Все новости
Экономика
28 Августа 2022, 11:15

Плохой урожай — беда. Хороший — тоже?

Как складывается ситуация на зерновом рынке

из открытых источников
Фото:из открытых источников

Речь о богатом урожае зерновых, который нынче уродился в Башкирии. Впрочем, и другие регионы — житницы страны — Кубань, Крым, Астрахань — тоже собрали рекордный за много лет урожай. Речь идет и о картошке, и об арбузах, дынях. Словом, голод нам не грозит. Однако высокая урожайность, как ни парадоксально это звучит для людей, далеких от сельского хозяйства, создает головную боль аграриям: цена на зерно упала более чем вдвое. Предлагать шесть рублей за кило — это высокомерное издевательство над крестьянином, пролившим на поле семь потов. Например, у ржи себестоимость вдвое выше. Вот и получается: плохой урожай — беда, хороший — опять беда. Что говорят по этому поводу сами аграрии?

Назиб МАМЛЕЕВ, кандидат ветеринарных наук, заслуженный работник сельского хозяйства РБ:

— Прошлый неурожайный год спровоцировал повышение цен на зерновом рынке и больно ударил как по карману населения, так и по всей аграрной отрасли. Многие сельхозкооперативы и крестьянско-фермерские хозяйства сократили поголовье животных, а от оставшегося стада недополучили молока и привесов. Чтобы сохранить поголовье, хозяйства закупали зерно по очень высоким ценам — выше 20 рублей за килограмм. Влезали в долги. Ведь чтобы дать литр молока, корова должна получить 400 — 500 граммов зернового корма. Из-за недостатка или полного отсутствия семян большие площади полей остались незасеянными.

Нынешняя уборка вызывает оптимизм, но и обнажает вечные проблемы. Для материального обеспечения уборочной страды уже с самого ее начала необходима реализация собранного — с колес, так сказать. Но продавать с колес в республике не получается. Покупатели зерна диктуют свои цены в пределах шести рублей. Это ведь смешная цифра!

Хозяйства, которым в силу своей специфики можно не спешить с реализацией, не имеют должного количества складских площадей. Например, в Балтачевском районе есть предприятия, заполнившие имеющиеся склады рожью, а пшеницу складировать уже некуда. Если сдавать зерно на хранение на элеватор, то значительная сумма уйдет на оплату аренды. Что делать? Думаю, тут нужно правительственное решение по определению закупочной цены и условий хранения запасов.

Запасы должны создаваться в объеме обеспечения республики товарным зерном и семенами не менее чем на два года. Элеваторы сегодня все у частных собственников, тем не менее регулирующую роль государства никто нигде не отменял.

Демпинговая ситуация на зерновом рынке не возникнет, если одновременно рядом будет развиваться животноводство. Зерно нужно превращать в молоко и мясо и обеспечивать население полноценной продукцией, исключив таким образом из рациона людей пальмовое масло и порошковое молоко. Поле — зерно— животное — полноценные натуральные продукты — здоровье и долголетие россиян! Простая схема.

Азат ФАЗЛЫЕВ, председатель совета директоров ООО «УралАгро»:

— Элеваторы к проблеме цен не имеют отношения: они ведь не покупают зерно у производителя, а берут на хранение. И платить им надо только за услуги: просушку, сортировку, сохранность. А если аграрию негде хранить выращенное, то возникает вопрос: зачем он вообще занимается сельским хозяйством? Кто заставляет продавать зерно за копейки? Никто никого не заставляет. В условиях нынешнего года, как сказал наш министр Ильшат Фазрахманов, дешевле 11 рублей не продавайте. Такой ценой дается нам урожай! Да, перекупщики будут запугивать. Так происходит каждой осенью. Конечно, в идеале все должны иметь склады. Но если их не хватает, надо сдавать зерно на элеваторы. Там ведь за хранение не берут по шесть рублей за кило — своя разумная такса, как говорится, за усушку-утруску. Зерно нынче хорошее, сухое. А со временем и цена поднимется.

То, что будет хороший урожай, было ясно уже в середине лета. Мы подготовили все площади, где только можно хранить зерно — заасфальтировали, забетонировали. На элеватор уже много лет не сдаем. Имеющиеся склады расширили, достроили. Особенность года еще в том, что уборка озимых почти совпала с уборкой яровых, поэтому ощущается нехватка комбайнов. Если пойдут дожди, урожай на полях останется. А его реально много!

Крестьянину каждый год приходится маневрировать, а для маневра нужно иметь хороший тыл. И, конечно, чувствовать поддержку государства. В идеале нужно знать еще весной, кто у тебя купит выращенное. А если выращивать, не зная, кто купит, понятное дело, никогда не заработаешь. Рынок наказывает тех, кто не имеет стратегии.

Надо ли попенять государству? Надо. Нас, аграриев, спасет только экспорт, но государство ставит сельчанину заградительную пошлину на вывоз зерна — она немалая. А сейчас общемировой фон такой, что никуда не продашь. В теории государство может помочь аграриям, найдя другие варианты доставки зерна не враждебным нам странам, например, через Каспийское море. Но и самим производителям надо искать покупателей в соседних с Башкирией регионах. Интерес к нашему зерну есть, например, у хозяйств, производящих корма.

Талгат ВАХИТОВ, директор СПК «Трудовик», село Зирган:

— Мы не сдаем зерно на элеваторы. Храним у себя, при нехватке помещений арендуем склады у наших давних партнеров. Но ваша газета правильно обозначила проблему: продавать зерно за шесть рублей нельзя. Из-за напряженной ситуации в мире приостановился экспорт зерна даже в африканские страны, а также в Турцию, Египет. Поэтому перекупщики опустили цены до шести-семи рублей. К тому же государство ввело пошлину на экспорт зерна. А между тем запчасти подорожали, топливо тоже. Чем рассчитываться аграрию за свои расходы? Надо подождать, цены все равно будут повышаться. Многие хозяйства, насколько мне известно, особенно в Оренбургской области, гуртуют выращенный урожай прямо в поле до определенного времени, потом вывозят.

Для стабилизации цен существует интервенционный фонд, куда государство закупает зерно через аукцион в электронной форме. Но аукцион непредсказуем.

Автор:Ринат Файзрахманов
Читайте нас: