Позапрошлым летом в Австрии не успевала удивляться огромному количеству напоминаний о том, что именно на этой земле жили и творили великие композиторы Моцарт и Штраус. Даже в небольшом курортном Бадене под Веной есть не только памятники и мемориальные доски, но и такая деталь, как обозначение их фамилиями номеров в отеле, где они останавливались во время отдыха. Другие комнаты этой гостиницы, как обычно, с табличками цифр, а здесь на дверях золотыми буквами выгравировано: «Штраус», «Моцарт», туристы могут заранее заказать именно эти апартаменты. А уж витрины магазинов как в Вене, так и в любом другом населенном пункте пестрят красивейшими конфетными коробками и винными бутылками с фамилиями великих музыкантов. Я уж не говорю о сувенирах, когда профили двух гениев вписаны и в брелоки, и в чайные чашки, и в магнитики для холодильников. Мне было показалось, не слишком ли назойливо и дешево эксплуатируются исторические имена, а потом я вспомнила элегантную водочную бутылку с надписью «Шаляпин», которую можно в Уфе купить в любом магазине и увезти с собой на память, и подумала, что совсем это неплохо, когда сегодняшнее поколение гордится своими популярными земляками и старается напомнить о них в самых разных формах.
Более того, перебирая в памяти известные фамилии, причастные к столице Башкортостана, пришла к выводу, что у австрийцев нам неплохо бы кое-чему поучиться. Такие неординарные фигуры, как писатель Аксаков, художник Нестеров, певец Шаляпин, танцовщик Нуреев, увы, не «отлиты в бронзе». Нельзя же в самом деле всерьез воспринимать запрятанную в стене рядом с Шаляпинским залом небольшую скульптурную фигурку великого баса или поместившийся напротив Дома актера скромный бюст Аксакова, грубо выкрашенный поверх патины черной краской, о чем так переживала в свое время его автор — замечательный скульптор Тамара Нечаева.
Другое дело, что есть в городе люди, которые стараются сохранять память о славных деятелях культуры. Как тут не вспомнить незабвенную Галину Александровну Бельскую, приложившую усилия и к организации традиционных Шаляпинских вечеров в театре оперы и балета, и к детским художественным конкурсам имени Шаляпина, и даже к появлению той же бутылки с его фамилией. Как не сказать о Елене Петровне Замрий, которая подхватила эту эстафету, разработав целую программу воспитания малышей детсадовского возраста на уважении к великому певцу и классической музыке. Как не поблагодарить писателя Михаила Чванова за целую серию памятных мероприятий в честь Сергея Аксакова, а сотрудников художественного музея имени Нестерова — за их активную деятельность вокруг наследия великого земляка, чье имя носит музей.
Однако согласитесь, что даже самые массовые традиционные праздники, читательские конференции, выставки — это лишь сезонные явления, которые проходят и ждут повторения через год или два. А потому наиболее важной составляющей общенародной памяти о замечательных людях представляются их скульптурные изображения, а также присвоение их имен улицам и культурным учреждениям — это уже на века.
Не раз приходилось бывать в Воронеже и радоваться тому, что самые красивые и зеленые уголки города сформировались вокруг памятников: Петру I, который здесь нашел мастеров-кораблестроителей, поэтам и писателям Пушкину, Бунину, Есенину, Кольцову, Никитину, Мандельштаму, Платонову. Да и улицы есть — Пушкина, Кольцова, Никитина, Платонова... А у нас, кажется, даже нет улицы Нестерова. А уж что говорить о тех известных личностях, которые ушли сравнительно недавно, их имена запечатлены разве что в мемориальных досках на домах, где они жили. Где, например, улица с именем прекрасного поэта-фронтовика Мусы Гали? Помню, как в 2007 году, когда отмечалось столетие видного строителя Леонида Балобана, и позже, в 2008-м, в газетах печатались письма ученых, строителей, почетных граждан Уфы с предложением одну из улиц назвать в честь этого удивительного человека, возглавлявшего трест № 3, построившего пол-Уфы, стоявшего у истоков развития мотоспорта в Башкортостане. И что? Администрация города не откликнулась хотя бы отпиской на такую инициативу.
Между тем, как приятно, когда память овеществлена. Когда в сквере возле театра оперы и балета на вечном пьедестале композитор Загир Исмагилов приветливо смотрит на меломанов, спешащих на премьеру оперы. Или когда улица, по которой ходил Мустай Карим, называется его славным именем. Читатели надеются, что вскоре неподалеку появится и достойный памятник любимому писателю.
Возможно, когда-то и другие наши великие земляки встанут на пьедестал народной любви и памяти. К руководству Уфой совсем недавно пришли новые люди. Есть надежда, что они по-новому взглянут на проблему благодарности знаменитым землякам, деятельность которых весомым вкладом вошла в славную историю города, республики, а зачастую и всей страны. Не на словах, а на деле, конкретно впишут их имена в зримую летопись города.
От редакции
Этой публикацией мы хотим открыть рубрику «Пьедестал народной памяти» и предложить нашим читателям вместе составить список известных людей, причастных к истории столицы Башкортостана и других городов республики. Для начала добавим к фамилиям, упомянутым в статье Аллы Докучаевой, еще несколько: композитора Дмитрия Шостаковича, который выступал в Уфе в годы войны и приезжал позже, имея контакты с нашими музыкантами, художника Давида Бурлюка, в течение ряда лет жившего и творившего в наших краях, артиста Юрия Яковлева, который подростком работал в Уфе в годы эвакуации, выдающегося физика-ядерщика Игоря Курчатова, знаменитого чемпиона ледового спидвея Габдрахмана Кадырова... Ставим многоточие и ждем ваших откликов.