Все новости
Экономика
16 Июля , 11:15

Малый, да удалый

Существенная роль в росте объёмов производства аграрной продукции принадлежит фермерам

Ринат РАЗАПОВ  Фермеры зачастую передают семейный бизнес своим детям. И поэтому с малых лет приучают их к нелегкому труду.
Фермеры зачастую передают семейный бизнес своим детям. И поэтому с малых лет приучают их к нелегкому труду.Фото:Ринат РАЗАПОВ

Фермерские хозяйства республики ежегодно производят более трети всего объема зерна и подсолнечника, 22 процента сахарной свеклы, 6,5 процента картофеля и овощей, 5,7 процента мяса и каждый десятый литр молока. Таким образом, тезис из не таких далеких 90-х, когда провозглашали, что фермеры накормят страну, вроде бы сбылся. Но следует помнить, что фермеры 30-летней давности не чета нынешним: тогда крестьянин, получивший в наследство от бывшего колхоза гектаров пять пашни, уже называл себя хозяйством. Впрочем, сколько таких ушло в небытие, остались лишь сильнейшие.

Когда помощь оправдана

Количество крестьянских хозяйств за последние десятилетия неоднократно менялось — то оно росло, то уменьшалось. В последние годы наметилась тенденция к укрупнению КФХ — сегодня в республике есть фермеры, которые обрабатывают десятки тысяч гектаров. В целом объем сельхозпродукции, произведенной всеми ими — и крупными, и мелкими хозяйствами, — составляет порядка 30 млрд рублей, а это 13 процентов в общереспубликанском объеме.

За последние пять лет, с 2019 по 2023 год, малые формы хозяйствования в агропромышленном секторе Башкирии (а к ним с недавних пор стали относить и частные подворья), получили 1,33 млрд рублей государственной поддержки в рамках регионального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». В текущем году объем этой помощи ожидается на уровне 290 млн рублей.

— За пять лет реализации мероприятий регионального проекта в Башкортостане создано 296 новых фермерских хозяйств, — говорит вице-премьер — министр сельского хозяйства Ильшат Фазрахманов. — Оказано более

12 тысяч консультационных услуг, в потребительскую кооперацию вовлечены 10,3 тысячи участников, господдержку получили 223 сельхозпотребкооператива.

Следует отметить, что это только часть государственной поддержки. В совокупности же «малышам» подкинули за пять лет более 3,4 млрд рублей государственной поддержки. Только в прошлом году на развитие малого бизнеса в сельском хозяйстве было направлено 455,9 млн рублей.

В целом, следует признать, руководство республики понимает, что поддержка агропромышленного производства и фермерства важна для модернизации села, повышения качества жизни сельского населения и сохранения культурных традиций. Благодаря развитию новых предприятий в сельской местности создаются рабочие места, увеличивается уровень оплаты труда. Село — основа культуры и традиций, а также источник экологичной продукции.

И если крупные агрохолдинги делают упор на насыщение рынка доступной продукцией, то фермерские хозяйства занимают нишу «деревенских продуктов», по вкусу не отличимых от тех, к каким мы привыкли с давних пор. Акцент делается на производстве молока, говядины, кумыса, меда и других сельскохозяйственных продуктов. И самое главное, в основной массе — уже переработанных и готовых к размещению на полках магазинов.

А без кооперации — никак

И все-таки жизнь развивается по спирали. То, что придумали наши предки, возвращается на новом витке истории. Как в условиях рынка выжить бедному фермеру? Скооперироваться с себе подобными. Так и сделал миякинский фермер Ралис Махиянов и сотоварищи. Причем новый уровень кооперации не нужно путать с тем, что было сто лет назад, когда существовал принцип «все вокруг колхозное — все вокруг мое». То есть ничье, и мало находилось таких, кто брал на себя ответственность за будущее хозяйство.

Как и многие, Ралис Мударисович начал работать в колхозе с детства, помогал отцу и братьям. После службы в армии вместе с ними завел личное подсобное хозяйство: поставили небольшую теплицу в огороде, в которой выращивали огурцы и помидоры. Тогда это было новшество, тепличным хозяйством занимался мало кто. Со временем теплица разрослась до трех соток и принесла первоначальный капитал.

Следующим шагом в трудовой деятельности стало открытие ИП. Во дворе выращивали крупный рогатый скот, по пять-шесть голов. Мясом торговали на ярмарках, возили в Уфу. После стал выкупать бычков у соседей и родственников, выращивал их до нужной кондиции. В то же время и занятие собственным животноводством семья Махияновых не бросала. Сегодня в их хозяйстве полторы тысячи голов КРС, 200 лошадей.

— Но чтобы вырастить скот, нужны корма, — продолжает Ралис. — Подал заявку в местное хозяйство. Не отказали — выделили 44 гектара. Самое дальнее поле, самое каменистое. В общем, как обычно: то, что сами не обрабатывали. Трактор в то время еще невозможно было купить, поэтому с братом сделали самодельный агрегат, на котором и землю пахали, и ухаживали за всходами, и корма возили.

