На первом этаже уфимского павильона ВДНХ-ЭКСПО во время подобных мероприятий традиционно располагаются представительства серьезных производственных компаний. Здесь все деловито и размеренно, бизнес-переговоры не терпят суеты и бурных эмоций. Зато в расположившихся выше конференц-залах кипят споры, теоретики и практики порой не жалеют эпитетов, чтобы обосновать свою правоту.
Размер имеет значение
Доказывать свое видение имеющихся проблем и способов их решения в машиностроительной сфере было кому. Всего на Промышленный форум в Уфу приехали сотни делегатов, представители сразу четырех федеральных агентств. Как выяснилось, многие российские проблемы, словно в зеркале, отражаются и на уровне Башкирии. Как, кстати, и успехи.
Роль машиностроения в республике характеризуют такие цифры. Оборот организаций, расположенных на ее территории, по итогам 2017 года составил 3,16 трлн рублей. Из них примерно треть приходится на обрабатывающую промышленность. А на продукцию машиностроения — 120 млрд рублей. То есть каждый десятый рубль в обрабатывающем секторе приходится на машиностроение. К слову, на нефтехимию в пять раз больше.
— Для нашего региона машиностроение, станкостроение, двигателестроение — в числе главных точек опоры. Флагман, безусловно, Уфимское моторостроительное производственное объединение, — сказал, открывая форум, глава Башкирии Рустэм Хамитов. — Конечно, с разными отклонениями и в плюс, и в минус, но, тем не менее, машиностроение у нас неплохое.
Собравшиеся в Уфе специалисты, конечно же, не обошли стороной плюсы, но главное место в разговоре было уделено все-таки минусам и предложениям, как побыстрее поменять отрицательный «заряд» на положительный. Как всегда, эмоционально и зажигательно излагал свои идеи академик РАН Роберт Нигматулин. По его словам, только кардинальное, хотя бы в два раза, повышение заработной платы может увеличить спрос, а значит, и повлечь за собой развитие машиностроительной отрасли.
Впрочем, другие участники дискуссии тактично возразили академику, что надо все-таки стоять ногами на земле и «воздерживаться» от революций. Другое дело, что дальнейшие изменения в мире будут происходить прежде всего за счет инноваций, и здесь машиностроителям, в том числе и в республике, надо держать нос по ветру.
В декабре прошлого года была принята Стратегия научно-технологического развития России. В ее рамках развитие одних направлений тесно связывается с успехами других. Например, в Башкирии базовая отрасль по валовым показателям — нефтехимия. Но одновременно, по словам министра промышленности РБ Алексея Карпухина, в регионе насчитывается порядка 50 крупных формально машиностроительных производств, которые работают как раз на добытчиков и переработчиков недр. Такая взаимодополняемость, конечно, была в центре внимания и на форуме. Например, Рустэм Хамитов, говоря о неиспользованных резервах, упомянул о возможности выпускать в республике эпоксидную смолу. Своих производств в стране нет, она импортируется.
— Сегодня мы такой смолы завозим на миллиарды долларов, — поддержал главу региона первый заместитель гендиректора Агентства по технологическому развитию Вадим Куликов. — Импортируем дрожжи, крахмал, который можно получать из технического картофеля. Мы сейчас работаем над такими проектами. Надеюсь, Башкирия к ним подключится.
Призыв Куликова был услышан, и в этот же день руководитель агентства был принят главой региона. Намечены направления совместной работы: глубокая переработка зерна, новации в жилищно-коммунальном секторе. Как и в дальнейшей переработке отходов разного рода (промышленных, строительных, твердых бытовых, органических) в строительные материалы, грунт, почву, возможно, даже в химические изделия. Многие из этих проектов могут осуществиться в ближайшие 3 — 5 лет, в коммунальной сфере — раза в полтора дольше.
