Все новости
Экономика
7 Сентября 2022, 09:15

На последних гектарах

Калтасинские хлеборобы завершают уборочную страду

Ильшат ШАЙМИЕВ  Федор Шуматбаев и Юрий Маникаев: «Вот оно, настоящее золото!»
Федор Шуматбаев и Юрий Маникаев: «Вот оно, настоящее золото!»Фото:Ильшат ШАЙМИЕВ

Можно сказать, что основные события на хлебных нивах Калтасов уже позади. Отработав слаженно, без срывов, здешние сельчане провели уборочную кампанию в оптимальные сроки, собрав неплохой урожай. За счет чего?

Об этом мы узнали от непосредственных участников страды-2022.

Самое надёжное золото

— Первыми уборку в районе завершили крупные хозяйства — такие как ООО «Победа», «Восход», — говорит инженер управления сельского хозяйства Юрий Маникаев. — Конечно, технические возможности позволяют им многое. Но и фермеры, на которых у нас сделана большая ставка, стараются не отставать. Общими усилиями получен хороший для наших условий урожай — в среднем получается более 24 центнеров зерна на круг.

Беседа в пути получилась недолгой. Владения фермера Федора Шуматбаева начинаются буквально за околицей райцентра. Вид спелых хлебов неповторим, он буквально завораживает. Радуют глаз налитые золотом колосья. Преувеличения нет: зерно на селе давно стало самой твердой валютой. Вот непрерывным потоком течет оно из бункера комбайна «Дон-1500» в кузов многотонного грузовика. У комбайнера Олега Минибаева есть пара минут на передышку.

— Я, можно сказать, комбайнер потомственный, — крепко жмет он руку. — Мой отец Имай тоже всю жизнь на комбайне провел. И старший сын Андрей, хоть и работает нефтяником, между вахтами тоже приходит на подмогу. А почему бы нет?

Зарплата у нас очень неплохая, особенно по сельским меркам. Получаем ее еженедельно. Двухразовое питание привозят в поле. Дома тоже работы хватает: полный двор скота, огород большой. Зато никакие кризисы нам не грозят. Чем не жизнь?

Параллельным курсом ведет свой «Дон» Михаил Казанчеев. Вот и к нему подруливает «Кам-АЗ» за зерном.

— Я на Севере работал, — поделился Михаил. — Да, зарабатывал неплохо. Но уж больно хотелось что-то на своей земле сделать. В общем, вложил «северные» деньги в фермерство. Дело ведем совместно с тестем Федором Алексеевичем. У меня — животноводство, у него — зерно. Мини-колхоз, можно сказать. Урожай вот вырастили и почти собрали — осталось два-три дня. Результат радует: хватит и на корма поголовью, и на семена, и на продажу.

К слову, об урожае. Выращен он на вчерашней пустоши. Десять лет эти поля не обрабатывались. Новые хозяева провели раскорчевку на двух сотнях гектаров, распахали заждавшуюся их землю. Сил, конечно, угрохали немерено, зато результат налицо. Можно радоваться и гордиться одновременно. А мы следом за груженными под завязку «Кам-АЗами» направляемся на зерноток, где ждет основатель семейного бизнеса Федор Шуматбаев.

Тесть, зять и вся фермерская рать

Человек, с которым предстоит встретиться, — один из тех, кто стоял у истоков фермерства в Башкирии.

— Когда-то работал газовиком, потом решил торговлей заняться, — рассказывает о себе Федор Шуматбаев. — Магазины, конечно, дело прибыльное, доходы там совсем иные, чем в сельском хозяйстве. Но не все деньгами измеряется, верно?

Именно такие рассуждения, равно как и боль за СПК имени Свердлова, который загибался на глазах, привели Федора Алексеевича в ряды фермеров, тогда еще весьма малочисленные и не совсем сплоченные. Не секрет ведь: кое-кто тогда, на заре фермерства, занялся им совсем не ради высоких урожаев да надоев. Предоставляемые льготы да субсидии — вот что влекло многих ловкачей. Со временем они отсеялись, земля сама отделила зерна от плевел. Зато год от года все крепче стояли на ногах такие, как Шуматбаев.

— Начинал я с двухсот гектаров земли, которые мне выделили 15 лет назад, — продолжает собеседник. — Сегодня обрабатываю 720 гектаров зерновых, еще 525 отведено под многолетние травы. Со временем дело стало семейным. Когда зять Михаил Казанчеев — с ним вы уже познакомились — решил в фермеры податься, передал ему животноводство. Хотя работаем в одной упряжке. Сегодня у него 145 голов, из них 80 — дойное стадо. Сейчас уборка, он на комбайне, женщины наши кашеварят для механизаторов. Еще один мой сын, Юрий, возит зерно с полей на ток. Семьей, само собой, сподручнее дело делать. Хотя и рабочие места создаем — четырнадцать человек у нас трудятся в общей сложности. Зарплата у всех неплохая и вовремя.

На днях, говорит Федор Шуматбаев, с урожаем они закончат, немного передохнут и возьмутся за ферму — подремонтируют, к зиме подготовят. Ферму вскоре планируется расширить, еще десятка три нетелей приобрести. А что, площади позволяют, да и кормов запасли нынче впрок. Вообще, прошлогодняя засуха в чем-то на руку оказалась. Полученные уроки даром не прошли. Ведь если честно, нынче погода тоже не особо порадовала. Дождей, почитай, с июня не было. А урожай отменный. Потому что не экономили на удобрениях, на элитных семенах. Напряглись, но посевную провели в кратчайшие сроки. А после уборки на сто процентов вспашут зябь.

— Понимаете, когда все делаешь правильно, по технологии, от природы намного меньше зависишь, — замечает фермер. — Меня больше другое беспокоит. Я о вилке цен говорю. Хотя что там, все об этом говорят из года в год, да только не меняется ничего. Цены на ГСМ, электричество, удобрения, запчасти растут на глазах, а вот сельхозпродукция либо на месте топчется, либо вообще дешевеет. Как, например, зерно в этом году. Невероятно, но факт: в прошлом засушливом году благодаря скачку цен я на уборке выручил примерно столько же, сколько в этом! Так ведь не должно быть. Что в итоге? А в итоге я могу только мечтать, скажем, о новых комбайнах. Хорошо еще, ребята свои «Доны» в порядке содержат, но ведь техника не вечна. При этом мы еще и пилораму держим, даже очередь на ее услуги образовалась. В общем, боремся за каждый рубль, но делать это год от года все труднее.

Безусловно, стоит прислушаться к словам человека, испытавшего на себе все тяготы крестьянского дела. Таких бы побольше — рассудительных, хозяйственных, уверенных в себе. Да поддержать их самую малость. Тогда точно не пропадем!

Ильшат ШАЙМИЕВ  Михаил Казанчеев и Олег Минибаев знают истинную цену труду комбайнера.
Михаил Казанчеев и Олег Минибаев знают истинную цену труду комбайнера.Фото:Ильшат ШАЙМИЕВ
Автор:Андрей НИЧКОВ
Читайте нас: