На площади перед уфимским Дворцом спорта не протолкнуться. Воздух пропитан ароматом клубники, малины, смородины… Закроешь глаза — будто на летнем лугу оказался, только гул миллионного города да возгласы продавцов напоминают: нет, брат, ты в мегаполисе.
— Все натуральное, без химии, попробуйте — обалденная клубника! — школьница из Нуримановского района бойко торгует ягодами. Вернее, от души помогает более скромным родителям.
Вообще, торговцам некогда скучать: и ягоды, и овощи идут на ура, народ все сметает с прилавков. Свою ягодную продукцию привезли сельхозкооперативы и представители личных подсобных хозяйств из многих пригородных районов, но спрос явно превышает предложение. А потому и на стоимость товара влияет не так, как хотелось бы покупателям.
Пенсионерка Рита Ялалова с грустью замечает: цены кусаются, на одну пенсию не разгуляешься, а ведь хочется заготовить и варенье, и заморозку на зиму. Кстати, многим уфимцам не понравилось, что ярмарку организовали лишь в начале третьей декады июля — ведь сбор ягод уже завершается. «Конечно, ягод стало меньше, потому и цена растет», — объясняет продвинутая бабка своей товарке уровень цен.
Руководитель кооператива «Сады Шарана» Олег Димитриев соглашается, что нынче цена на клубнику высокая, около 300 рублей за килограмм. Заморозки в начале и конце мая, начале июня нанесли такой ущерб, что фермеры и садоводы лишились значительной части будущего урожая. Вроде и районированные, и поздние сорта подбирали, но все равно потерь не избежали. А многие и вовсе остались без ягод, а значит, и запланированных доходов.
Действительно, занимаются ягодами теперь многие, но их подводят или погода, или нехватка специфических знаний. Это скоропортящийся продукт: если за несколько дней не реализуешь — остается лишь выбросить и подсчитывать убытки. Именно поэтому цены и взлетели. Кое-кто даже пытался сбыть клубнику по 500 рублей за килограмм. Правда, такой товар приобретали немногие, а вот за продукцией шаранцев стояла длинная очередь. Оно и понятно — чуть ли не в два раза дешевле.
Если верить статистике, с 1990 года производство плодов и ягод в республике увеличилось более чем в три раза. Это еще при том, что многие государственные плодопитомники прекратили свое существование, после того как лишились поддержки бюджета. Удовлетворяют потребности населения в основном личные подсобные хозяйства и фермеры. Борьба за урожай идет также на пригородных дачах и огородах, где горожане, в основном старшее поколение, ударно вкалывают ради «своего, экологически чистого продукта».
Хотя доля импорта постоянно снижается, в республике ниша по производству плодов и ягод не заполнена — ни минсельхоз региона, ни ученые-эксперты этот факт не отрицают. Уровень потребления плодово-ягодной продукции в республике, по разным оценкам, не превышает 50 процентов к уровню рациональных норм питания, а ведь даже в среднем по стране этот показатель процентов на 20 выше.
Справедливости ради добавим: с каждым годом увеличивается доля фермеров, выращивающих сладкие продукты. Расширяются плантации той же клубники в Аургазинском, Уфимском, Чишминском, Нуримановском, Туймазинском, Кармаскалинском и других районах.
У каждого из фермеров свой путь. Олег Димитриев, например, дипломированный пчеловод, получил образование в Тимирязевской академии. Вернулся в родное село Рождественка Шаранского района, упорным трудом довел количество пчелосемей до 150, занимал призовые места на республиканских соревнованиях. Казалось бы, живи и радуйся, ведь, продавая до ста фляг меда, вполне обеспечиваешь свою семью всем необходимым. Но неугомонный Олег стал искать другие способы зарабатывания денег, тем более что стало трудно с реализацией меда.
В 2005 году он впервые посадил клубнику на десяти сотках. В деревне все на виду, некоторые подняли его на смех, мол, клубника не картошка, сегодня не продашь, завтра же вся продукция пропадет. Димитриев с ними не спорил, с утра до вечера возился в огороде. Ответил он своим критикам осенью: от реализации ягод выручил 200 тысяч рублей, а наиболее жесткий критик продал картошку со всего огорода на… семь тысяч. На следующий год клубника заняла половину огорода, а потом и весь. Путем проб и ошибок подобрал наиболее подходящие для местных условий сорта. Постепенно привлек к прибыльному бизнесу родственников и односельчан, терпеливо объясняя им технологию выращивания ягод.
Теперь у фермера клубника занимает 15 гектаров. Во время созревания ягод он привлекает людей для сбора урожая. В это время рабочий день его семьи начинается с четырех-пяти часов утра. Ведь оптовым покупателям клубника нужна спозаранку, чтобы как можно раньше доехать до городских рынков Башкортостана и Татарстана.
Фермера радует, что на сбор ягод приезжает много детей. Зачастую именно они уговаривают родителей поработать на плантации, ну и, конечно, заработать неплохие деньги. Олег Мефодиевич предпочитает работать с районированными сортами, но с грустью замечает, что отечественные сорта уступают зарубежным в транспортабельности. Если не продал собранное, на следующий день ягоды можно выбрасывать. А вот итальянские или голландские сорта спокойно хранятся несколько дней.
Несколько лет назад в составе республиканской делегации ему довелось побывать в Кабардино-Балкарии, там состоялся всероссийский семинар по садоводству.
— Часами ехали в автобусе вдоль яблоневых садов, а их тысячи гектаров. Я и не думал, что такое возможно в России, — фермер до сих пор не может об этом спокойно рассказывать. — Воочию увидел, как можно выращивать яблони в промышленных масштабах, и сам загорелся этой идеей.
Сказано — сделано. Теперь Олег Мефодиевич все вырученные деньги направляет на садоводство. Посадил яблони на шести гектарах, еще четыре заняла малина, выращивает также зерно, но и пчеловодство не забросил. Как же он все успевает?
— Семья большая, помощников много, — улыбается фермер. С женой Альбиной они воспитали троих сыновей. Алексей также окончил Тимирязевскую академию, уже стал кандидатом наук. Хотя ему предлагали остаться на кафедре
преподавателем, вернулся в родные края и увлеченно занимается семейным бизнесом. Дмитрий освоил несколько специальностей, ему по силам справиться с любой техникой. Младший, Леонид, выбрал профессию нефтяника, работает на Севере, но в летние месяцы, когда работы невпроворот, старается подольше быть дома.
— Нам по силам завалить всю Уфу клубникой, — Олег Димитриев, кажется, не шутит, сыновья поддакивают, в этой семье не принято перечить отцу. — Только не нужно увлекаться ранними сортами, они нас подводят.
На днях стало известно, что Госдума приняла во втором чтении закон о снижении до 10 процентов НДС на плодово-ягодную продукцию. По мнению законодателей, эта мера должна привести к закладке новых садов, увеличению объемов выращенной продукции. Так что есть надежда, что Олегу Димитриеву и его сыновьям, всем предприимчивым садоводам-огородникам это поможет в ближайшем будущем обеспечить республику клубникой и другими ягодами. А заодно и фруктами.
Уровень потребления плодово-ягодной продукции в республике не превышает 50 процентов к уровню рациональных норм питания, а в среднем по стране этот показатель процентов на 20 выше.