Техно в миноре
Специалисты все больше говорят о четвертой промышленной революции, двигателями которой станут инновации и новые технологии. Известное в определенных кругах издание «Блумберг» ставит Россию на 25-е место в мире по доле инновационной продукции. Она составляет в стране в среднем 8,5 процента. В Башкирии — на полпроцента больше. Обсуждается вопрос о том, чтобы увеличить этот показатель в регионе примерно в полтора раза. Но…
— В прошлом году число заявок на патенты и другие виды интеллектуальной собственности упало в стране сразу на 23 процента, — бьет тревогу известный московский юрист в области авторского права Валерий Медведев. — В Башкирии этот показатель остается, правда, без изменений, около 700 заявок в год. Из них почти 300 приходится на УМПО, по 200 с лишним на авиационный и нефтяной университеты. Хотя для республики с такой развитой промышленностью, с таким большим населением и числом научных организаций это не самые достойные цифры.
Об одном из слабых мест в инновационном развитии республики рассказал и директор профильного департамента правительства РБ Юрий Тюленев. В Башкирии за последние годы вложили 3,5 млрд рублей в создание и развитие трех оснащенных самым передовым и уникальным оборудованием технопарков в машиностроительной, нефтехимической и аграрной сферах. В результате они сегодня практически пустуют. Такие же проблемы в Екатеринбурге, в Казани. В чем причина? Пока на этот вопрос нет ответа, сейчас на базе департамента создана рабочая группа, которая должна в течение месяца-двух найти способы, как загрузить уникальные мощности.
Этой же цели — выпуску новой, импортозамещающей продукции — должна послужить и принятая в республике программа «Башкирская технологическая инициатива». В ее рамках несколько проектов запустил УГНТУ.
— В рамках соглашения между республикой и «Роснефтью» мы за последние месяцы презентовали для нефтяников 21 проект, девять из которых уже одобрены и в ближайшие два года будут реализованы в «Башнефти», — рассказывает генеральный директор одного из инновационных предприятий при нефтяном университетет Ильдар Юлбарисов.
Инноваторы могут получить бонусы и от сотрудничества с таким предприятием, как «Гидравлика». Поведав о некоторых успешных совместных проектах, генеральный директор этого предприятия Виктор Новиков пообещал «разрекламировать» все удачные решения в своем концерне «Технодинамика». Тем самым проторить дорожку для обладателей новых технологий по всей стране.
Свидание за чашечкой кофе
Участники выставки не скрывали, что непростая экономическая ситуация приводит к сокращению числа предприятий, которые нынче приехали на форум. «Зато количество компенсируется качеством. В Уфе мы встретили действительно крепкие, уверенно осваивающие новые технологии бизнес-структуры, с которыми можно строить работу на годы вперед», — поделился своим мнением один из омских инженеров.
Примечательно, что на обсуждениях и возле стендов было много молодежи. К традиционному молодежному кадровому форуму добавился учебно-тренировочный сбор юных робототехников. Было о чем поговорить и представительницам слабого пола: они не только обсудили проблемы безопасности труда, но и устроили форсайт-сессию, посвященную женскому предпринимательству.
Чуть ли не половина из двух десятков пленарных заседаний была посвящена цифровой экономике. Как виртуальной ее части, связанной с созданием оптимальных интерфейсов, так и способам защиты от кибератак. И, конечно, разработке и использованию компьютерных программ, баз данных, отвечающих запросам современного машиностроения.
Подобные форумы проводятся в Уфе не первый раз. После них, естественно, не стоит ждать кардинальных, сиюминутных изменений. Но, как известно, вода камень точит, и свою лепту в создание общей позитивной деловой атмосферы они вносят. Что наглядно подтвердил опрос, проведенный среди представителей малого бизнеса «Опорой России». Выяснилось, что в четвертом квартале прошлого года уровень деловой активности в стране снизился и опустился ниже 50 пунктов. При этом Башкирия оказалась в рейтинге на первом месте, ее индекс составил 61 пункт. Получается, при всех проблемах и нерешенных задачах республика выглядит для предпринимательства перспективным регионом. «Так что работайте с нами!» — призвал инвесторов озвучивший этот факт Рустэм Хамитов.