Государственная информационная система «ЖКХ» (ГИС ЖКХ) начнет работать в республике предположительно с июля будущего года, сообщил журналистам заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства Марат Шангареев. Пока она не отвечает требованиям и будет доработана, пояснил он. Выявляются проблемы и другого рода, например, с адресным учетом частных домов. Часть из них не зарегистрирована, а это значит, что в систему они попасть просто не могут.
ГИС ЖКХ в стране была запущена нынешним летом и пока работает в тестовом режиме, пояснил заместитель председателя комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Павел Качкаев. В ней должна быть размещена информация обо всех управляющих компаниях (а их в России более 100 тысяч) и лицевых счетах граждан (почти 50 млн), данные о ресурсоснабжающих организациях и органах власти.
Пока этот процесс не завершен: к середине ноября в системе зарегистрировались 99 процентов управляющих компаний страны, 55 процентов ТСЖ и 69 процентов ресурсников. Что касается граждан, то системой пользуются пока менее трети из них. Полноценной работе системы мешают нерешенный вопрос со съемом показаний приборов учета, неработающий механизм начисления пеней.
И потому было решено «сдать назад»: вместо единовременного запуска по всей стране с января система будет внедряться по графику, с разными датами для разных регионов, отметил П. Качкаев. Соответственно, на тот же срок откладываются и штрафные санкции за неразмещение в системе информации и введение нормы о том, что жильцы, не обнаружившие в ГИС своей квитанции на «коммуналку», могут за нее не платить.
По внедрению ГИС ЖКХ республика занимает 11-е место в России и второе в Приволжском округе, сообщила председатель комитета по жилищной политике и инфраструктурному развитию Госсобрания — Курултая Елена Родина. В системе зарегистрировались все администрации городов, районов, сельсоветы, министерства и ведомства, около 90 процентов управляющих и ресурсоснабжающих организаций. Сейчас в единную базу введена информация о каждом доме.
Какие преимущества обещает ГИС? По словам Е. Родиной, она даст новые возможности для тарифного регулирования, отслеживания динамики цен. Жильцы через личный кабинет смогут получать квитанции, вводить показания счетчиков и оплачивать «коммуналку» в режиме онлайн. Им будут доступны и другие сведения: суммы средств, собранные по каждому дому, заключенные договоры, решения управляющих компаний и другие. Кроме того, появится возможность заочного голосования на общих собраниях.
Изменится и порядок рассмотрения жалоб жильцов. При обращении в любое ведомство письмо сразу увидит управляющая компания. И, соответственно, сможет принять меры, не дожидаясь рассмотрения в других инстанциях. Точно так же вознамерившемуся пожаловаться жильцу сразу станет известно об аналогичных письмах от его соседей по дому, которые уже отосланы и рассматриваются.
Башкирия попала в пятерку лидеров по повышению платы за «коммуналку». Индексы изменения платы граждан за коммунальные услуги утвердило правительство России.
С 1 июля 2017 года у жителей Башкирии в среднем она возрастет на 5,8 процента. Для сравнения: в Москве «коммуналка» подорожает на 7 процентов, в Санкт-Петербурге, Саха-Якутии и Камчатском крае — на 6 процентов, в Кемеровской области — на 5,9 процента. Во всех остальных регионах рост не превысит пяти процентов.
Кстати, из всех соседей Башкирии повышение на пять процентов ждет только Свердловскую область. У остальных тарифы вырастут скромнее: в Татарии, в Оренбургской области и в Пермском крае — на 4,2 процента, в Челябинской области — на 3,9 процента, в Удмуртии — на 3,5 процента.
Попробовать новую систему можно уже сейчас. Единственное условие — надо быть зарегистрированным на портале гос;услуг, поскольку система входит в ее состав.
Корреспонденты «РБ» тоже не удержались от искушения ее испытать. Набираем адрес ресурса dom.gosuslugi.ru, и вот он перед нами во всей красе. Информация здесь действительно полезная: законодательные акты, программы в ЖКХ, новости. Целая куча реестров: лицензий, проверок, дисквалификации должностных лиц и другие — заходи и смотри. Индексы изменения платы, меры соцподдержки, нормативы потребления коммунальных услуг. Ну и, конечно, форум, где можно задать любой вопрос и обсудить ту или иную тему.
А вот с личным кабинетом вышла проруха. Чтобы зарегистрироваться как пользователь, надо ввести домашний адрес. В отношении региона и города кое-как это сделать удалось. А вот с улицей не получилось: название надо выбирать из длиннющего списка, который грузится с трудом, туда-сюда прыгает, а то и просто вылетает. После очередной попытки дело бросаем и остаемся без «кабинета». А это значит, что электронных квитанций нам не видать как своих ушей и жалобу через ГИС написать тоже не выйдет. Что ж, будем пока жить по старинке и ждать, как соловей, лета.
Комментарий Госкомитета РБ по тарифам
В республике индекс изменения платы граждан за коммунальные услуги на 2017 год остался на уровне нынешнего года и составил 5,8 процента. Это связано с реализацией программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований, инвестиционных и производственных программ, направленных на повышение надежности и качества коммунальных услуг, и установление экономически обоснованных тарифов.
При этом нужно различать понятия «тариф» и «плата». Тариф — это ценовая ставка для ресурсоснабжающих организаций. В Башкирии их несколько сотен, и каждая имеет свои тарифы, которые определяет госкомитет в рамках предельного значения роста. Предельная плата за коммунальные услуги — это показатель для населения, итоговая сумма, которую гражданин платит ежемесячно.
В Башкирии плата за коммунальные услуги остается одной из самых низких среди регионов Приволжского округа.