Все новости
Культура
25 Июня 2014, 15:21

Непотерянное поколение

Сельская молодёжь нацелена на консерватории и академии искусств

Валентина Петунина готова часами говорить о любимом деле.
Валентина Петунина готова часами говорить о любимом деле.
Бакалинская администрация сделала отличный подарок местным ценителям прекрасного, передав Детской школе искусств (ДШИ) здание кинотеатра. Воспитанники ДШИ уже успели доказать, что получили его не зря — за полгода здесь прошло девять творческих концертов, и каждый из них — при переполненном зале. Руководитель школы Валентина Петунина из тех, о ком говорят «горит на работе». Разменяла седьмой десяток, буквально фонтанирует идеями, на все имеет свою точку зрения и готова часами говорить о любимом деле. Некоторые ее наблюдения покажутся интересными не только коллегам, но и чиновникам, принимающим ответственные решения.
О пользе смешанных браков…

— В Детской школе искусств учатся 280 детей и подростков, — говорит Валентина Владимировна. — В районе живет около 28 тысяч человек, а значит, сюда ходит каждый сотый бакалинец. Вот и сейчас только на подготовительные курсы записалось уже около 60 детей трех-четырех лет.

При этом наши мальчишки и девчонки постоянно занимают призовые места на различных конкурсах, успешно поступают в самые престижные музыкальные учебные заведения. У меня есть этому объяснение. Люди двух десятков национальностей тесно общаются между собой, ходят друг к другу в гости, играют свадьбы. Их дети, внуки вобрали в себя все лучшее из национальных культур. Мы видим результат этого «селекционного отбора».

Каждое время преподносит нам сюрприз. К примеру, в последнее время появилось много замечательно поющих детей. Они уже успели удивить: в прошлом сентябре мы сформировали детский хор, а через месяц, в День музыки, ребятня выступала перед местными жителями. Концерт произвел настоящий фурор! Я много лет работаю в этой сфере, но не припомню, чтобы за столь короткий период дети сумели достичь такого высокого уровня.

Если пение и танцы пользуются спросом, то учиться игре на баяне и аккордеоне новое поколение не спешит. Как изменить ситуацию? Активнее популяризировать эти инструменты. Помню, когда на российском телевидении вспыхнула звезда аккордеониста-виртуоза Петра Дранги, число желающих выучиться игре на аккордеоне увеличилось в разы. Сейчас он не слишком часто появляется на экране телевизора, и этот ажиотаж пошел на спад.

О любителях и профессионалах

С прошлого сентября школы дополнительного образования начали работать по новым госпрограммам, которые поделили воспитанников на «любителей» и «профессионалов». Это правильное решение. Ведь теперь мы можем усиленно готовить ребят к поступлению в специализированные учебные заведения. Да, восемь-девять лет учебы в ДШИ выдержит не каждый. Но зато подростки будут поступать в художественные академии и консерватории осознанно, а не по душевному порыву. Кроме того, по этой программе мы можем переводить талантливых детей из любительских групп в профессиональные.

Однако у нововведения есть и шероховатости. К примеру, работать педагогами сможет лишь тот, кто получил профессиональное образование. То есть, принять на работу человека, окончившего, к примеру, музфак педуниверситета им. Акмуллы, я не имею права. Теперь дело за малым — как заинтересовать выпускников консерваторий и музыкальных академий жить и работать на селе. Пока мы выходим из положения благодаря вчерашним воспитанникам, которые после вуза решили вернуться на малую родину. Но как их здесь удержать?

О необходимости пробивать стену лбом

Совсем недавно подразделения школы искусств работали в четырех деревнях. Люди не могли этому нарадоваться — ведь не каждый может возить ребенка в райцентр. Однако представители республиканского обрнадзора пресекли это начинание на корню. Как выяснилось, мы были обязаны обеспечить детей горячим питанием и обустроить для них теплые туалеты. Весь парадокс ситуации заключался в том, что мы занимались с ними музыкой в обычных школах. Получается, учиться в таких школах можно, а постигать музыкальную грамоту — нет? Устав доказывать очевидное, из деревень мы ушли. Хотя даже младенцу ясно: если в селе есть школа и место, где человек может учиться музыке и пению, — такое село будет процветать. Исчезнут они — пропадет и деревня.

Требования к учреждениям культуры и искусства ужесточаются с каждым годом. Безусловно, большинство из них справедливы. Но если новый закон или предписание затрагивает работу муниципальных структур, то чиновники должны тут же объяснить, из какой «тумбочки» нам брать деньги на их исполнение. Обязали нас, к примеру, заменить отделочные материалы на менее горючие, установить современные системы пожаротушения — одновременно решите, из какого источника будут финансироваться эти работы.

Не раз убеждалась: выживают лишь те учреждения допобразования, руководители которых научились пробивать лбом стены. Поясню на примере нашей школы. Местная администрация оказывает нам существенную помощь: выплачивает специалистам зарплату, взяла на себя все жилищно-коммунальные расходы, недавно выделила 400 тысяч рублей на рояль, два профессиональных баяна и звуко- аппаратуру. Но даже при таком внимании я постоянно ломаю голову: где найти деньги на аренду автобусов, на сценические костюмы и обувь, на инструменты, инвентарь, вывоз мусора… Мне кажется, нет резона подключать к решению этих проблем муниципалитеты. Это задача республиканского и федерального уровня. А пока подавляющее большинство моих коллег выходит из этой ситуации за счет ежемесячных платежей с родителей. Мы тоже были вынуждены пойти на это — плата составляет 350 рублей в месяц. Конечно, эти деньги не покрывают все расходы — обучение одного ребенка обходится почти в две тысячи рублей. Но родительские деньги позволяют решить хотя бы часть проблем.
Читайте нас: