Ключевые задачи в реализации национальных проектов в 2021 году назвал на вчерашней оперативке в Доме Республики первый вице-премьер — руководитель аппарата правительства Башкортостана Илшат Тажитдинов. По его мнению, они не менее амбициозные, чем годом ранее. Однако глава республики Радий Хабиров увидел в некоторых пунктах заниженные цифры.
На реализацию национальных проектов в наступившем году в республике будет потрачено, по словам Тажитдинова, 26,3 млрд рублей. При этом федеральный бюджет выделит львиную долю этого объема — 17,7 млрд. «Это еще не окончательные цифры, — оптимистично заявил первый вице-премьер. — Ожидается, что из федерального бюджета будут профинансированы еще незаконченные проекты. Около 600 миллионов рублей должны направить на окончание строительства школы в Нефтекамске, завершение автоматизации здравоохранения республики и цифровизацию образовательной среды».
Судя по представленному графику финансирования 45 региональных проектов, половину всех средств направят на развитие так называемого человеческого капитала: демографию, здравоохранение, образование и культуру. Впрочем, комфортную среду также можно отнести к капиталу, связанному с человеком, — это жилье, дороги, экология. На нее потратят 46,6 процента всех выделенных денег. На экономику остается 3,4 процента бюджета. Причем некоторые из проектов практически полностью будут финансироваться из федерального бюджета. Как, к примеру, содействие повышению производительности труда и экспорту продукции.
Илшат Тажитдинов отметил, что особое внимание будет уделяться контролю качества исполнения проектов. И их финансовой прозрачности. «Ежемесячно будет отслеживаться кассовое исполнение бюджета, — предупредил он. — Мы по прошлому году работали неплохо, кассовое исполнение у нас выше среднего и по ПФО, и по России. Если начинали реализацию национальных проектов с освоения 91,6 процента поступивших средств, то в прошлом году вышли уже на уровень 95,5 процента».
Такая позиция не устроила главу республики Радия Хабирова. «Не надо хвалиться тем, что мы выше среднего по стране. Я хочу, чтобы республика была лучшей, — сказал он.
— Почему одни главы районов могут качественно выполнить все необходимые работы, освоить все средства, а другие нет? Кто у нас среди худших? Дюртюлинский, Краснокамский, Янаульский, Мелеузовский районы, Агидель? Вот я их посажу рядом на следующем совещании по исполнению бюджета нацпро-ектов, а когда нас начнут ругать, покажу их на всю страну, пусть видят, кто отстает. Это просто потому, что вы не продумываете весь процесс от начала до конца, плохо контролируете выполнение работ».
Радий Хабиров во время доклада несколько раз останавливал Илшата Тажитдинова, замечая несоответствие плановых цифр на текущий год с заранее заявленными параметрами. И если по одному из пунктов — вводу жилья — объяснение нашлось, то по количеству устанавливаемых в регионе дорожных знаков — нет.
— Что-то маленькая цифра получается, — заметил глава республики по плану ввести в этом году 2,26 млн «квадратов» жилых площадей. — Мы же хотим выйти на уровень в четыре миллиона к 2030 году. Получится, если стартовать с этой цифры?
Его заверили, что показатель на текущий год выведен исходя из графика, разработанного минстроем страны. «Это нижняя отметка, минимальная цифра по вводу жилья», — пояснил Илшат Тажитдинов.
А вот по установке дорожных знаков вопросы возникли даже у министра транспорта Алана Марзаева. «Я не знаю, откуда такая цифра, — ответил он на вопрос главы республики. — Мы запланировали установить 20 тысяч знаков по всей республике, включая Уфу». «Будем разбираться, вносить коррективы», — в свою очередь, сказал Илшат Тажитдинов. Потому что 20 тысяч и 582, как указано в целевых показателях на этот год, согласитесь, две большие разницы.
Радий Хабиров поблагодарил первого вице-премьера — руководителя аппарата правительства РБ за четко выстроенную работу по реализации национальных проектов в регионе. А продолжая тему неосвоенных средств, заметил: «Да, согласен, что в ходе конкурсных процедур мы имеем дело с негодяями. Я абсолютно уверен в том, что наша федеральная антимонопольная служба недорабатывает, пусть активнее занимается этими вопросами. Не будет заниматься — буду общаться с федеральным руководством антимонопольной службы: когда у нас в республике перестанут действовать жульнические схемы?»