Все новости
Экономика
23 Сентября 2022, 13:15

Дорожное напутствие

В Уфе представители двух ведущих отраслей экономики наметили совместные проекты

с сайта главы РБ Большое внимание на форуме было уделено строительной отрасли.
Большое внимание на форуме было уделено строительной отрасли.Фото:с сайта главы РБ

В столице Башкирии завершился первый международный конгресс «Транспорт и строительство».

Не случайно именно эти отрасли оказались в центре внимания. Здесь и возросшие требования к выполнению задач, которые необходимо решать. И, конечно, потребность в совместном развитии — когда у двух смежных секторов экономики профессиональное знакомство «вскользь» перерастает в крепкую дружбу.

Капсула будущего

Для конгресса с участием более 5 тысяч специалистов из нескольких стран была подготовлена крепкая деловая многодневная программа. И строительство, и транспорт — отрасли конкретные, где все держится на реальных «квадратах», тонно-километрах и прочих, в основном понятных лишь специалистам, параметрах. Так что и разговор гости мероприятия вели сугубо деловой. При этом внешне все могло показаться совсем иначе.

Дело в том, что для проведения форума были задействованы практически площадки российского финала Вордскиллс. Но вместо станков и учебных классов теперь здесь можно было обнаружить выставку современной, выполненной в футуристическом стиле строительной техники. И недалеко — площадку с ретро-автомобилями. Рядом соседствовали павильоны с эффектными макетами городских новостроек и дорожными электронными системами. Среди «гвоздей» мероприятия — специальная «Улица дружбы» с различными кулинарными яствами народов республики и предметами быта прошлых времен. И, опять же на контрасте, ультрасовременная сцена, где сменяли друг друга молодые исполнители Башкирии, Беларуси. В общем, даже простому человеку, волею судеб оказавшемуся на территории форума и не имеющему никакого отношения ни к строительству, ни к транспорту, было на что посмотреть.

Была у конгресса и своя, если можно так сказать, официальная часть. Связана она была, в первую очередь, с приездом в Уфу премьер-министра Беларуси Романа Головченко, министров и представителей деловых кругов соседнего государства.

Совместных планов у Башкирии и Беларуси очень много, стратегическая цель — увеличить совместный товарооборот более чем в три раза.

Во время конгресса глава Башкирии Радий Хабиров и Роман Головченко для этого сделали немало. Например, дали старт строительству завода по выпуску сельскохозяйственного оборудования компании «АМКОДОР». Во время торжественной церемонии они заложили капсулу времени в основание будущего производственного корпуса на территории индустриального парка «Уфимский». А еще открыли дилерский центр Минского автомобильного завода (МАЗ).

— Мы испытываем потребность в сельскохозяйственной, коммунальной, дорожной технике и других изделиях, которые производят в Беларуси. И нам необходимо создание мощного станкостроительного кластера, — обрисовал перспективы Радий Хабиров.

— Для этого целесообразно разработать программу поставок на несколько лет. Мы также готовы обеспечивать потребности Башкортостана в обновлении парка пассажирского транспорта, причем в кооперации с местными производителями, — пояснил премьер-министр Беларуси. — Мы также готовы наладить поставки в Башкортостан качественного лифтового оборудования для новостроек и замены устаревшей техники в жилых домах и различных учреждениях. Впереди большой и сложный путь, но уверен, что мы преодолеем все невзгоды. Особенно в тесном сотрудничестве и партнерстве с такими добрыми друзьями, как Башкортостан, — отметил премьер-министр Беларуси.

«Бесшовная» логистика по-соседски

Подобные форумы всегда были отличной площадкой для обмена опытом. Вот что рассказал, например, Фарит Ханифов, министр транспорта и дорожного хозяйства Татарстана.

— Мы намерены развивать свою региональную сеть дорог, она должна соединить все райцентры республики. Такие артерии, по расчетам, должны выдерживать нагрузки до 11,5 тонны на ось, чтобы никакая весенняя распутица не становилась преградой для перевозок. Тогда сможем реализовать проект так называемой бесшовной логистики, — подчеркнул Фарит Ханифов.

Что касается дорог местного значения, пятой категории, то здесь в Татарстане пошли по пути разработки специальной полуавтоматической программы, в которую заложили 4 — 5 основных параметров. В результате была подготовлена база данных на перспективу.

— Мы не закладываем на строительство таких дорог жесткие федеральные параметры на 24 года гарантии, считаем, что здесь вполне возможен 10-летний срок, до капитального ремонта. В результате стоимость подобных местных трасс составит примерно 10 млн рублей за один километр, — рассказал министр из Татарстана.

Фарит Ханифов подчеркнул, что похожие программы по развитию местной сети дорог есть и в Башкортостане. Поэтому важно поделиться опытом, найти общие лучшие решения. Одновременно необходимо, кстати, обсудить и давно волнующую местных жителей проблему строительства мостов через реку Ик, которая протекает по границе двух регионов.

Участники обсуждения затронули проблему производства суверенной дорожно-строительной техники. Перспективы по ее производству в соседних республиках есть, в том числе с участием белорусских коллег. Фарит Ханифов напомнил, что у регионов имеются хорошие заделы, серьезные перспективы и в производстве комплектующих, которые сегодня практически на треть поставляются из дальнего зарубежья.

В свою очередь министр транспорта и дорожного хозяйства Башкирии Александр Булушев отметил, что в республике есть три федеральные трассы, на каждой из которых ведутся серьезные работы. Как и на многочисленных местных артериях.

По общей протяженности дорожная сеть республики составляет 55,6 тыс. км и уступает только Алтайскому краю.

— Всего за полгода, например, мы подготовили документацию по обходному участку трассы в связи с началом строительства дороги Казань — Екатеринбург. Его протяженность 69 километров, что позволит обойти пять населенных пунктов на территории Башкирии. Сейчас работы на новом отрезке идут полным ходом, — отметил главный инженер управления дороги «Приуралье» Александр Михайлов.

В целом по трассе М-5 Урал в Башкирии 124 км уже приведены в нормативное состояние в 4 — 6 полос, на 76 км такая работа ведется с перспективой завершения в 2024 году, и еще примерно 108 км только предстоит «дожать» до нормативов.

Сейчас для этого идет подготовка соответствующей документации.

Протяженность федеральной дороги М-7 составляет 186 км, из них 72 км уже имеют нормативную ширину в 4 — 6 полос, еще на двух участках ведутся аналогичные работы.

— На перспективу до 2030 года мы планируем соединить М-5 и М-7 специальной 4-полосной артерией, которая пройдет от Подымалово до Авдона, — рассказал Александр Михайлов.

Что касается дороги Р240, то здесь в планах на ближайшие два года — расширение до четырех полос 20-километрового участка в обход Стерлитамака. В дальнейшем работы будут продолжены до города Салавата.

Участники разговора отметили серьезную помощь, которую оказывает федеральный бюджет дорожному строительству в Башкирии. Если в 2020 году регион получил на эти цели 3,6 млрд рублей, в 2021-м — 8,6, то в 2022-м должен получить 23, а в 2024 году — 70 млрд рублей.

— В последнее время мы уделяем большое внимание ремонту и реконструкции дорог, которые ведут к туристическим кластерам республики. Поток отдыхающих возрастает, и необходимо создавать им все условия. С этой целью завершены основные работы на дорогах Бирск — Павловка и Толбазы — Красноусольский, — отметил Артем Шамхалов, руководитель управления дорожного хозяйства РБ.

При этом руководитель ведомства отметил, что опорная сеть дорог в Башкирии составляет почти 4000 км, из них в прошлом году федеральным нормативам соответствовало 59%, и стоит задача довести к 2027 году этот показатель до 85 процентов.

