Доля фермеров в республиканском «вале» сельхозпродукции, откровенно говоря, невелика. В рублевом выражении это 9,8 млрд рублей из 135,5. Как отмечают в региональном минсельхозе — чуть более семи процентов.
Однако перспективы у сельских бизнесменов хорошие. По словам главы аграрного ведомства Николая Коваленко, за последние четыре года доля фермеров в производстве сельхозпродукции удвоилась. Такие темпы роста крупным производителям, как говорится, и не снились.
По некоторым видам продукции нашим фермерам и вовсе нет замены. Они производят большую часть овощей, картофеля, меда и отдельных видов мяса. Николай Коваленко считает: этот наиболее динамичный и гибкий сектор очень важен в условиях импортозамещения.
— Приходится постоянно держать нос по ветру, — отмечает фермер Дамир Идиятуллин из Чишминского района. — Пять-шесть лет назад государство активно поддерживало мясное скотоводство. Я купил около ста голов скота мясной породы абердин-ангус, но через пару лет господдержка сошла на нет. Хотя мясное направление без помощи государства у нас обречено — это очень затратное направление. Выращивать одного бычка надо два года, а его мясо чуть дороже свинины, хотя поросенок вырастает за полгода. Мне помогло то, что я параллельно развивал табунное коневодство, выращивал зерно и разводил рыбу. Говоря языком экономистов, диверсифицировал производство. В итоге у меня уже более 200 абердин-ангусов, в скором будущем планирую довести поголовье до 500. Господдержка мясного скотоводства возобновляется, да и хорошее мясо в дефиците из-за сокращения импорта.
Это только один пример гибкости малого бизнеса. Крупным предприятиям сложнее, отмечают эксперты.
Однако фермерам нелегко продавать свою продукцию: небольшие объемы не позволяют рассчитывать на выгодные условия продажи. Решение проблемы вице-премьер Ильдар Тимергалин видит в создании кооперативов.
— Кооперативы — следующий шаг в развитии малого бизнеса на селе, — заявил он на республиканском съезде Союза сельхозтоваропроизводителей. — Запад работает по этому принципу.
Хороший пример — производственно-сбытовой кооператив «Туймазинский овощевод», который работает второй год.
— После того как наши фермеры объединились, им стало гораздо удобнее, — говорит замглавы Туймазинской райадминистрации Марат Ибрагимов. — Они наладили сбыт продукции, и теперь даже крупные сети охотнее с ними сотрудничают.
Малый бизнес в сельском хозяйстве сильно зависит от кредитов. Сезонность предполагает разовое вложение немалых средств, отмечают эксперты, а свободных денег у агропредприятий немного. Нынешние условия кредитования для них неприемлемы. Республиканские фермеры говорят, что до последнего времени банки давали деньги не менее чем под 30% годовых.
Николай Коваленко заверяет, вопрос с кредитами решается. Правительство страны выделит для АПК дополнительно 54 млрд рублей. Деньги эти направят на субсидирование ставок по кредитам для малого бизнеса. Благодаря господдержке, эффективная ставка (проценты, которые нужно будет платить) для фермеров будет чуть более 7%. А это как раз те условия, на которых аграрии смогут кредитоваться, особо при этом не рискуя.
Зифкат САЕТГАЛИЕВ,
председатель Союза сельхозпроизводителей РБ:
— В республике есть фермеры с оборотом до 300 млн рублей в год, и они уверенно конкурируют с крупными сельхозпредприятиями. Но все же у большинства
фермерских хозяйств объемы гораздо меньше. И им сложно найти хорошие каналы сбыта, в том числе и участвовать в госзакупках. Точечными преференциями в адрес малого бизнеса, думаю, делу не поможешь. Выход один — объединяться в кооперативы. Вот, к примеру, во Франции есть кооперативы численностью до 8 тыс. фермеров.
Естественно, у них и возможностей гораздо больше. Такой опыт нам обязательно нужно перенять.
Айрат АКБЕРОВ,
глава КФХ из Куюргазинского района:
— Малому бизнесу нужна помощь от государства при создании инфраструктуры новых объектов. Вот, например, мы с соседями решили скооперироваться и построить убойный цех. Его стоимость — от трех до шести миллионов рублей. Вроде приемлемая сумма для нескольких хозяйств. Удручает другое — почти столько же с нас затребовали энергетики за подведение электричества к месту будущего строительства. Тут мы уже задумались: стоит ли дело таких вложений?