Все новости
Экономика
30 Ноября 2022, 11:15

Дело техники

Аграрии республики пересаживаются на отечественные трактора и комбайны

пресс-службы Минсельхоза РБ Местные умельцы изготавливают любую необходимую деталь для импортной и отечественной техники.
Местные умельцы изготавливают любую необходимую деталь для импортной и отечественной техники.Фото:пресс-службы Минсельхоза РБ

Импортная техника ведущих производителей мира всегда славилась своей надежностью и высоким качеством. Но введение санкций, с одной стороны, осложнило ситуацию, а с другой — послужило толчком для развития отечественного машиностроения, и фермеры теперь чаще выбирают продукцию российского производителя.

Сами сделаем

— Вот это образец муфты, которая в Россию больше не поставляется, — рассказывает технолог Рустэм Хафизов. — Ее раньше производили только на одном заводе в Германии, теперь мы осваиваем эту работу. Изготовили опытные образцы, отправляем на испытания. Если все пройдет успешно, запустим в серийное производство.

«Кировец-Уфа» — официальный дилер Петербургского тракторного завода. В просторных зданиях предприятия в селе Кабаково Кармаскалинского района осуществляют не только гарантийно-сервисное обслуживание тракторов «Кировец», но и ремонт и изготовление необходимых узлов и деталей для других видов техники. По словам специалистов предприятия, они каждый день слышат просьбы посетителей изготовить ту или иную деталь для техники зарубежного производства.

Инженеры тщательно изучают образцы, оценивают свои возможности и при положительном прогнозе приступают к работе. Фермер из Кармаскалинского района признался нам, что необходимую деталь ему сделали в течение месяца, к тому же она обошлась почти в два раза дешевле, чем импортный образец.

Именно это предприятие привел как пример импортозамещения и глава региона Радий Хабиров.

— Мы собрали наши технологические, ремонтные предприятия, вывезли их на площадку «Кировца». И теперь делаем для этих машин всю технологическую линейку запчастей. Дело в том, что к вопросу импортозамещения мы подошли не сейчас, не после 24 февраля, не после введения санкций. С 2014 года мы готовились к подобной ситуации, — подчеркнул он.

Крепнут связи и с Республикой Беларусь. Недавно подписано соглашение с ведущим машиностроительным предприятием Беларуси — Минским тракторным заводом. В следующем году в республику будет поставлено не менее 200 единиц техники «Беларус». Планируется также развивать производство гусеничных тракторов «Беларус-2103» на базе ООО «Матрикс Универсал».

Комбайны-долгожители

Специалисты аграрного ведомства республики отмечают, что, несмотря на санкции и значительный рост цен, сельхозпроизводители продолжают активно закупать технику и прицепное оборудование — в основном отечественного и белорусского производства. Только в этом году сельхозпредприятия Башкирии купили 341 трактор, 140 зерноуборочных и 47 кормоуборочных комбайнов, более 580 единиц почвообрабатывающих и посевных машин и другой техники.

Безусловным лидером последних лет является Аургазинский район. За последние четыре года здесь приобрели 118 тракторов, 103 комбайна, 156 почвообрабатывающих машин. Львиная доля закупок приходится на хозяйство «Урожай», которое обрабатывает почти две трети пашни района, а также занимает значительные площади на полях Стерлитамакского, Кармаскалинского, а теперь уже и Чишминского районов. Интересно, что Аургазинский район лидирует по закупке всех видов техники. Много тракторов и комбайнов приобретают аграрии Мелеузовского, Зианчуринского, Чекмагушевского, Хайбуллинского, Илишевского районов. В то же время в Зилаирском районе с 2018 года приобрели всего пять комбайнов и три трактора, отмечает заместитель министра сельского хозяйства РБ Павел Иофинов. Если в Аургазинском, Чекмагушевском, Кармаскалинском, Ишимбайском районах средний возраст зерноуборочных комбайнов составляет 7 — 8 лет, то в Салаватском, Аскинском, Кигинском районах этот показатель превышает 25 лет. Как работать на такой полуживой технике в период уборки зерновых, когда каждый час на вес золота? Как бы тщательно ни следили за ее техническим состоянием, большой износ деталей увеличивает риск поломки. Отслужившие свой век комбайны проще заменить, чем ремонтировать. Кстати, средний возраст комбайнов по республике составляет почти 12 лет, это больше нормативов. В регионе около 66 процентов тракторов также выработали положенный срок эксплуатации. В Баймакском, Бижбулякском, Миякинском, Татышлинском, Уфимском районах процент износа составляет более 80 процентов. Даже в самых лучших районах республики по этому показателю положение оставляет желать лучшего: каждый второй трактор работает уже на честном слове. Например, у сельхозпроизводителей региона насчитывается более тысячи единиц тракторов семейства «Кировец», но их средний возраст — более 20 лет.

Конечно, аграрии риск понимают, и все с удовольствием покупали бы новую технику. Но когда новый свекловичный комбайн с необходимым оборудованием стоит порядка 50 миллионов рублей, редко кто может решиться на покупку даже при поддержке государства. В этом году, наконец, получен большой урожай зерновых, но низкие закупочные цены не позволяют сельхозпроизводителям воспользоваться этой ситуацией. По оценкам специалистов минсельхоза региона, реализовано пока около миллиона тонн зерна. Средства, видимо, в основном направлены на покрытие кредитов и текущих расходов.

В этих условиях ремонт сельхозтехники приобретает особое значение, и в республике эта важная работа уже началась.

— Ремонтом должны заниматься профессионалы, имеющие соответствующее оборудование, чтобы не переделывать по нескольку раз за сезон, как это часто бывает. Это сильно сказывается на скорости работ, а значит, и соблюдении агротехнологических параметров, — сказал вице-премьер — министр сельского хозяйства РБ Ильшат Фазрахманов на семинаре-совещании в Кармаскалинском районе.

В Башкортостане создана Ассоциация ремонтно-обслуживающих предприятий, организован специализированный ремонт узлов и агрегатов, строятся и реконструируются ремонтные мастерские в Мелеузовском, Хайбуллинском, Давлекановском районах, современные помещения для хранения техники в десятках районов. Но во многих муниципалитетах организация ремонтных работ оставляет желать лучшего. Павел Иофинов назвал в этом списке Иглинский район, где износ тракторов составляет 77 процентов, а охватить капитальным и текущим ремонтом там собираются лишь 15 процентов из них. Такое же положение в Салаватском, Миякинском районах. В Салаватском износ комбайнов составляет 80 процентов, но планируют отремонтировать лишь около 32 процентов. Как заявляют в аграрном ведомстве, ремонтный сезон только начался, а значительное количество фермеров и сельхозпредприятий его уже провалили.

Однако у аграриев еще есть время исправить ситуацию. Если нет средств приобретать новую технику, как это делают крепкие в финансовом отношении хозяйства, то придется реанимировать старые комбайны и трактора. Других вариантов нет.

Автор:Марат АМИНЕВ
Читайте нас в