Артерия с поддержкой

Мансаф Низакаев, руководитель Центра организации дорожного движения в Башкирии, вспомнил, что первым удачным проектом в республике в части вложений в транспортную инфраструктуру стало размещение камер видеонаблюдения на дорогах региона. Количество ДТП росло, и установка видеорегистраторов могла дисциплинировать водителей. Проблема в том, что бюджетных средств на закупку техники было очень мало. Тогда в республике пошли по пути привлечения инвесторов на взаимовыгодных условиях. Опыт оказался успешным и быстро получил тиражирование по всей стране. Первой примеру Башкирии последовала Московская область.

Сегодня у государственных структур и частных инвесторов точек соприкосновения стало намного больше, о чем подробно рассказала директор по региональному корпоративному бизнесу ДОМ.РФ Оксана Харченко. За последние полтора года в соответствующее постановление правительства было внесено несколько поправок. Последние из них позволили, например, финансировать развитие подвижного состава, упорядочили механизм строительства наемных домов. О которых много говорят, но пока мало кто идет на подобный шаг. Хотя условия теперь привлекательные — срок займа составляет до 20 лет. Правда, построенная площадь должна быть не меньше 10 тыс. кв. метров.

— Сейчас займы от ДОМ.РФ получили 12 субъектов России. От Башкирии профинансирован проект по строительству систем водоснабжения и водоотведения в Забелье, где существуют очень хорошие перспективы жилищного строительства, — рассказала Оксана Харченко.

Новые «квадраты» уфимцы и жители республики скоро смогут купить и в Зауфимье. Это произойдет после окончания строительства Восточного выезда из столицы республики. Здесь есть перспективы построить до 2 млн кв. метров жилья. По словам генерального директора «Башкирской концессионной компании» Асабали Закавова, сейчас готовность восточных ворот города составляет 52 процента, ежедневно на строительстве трудится более 2200 человек. Примечательно, что в общей сложности с предприятиями республики за время возведения мостового перехода будет заключено контрактов на 5 млрд рублей. Есть и более отдаленные перспективы для бизнеса. С вводом жилья и трассы появятся торговые центры и станции техобслуживания для транспорта, магазины и множество социальных учреждений. И вместе с ними — новые рабочие места, новые малые предприятия.

Об опорной транспортной сети на конгрессе вспоминали и в связи со строительством логистических центров. Пока таких крупных перевалочных узлов в Башкирии нет, и здесь она начинает отставать от других регионов. Что в свете последней трансформации транспортных потоков на Восток способно стать даже плюсом: можно выстроить цепочки с учетом последних изменений. Тем более что уже есть хороший задел — начато возведение транспортно-логистического центра на территории индустриального парка «Уфимский». Место удачное — здесь сходятся крупные федеральные трассы и железнодорожные пути.

— Наш проект получил статус приоритетного в республике, в него планируется вложить более 4 млрд рублей, — рассказал замдиректора компании «Талп» Александр Сагитов. — Будем соседствовать с промпарком, агропарком, а учитывая растущую популярность дистанционных заказов товаров, можно превратить Уфу в крупный российский перевалочный хаб. Само географическое положение республики сегодня играет нам на руку.

Этот и другие проекты стали жизнеспособными во многом благодаря заинтересованности властей регионов в их реализации, софинансированию из местных бюджетов. Проблем здесь остается немало, защитить в бюджете подобные взносы в коммерческие проекты, по словам специалистов, непросто. Но и эффект они дают заметный. Другая хорошая новость: не только бизнесмены, но и представители профильных ведомств признали, что сейчас на российском уровне появляется все больше нормативных документов, облегчающих взаимодействие региональных властей и предпринимательского сообщества.

Во время конгресса прозвучало немало перспективных идей. Мы знаем, что порой между словом и делом возникала дистанция большого, часто непреодолимого размера. Многие участники форума убеждены, что такие времена остались позади.

И за словом обязательно последует дело.

Альберт ЗАГИРОВ  Вертолет спасательной службы.
Вертолет спасательной службы.Фото:Альберт ЗАГИРОВ
Автор:Владимир ЛЕОНТЬЕВ
Читайте нас: