Рассказывая о выращенном в этом году урожае помидоров, предпринимательница из Кушнаренковского района Диля Гафурова нанизывала одну цифру на другую. Сколько денег ей ежедневно требовалось, чтобы вывозить «КамАЗом» на свалку собранные овощи. И какую прибыль она могла получить, если бы оставила свои поля просто пустыми. «В общем, потеряла на помидорах почти три миллиона рублей», — вынесла фермер «приговор» собственным начинаниям.
Слушателей у Дили Гафуровой было достаточно, больше ста человек: представители регионального аграрного ведомства и муниципалитетов, бизнесмены, специализирующиеся на переработке и хранении овощей, сотрудники розничных сетей. Да и своих собратьев-фермеров хватало. Собрать всех вместе удалось Торгово-промышленной палате и минсельхозу республики в рамках эксперимента, названного «Партнерский день». Первое обсуждение решено было посвятить «по свежим следам» овощной проблеме — только-только закончились осенние ярмарки.
Вердикт, вынесенный большинством участников Партнерского дня, оказался неожиданным — с его проведением заинтересованные стороны опоздали примерно на полгода. Впрочем, конструктива на встрече было больше — каждой из сторон удалось высказать конкретные предложения. Которые должны помочь уже в следующем году хотя бы отчасти превратить «битву» за урожай в равномерный технологичный процесс с заранее предсказуемым результатом.
— К нам постоянно идут обращения от производителей продукции, которые не могут ее реализовать даже по себестоимости, — обозначил «нерв» разговора начальник отдела продовольственных рынков минсельхоза РБ Раиль Муфтахитдинов. — Да, мы постоянно проводим торгово-закупочные сессии, а теперь решили собрать все заинтересованные стороны в новом формате. Пусть каждый выскажется о своих проблемах.
Что сегодня главное для овощеводов? Оказывается, на первое место выходит… упаковка. В этом уверен председатель Башкирской торговой ассоциации Павел Антипин:
— Мы все заинтересованы в том, чтобы доставить товар покупателю. Прежде всего через магазинный прилавок. А для этого овощам необходимы товарный вид, сохранность. Здесь нет ничего сложного, на упаковке должна быть только маркировка, штрих-код.
— Современные упаковочные вакуумные линии стоят около 10 миллионов рублей, мы знаем надежные компании, которые могут их поставить. Иначе, как ни горько это говорить, фермеры рискуют остаться обычными сырьевиками, — поддержал коллегу председатель комитета по торговле ТПП РБ Виталий Черевков. — Не упаковав товар, его невозможно предложить торговым сетям. С которыми в последнее время удается выйти на конструктивный диалог.
Впрочем, здесь тоже не все так просто. Представитель одной из крупных федеральных сетевых структур, насчитывающей в Башкирии свыше 150 магазинов, Петр Кизько рассказал о логистике своей компании. Оказывается, чтобы пробиться на полки магазинов, фермеру из Башкирии необходимо отвезти свою продукцию сначала в Казань или Самару — именно там находятся распределительные центры. «Возможно, в следующем году подобный оптовый центр появится и в Уфе, мы сейчас работаем над этим», — все-таки попытался зарядить овощеводов оптимизмом П. Кизько. А представители республиканских ведомств обещали помочь овощеводам транспортом, чтобы удобнее было вывозить собранный урожай.
Что же касается закупки перерабатывающих линий, то многие фермеры в кулуарах выражали опасения, что их финансовое положение не позволит вытянуть такой проект. Другое дело — приобрести современное оборудование в складчину.
Увы, вопрос о кооперации в республике обсуждается на самых разных уровнях уже который год, но серьезных изменений нет. Остается надеяться на старую поговорку: вода камень точит. «Много овощеводов работает, например, в Туймазинском районе, к ним постоянно приезжают посредники и за наличные деньги по смешным ценам оптом скупают продукцию. Потому что в районе ее негде хранить и перерабатывать. Если совместно построить хотя бы овощехранилище, была бы большая выгода для всех», — считает Виталий Черевков.
— К сожалению, у нас кооперация остается в зачаточном состоянии. А ведь есть закон, в нем немало положений, которые помогают селянам заметно снизить расходы. Существуют и серьезные федеральные средства под такие программы, ими тоже можно умело пользоваться. Здесь в первую очередь мы рассчитываем на помощь муниципальных властей, агрономов, кому, как не им знать возможности своих хозяйств и их перспективы, — говорит вице-президент ТПП Булат Асадуллин.
Правда, есть другой путь — продавать собранный урожай компаниям, специализирующимся как раз на фасовке и упаковке. Одна из них успешно развернула свою деятельность в Нефтекамске. Вошла в программу «Продукт Башкортостана», выигрывает тендеры на обслуживание бюджетных учреждений. Недавно приобрела и модернизировала несколько овощехранилищ.
— Мы стали заранее договариваться с производителями сельхозпродукции и уже весной знаем, кто и что нам поставит на переработку, — говорит представитель «переработчиков» Руслан Халитов.
Похоже, именно такого планирования и не хватает овощеводам республики. Чуть позже, когда эмоции улеглись, специалисты поинтересовались у той же Дили Гафуровой (которая, кстати, была вовсе не одинока в своих проблемах) — а пыталась ли она заранее договориться о поставках выращенных помидоров? Выяснилось, что нет. О пропадающих овощах не знали ни оптовики, ни в той же Торгово-промышленной палате.
— Иногда становится стыдно, что не можешь помочь своим овощеводам, — признается Раиль Муфтахитдинов. — Поэтому, когда появляются подобные ситуации, сразу звоните, будем на месте решать все проблемы.
Симптоматично, что в рамках Партнерского дня было запланировано еще одно мероприятие — индивидуальные переговоры в формате В2В. То есть фермеры, оптовики, сетевики могли персонально пообщаться о выстраивании той самой цепочки, в которой все стороны, как выяснилось, остро нуждаются.
Здесь-то и возник вопрос о времени проведения подобных «круглых столов». Инициатива получилась коллективная, все стороны уверены, что договариваться о судьбе будущего урожая необходимо еще весной, лучше всего в апреле. Тогда сразу будет ясно, не только что и сколько выращивать, но и кому потом можно гарантированно продать урожай. Правда, фермеры, специализирующиеся на закрытом грунте, внесли свою поправку в сроки: для них удобнее всего проводить переговоры вообще в декабре.
— Психологически непросто, наверное, привыкнуть, что в современной экономике никто никому не должен. Да, овощеводы молодцы, вырастили урожай, но что дальше? Поэтому и нужны такие площадки, чтобы люди учились смотреть в будущее, просчитывать варианты. Хотя, конечно, ни мы, ни министерство ни в коем случаем не хотим уйти от ответственности за ситуацию на рынке, — высказывает свое мнение Виталий Черевков.
Возможно, облегчит жизнь фермерам еще одно начинание, которое предложили организаторы: открыть на сайте ТПП специальную торговую площадку, где овощеводы могли бы предлагать свою продукцию. Такой обмен информацией не станет панацеей от всех бед, но свою роль в общем изменении ситуации сыграет. Появись такое объявление на сайте, как выяснилось задним числом, те же кармаскалинские помидоры спокойно могли уехать в Салават или Стерлитамак…
— Хорошо, что мы смогли обсудить самые проблемные ситуации, где-то даже специально заострить их, — говорит Булат Асадуллин. — Будем работать так, чтобы озвучивать проблемы заранее, а не тогда, когда они уже появились.
Подобный формат встреч устроители намерены использовать и дальше. Вслед за овощеводами, например, Партнерский день провели производители свинины.
В планах — обсудить и все-таки найти конкретные решения болезненного вопроса о кооперации. Одним словом, звено к звену собрать ту самую цепочку, которая в конечном итоге сделает нас всех если не богаче, то сытнее — точно.