но у Хохрякова они были в большинстве случаев живыми, близкими, земными и даже симпатичными людьми.
Этапной стала роль Вершинина в спектакле «Бронепоезд-69» Всеволода Иванова. Именно она обеспечила безоговорочный успех этому спектаклю. Режиссер-постановщик И. Судаков написал актеру на фотографии: «Отличному исполнителю роли вождя партизан, отличному потому, что органически сочетал бытовую мужицкую правду с правдой высокой, романтической, социальной».
«Английский мужичок-философ»
В Малый театр Хохряков был принят уже известным актером, лауреатом Сталинской премии, заслуженным артистом РСФСР. Малый театр славился выдающимися актерами. Хохряков пришелся ко двору. Он много и успешно играл в пьесах современного и классического репертуара. Его творческий диапазон был поистине безграничным. Хохряков не вмещался в понятие «актерское амплуа». Для таких есть банальное, но точное определение: «человек с тысячью лиц». Он играл героические, комедийные и острохарактерные роли: директора завода и старого рабочего, полицейского и прохвоста, вождя партизанского движения и предателя.
Хохряков не был обделен вниманием столичной прессы.
В 1955 году Малый театр поставил «Макбета» Шекспира. Хохряков играл эпизодическую роль Привратника, да так ярко, что она стала одной из самых заметных. Ни один из рецензентов, писавших о спектакле, не оставил ее без внимания.
А. Штейн, в частности, писал: «Постановщикам удалось добиться гармонического сочетания трагических и комических элементов спектакля.
Привратника, который стоит у ворот замка Макбета и считает, что он стоит у дверей ада, играет Хохряков. Играет без гротеска и карикатурности, внутренне убедительно и вместе с тем ярко, сочно, с тонким юмором, создавая образ английского мужичка-философа, шутника и балагура».
В Малом театре Хохряков совместно с другими режиссерами поставил несколько спектаклей. Были у него и самостоятельные работы.
В кино он снимался с 1946 года. Для режиссеров Хохряков был беспроигрышным вариантом. В любой роли он был органичным и достоверным.
Виктор Хохряков успевал записывать на радио произведения выдающихся русских и советских писателей, участвовать в радиоспектаклях, озвучивать мультипликационные и зарубежные фильмы.
Он ушел из жизни 20 сентября 1986 года.
Биография нашего знаменитого земляка требовала, как минимум, ответа на два вопроса: знают ли его любители театра и кино нового, XXI века; каков он в воспоминаниях близких и коллег. Выручил вездесущий интернет. Актера знали, помнили, любили. Им восхищались в Челябинске, Санкт-Петербурге, Москве, Ростове-на-Дону, Кельне, Польше.
Разносторонне талантливый актер Леонид Филатов, будучи неизлечимо больным, руководствуясь благородными намерениями, затеял цикл телевизионных передач об актерах — «Чтобы помнили». Одну из них он посвятил Хохрякову.
Завершается Год культуры в России. Давайте, хотя бы на его исходе, забудем о мускулах Ван Дамма, Шварценеггера и Сталлоне и вспомним всесторонне одаренного, подлинно народного артиста Виктора Хохрякова, нашего земляка.
— Культа семьи у нас не было. Можно было по пальцам пересчитать дни, когда обедали все вместе. Папа и мама в театре. Репетиции, спектакли. Это было поколение, для которого главное — работа. В кино за папой закрепилось амплуа благородного советского отца.
Любимый партнер отца — Виталий Соломин. Отец, по-видимому, видел в нем себя молодого. Они нежно относились друг к другу, понимали друг друга с полуслова.
Из Малого театра он пытался уйти в «Студию киноактера». Не получилось.
Широко известно на этот счет высказывание Михаила Царева: «Из Малого театра не уходят, отсюда выносят».
— Хохряков вошел в обойму актеров, которыми Малый гордился тогда
и гордится сейчас.
В филиале Малого театра несколько лет с аншлагом шел спектакль «Украли консула» Г. Мдивани. Я играл мальчишку-итальянца, а Хохряков полицейского — потрясающе. Были концерты в Колонном зале Дома Союзов. На них приглашали прежде всего Хохрякова, это было имя. Он всегда помогал людям. Всегда.
— Удивительная актерская индивидуальность. Крупный, большой, в чем-то бытовой. Актер, который любил хорошо поесть. Любил жизнь, компанию, веселье и при этом был пронизан романтическим началом. Это сказывалось во всех ролях. От него исходили добро, свет, удивительный оптимизм.
— Квартира Хохрякова напоминала музей. Стеллажи, которые он сам делал, монеты, афиши. Не было мещанских бытовых вещей. Это был художник. Одно из кресел он подарил Виталию Соломину.
В последние часы он удивительно мужественно вел себя. Сказывались широта и доброта его натуры. Спрашивал, как у меня идут дела.