Во дворе родителей построили первую ферму — сарай на 60 голов. Доили коров, молоко сдавали, продавали на рынке. Это уже намного позже появились настоящая молочная ферма и отдельное мясное производство.

В 2014 году Ралис зарегистрировал крестьянско-фермерское хозяйство, которое к сегодняшнему дню в Миякинском районе стало одним из самых крупных — только пашни у Махиянова 15 тысяч гектаров.

— Было время, 20 тысяч гектаров обрабатывали, но срок аренды закончился, поэтому землю обратно отдали, — говорит Ралис. — Да и дальние это земли были, пока технику перегонишь, столько солярки сгорит, что и выгоды нет.

Росло производство, появилась идея скооперироваться, чтобы вместе перерабатывать выращенное. Шесть лет назад Ралис Мударисович воплотил давно вынашиваемую идею в жизнь — создал СПоК «Мияки». Сам стал председателем кооператива, в него вошли 12 руководителей КФХ и личных подворий. Приняли участие в республиканском конкурсе и получили грант на развитие.

— На эти средства приобрели пельменный аппарат и два автомобиля для развозки продукции по магазинам, — вспоминает Махиянов. — Мы вместе занимаемся закупкой мяса, молока. Молоко доводится до нужной кондиции и сдается на молкомбинаты. Мясо перерабатываем на полуфабрикаты в собственном цеху. Есть упаковочная линия, собственный бренд появился, в ассортименте более 40 видов мясной продукции. И мне радостно читать отзывы в социальных сетях. К примеру, уфимка написала: «Нравится ваша продукция, но не могу найти ее в магазинах. Напишите, где в Уфе можно ее приобрести». И нам от этого хорошо на душе: мы производим то, что востребовано, нравится людям. Это подстегивает нас к дальнейшему развитию, к внедрению новшеств в производство. И одновременно накладывает обязательства: обманывать ожидания нельзя. Ведь очень много примеров, когда начинают производить качественную продукцию, а затем в погоне за прибылью снижают требования и выпускают ширпотреб. Избежать этого очень трудно. Честно говоря, очень много рисков и препятствий на нашем пути, но мы стараемся соответствовать достигнутому уровню.

У Махиянова сейчас несколько предприятий: одно занимается растениеводством, другое — животноводством, еще одно — поставкой запчас­тей к сельскохозяйственной технике… Успеть за всем — нужны титанические усилия. Но груз ответственности за людей, а их на всех его предприятиях трудится уже более ста человек, не позволяет расслабляться. «Взвалил на себя ношу — неси», — считает Ралис.

Бывают на этом пути и ошибки, цена которым миллионы рублей. Нельзя обойти тему: Махиянов брался восстановить и запустить в работу местный молкомбинат. Поначалу все получилось, после нескольких лет простоя завод стал перерабатывать молоко.

— Не все соглашения были реализованы, — говорит Ралис. — Мне обещали много чего, а на деле обещания не выполнили. Вложил в восстановление производства более ста миллионов, а в итоге мне предъявили все прежние долги завода. Завод разобрали на металлолом, и восстановить его, на мой взгляд, уже невозможно. Я же теперь выбираюсь из той ситуации, когда побывал инвес­тором.

Как бы то ни было, все предприятия миякинского фермера играют важную роль в экономике района: они участвуют в развитии сельской территории, создают новые рабочие места, обеспечивают поступления в бюджеты всех уровней.

По мнению Ралиса Мударисовича, кооперация помогает решать многие производственные и сбытовые проблемы. Он убежден, что цепочка «поле (ферма) — цех — прилавок» — самый верный путь развития многих аграрных предприятий.

— Трудно ли быть фермером в России? — спросили мы у Махиянова.

— Нам эта судьба в радость, — то ли в шутку, то ли всерьез ответил он. — Но ни на минуту нельзя расслабиться, и самый больной вопрос на сегодня — кадры. Опять же, ситуация на рынке меняется постоянно: сегодня одно выгодно, а завтра оно уже может принести убытки. С остальным при усердной работе можно разобраться. А для этого, считаю, надо объединяться, чтобы трудности преодолеть. Так что тренд сегодня такой.

МЕЖДУ ТЕМ

В Башкирии на поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов (СПоК) в 2024 году направят 293,6 млн рублей из регионального и федерального бюджетов. Объем господдержки будет на четверть, или на 58,5 млн рублей, больше, чем в 2023 году.

Гранты на поддержку доходогенерирующих проектов в аграрном секторе за два года ее действия (в 2018 — 2019 годах) получили 224 кооператива на 600 млн рублей. В этом году господдержку этого направления решено возобновить.

Ринат РАЗАПОВ  Миякинский фермер Ралис Махиянов бизнес начинал с теплицы в огороде. Сегодня у него 15 тысяч гектаров земли и парк мощной техники.
Миякинский фермер Ралис Махиянов бизнес начинал с теплицы в огороде. Сегодня у него 15 тысяч гектаров земли и парк мощной техники. Фото:Ринат РАЗАПОВ
Автор:Ильдар АХИЯРОВ
Читайте нас: