Все новости
Экономика
21 Августа 2014, 15:56

Полёт пчелы

Неважнецким выдался этот день для торгового люда на центральном рынке Янаула. Еще бы: прямо напротив, на одной из главных улиц города, вовсю шумел Медовый спас! И народ валом валил туда, где музыка и танцы, где весело и многолюдно. Где, наконец, за нормальные деньги можно приобрести первостатейный мед и все, что с ним связано. Буквально все: прополис, чак-чак, оборудование и одежду для пасек...

Пчеловоды со всей округи слетелись, чтобы показать товар лицом. Слетелись, кстати, вместе с главными своими друзьями. Обалденный запах меда, само собой, привлек даже пчел к месту события. Так что их тоже можно считать полноправными участниками торжества. Да и как иначе? Вот посудите: чтобы собрать килограмм меда, пчела должна совершить 50 тысяч «боевых вылетов», сообщил на специальном семинаре главный пчеловод республики Амир Ишемгулов.

Просто невозможно было пройти мимо Сафиных из Кисак-Каина. Еще бы: здесь вам и гармонь, и с любовью устроенный прилавок с огромным выбором всего-всего, да и сами хозяева приветливые, принарядившиеся по случаю.

— Меня пчеловодству учили дедушка с бабушкой, — улыбается Айдар. — Держим мы более сорока пчелосемей. Кроме того, у нас коров, кроликов, кур целое фермерское хозяйство, в котором и работаем всей родней. Жаль, конечно, нынешний год не самый удачный для пасечников. Цветение липы пришлось на дожди, пчелы не могли летать за медом. Да и вообще погода не радовала. Но все равно, те, кто дело знает, без меда не остались.

Окружившие Сафиных покупатели так и не дали им возможности хотя бы на минутку отлучиться к праздничной сцене. А там в окружении девочек-пчелок отплясывал мишка косолапый, мастерски пел народный ансамбль, задорно вытанцовывали парни и девчата... А торжественное освящение меда по всем канонам стало одним из главных событий.

— Мед — одно из главных богатств республики, международный бренд Башкортостана, — сказал глава администрации района Ильшат Вазигатов. — Потому и пчеловоды у нас — люди уважаемые, мы всегда будем всячески их поддерживать. И такие праздники, которые сближают, тоже необходимы.

Отшумел Медовый спас, опустели прилавки. Осталось зато на душе чувство общей радости, охватившее в этот день Янаул.

Бурзянский — самый вкусный

Всем известно: самый лучший мед — бурзянский. Причем таковым признан не только в республике, его ценят за пределами страны. В районе чуть ли в каждом доме своя пасека. Но, увы, год на год не приходится. Вот и нынешнее лето выдалось не очень благоприятным для пасечников.

— У нас ведь в основном липовый мед. Когда цвела липа, дни стояли холодные, затем зарядили дожди, был даже град. Так что получили половину прошлогоднего объема. Говорю получили, потому что в нашей горнолесной зоне период главного медосбора очень короткий, — рассказывает один из опытнейших пчеловодов Амир Юлчурин из деревни Гадельгареево.

В районе в основном держат местную породу, которая так и называется — «бурзяночка». Она славится особым трудолюбием. За короткий период главного медосбора накапливает большой запас меда, строит много сот, отличающихся высоким качеством и крупными ячейками.

С наступлением главного медосбора пчелы начинают заполнять медом вторые корпуса ульев, или магазинные надставки, оставляя почти пустыми гнезда, где продолжают выращивать расплод. Благодаря этой особенности пчелиные семьи идут в зиму сильными.

Другая отличительная черта «бурзяночки» — выносливость и морозоустойчивость. В самые лютые уральские зимы научилась она выживать без помощи человека. Еще эти пчелы необычайно устойчивы к различным заболеваниям. Единственный минус — агрессивны. Что поделать, суровые условия — суровый характер.

Бурзянский район знаменит и особо деликатесным бортевым медом. Но это уникальное природное лакомство не каждый может себе позволить, потому что килограмм (!) оценивается в среднем за 3,5 — 4 тысячи рублей.

«Тыща» — и банка ваша!

А вот у зианчуринских пчеловодов дефицита в меде нынче нет. В начале лета трехлитровку липового продавали за 1,3 тысячи рублей, цветочный обойдется дешевле.

— Погода нормализовалась — медосбор пошел. И меда много, — говорят Светлана и Радик Абдуллины из Исянгулово. — Конечно, не радует, что за свой труд мы получаем меньшую плату, чем затрачиваем сил и времени. Но куда деваться, слишком много конкурентов, среди них немало тех, кто под видом зианчуринского меда продает фальсификат.

— Хорошая цена для трехлитровой банки меда в этом году — полторы тысячи рублей, — говорит Сергей Степанов из села Бекешево Баймакского района. — Но я вынужден продавать за 1,3 тысячи, в прошлом году просил 1,8 тысячи рублей. Здесь свою отрицательную роль играют продавцы, которые своим псевдомедом снижают стоимость настоящего, лекарственного. Мнимая выгода не приносит здоровья.

Опытный пчеловод надеется собрать в этом сезоне от одной пчелосемьи 15 килограммов.

— А в лучшие годы от своих сильных, породистых пчел я получал до 30 килограммов меда, — говорит Сергей Степанов. — На снижение медосбора подействовала, конечно, затяжная засуха, шесть лет при ней живем. Влияет и то, что хозяйства перестали сеять возле ферм подсолнечник и донник. А ведь это было благом не только для колхозной скотины. Медоносные растения притягивали пчелу.

В Абзелиловском районе цены на мед мало чем отличаются. Но, ко всему прочему, у местных пчеловодов есть еще один малоприятный нюанс.

— Наши ближайшие соседи, магнитогорцы, отдают предпочтение более дешевым, одноразовым пчелам, — говорит Мадина Ибрагимова. — И это большая проблема для нас. Их ульи сотнями стоят вдоль наших границ, где растет медонос. Карпатская или узбекская пчела имеют привычку нападать на башкирскую, воровать мед из чужого улья. Мало того, происходит скрещивание с нашей чистопородной труженицей. Боюсь, если продолжится такое безобразие, останемся мы без нее. В этом нам нужна поддержка!
КОМПЕТЕНТНО

Ильгиз КАЛИМУЛЛИН:

При покупке мёда требуйте документы
— Самая главная особенность этого года — мед очень густой. Его даже отфильтровать было сложно, приходилось отстаивать. Что касается вкусовых качеств, то у башкирского меда они неизменно хорошие, — рассказывает самый, пожалуй, популярный в Башкирии пчеловод и блогер Ильгиз Калимуллин.

— Лета мы практически не видели, оно было холодным. Причем именно в июле, во время цветения липы, температура воздуха опускалась ниже 14 градусов, а липа нектар при таких условиях не выделяет. Пчелам брать с нее было, по сути, нечего. Практически все районы Башкирии пострадали от этого. Поэтому мед в этом году преимущественно цветочный, и его существенно меньше. Но цены на мед не вырастут, я думаю. В первую очередь, наверное, потому, что покупательская способность снижается — цены растут на все. А зарплаты не растут, с деньгами у многих «напряженка». Во-вторых, очень активно действуют оптовики, они всячески дожимают пчеловодов, вынуждая нас продавать мед по заниженным ценым. Но и сам мед — такой товар, который не обладает эластичным спросом, это не товар первой необходимости — те, кто готов его купить, купят обязательно.
Совет от Ильгиза Калимуллина:

Мед необходимо проверять при покупке — на глаз, на вкус, на вязкость. Правильный мед никогда не будет капать. Но поддельного меда я не вижу в принципе, у нас другая проблема — много везут меда из Китая и Оренбургской области. Оренбургский вроде натуральный, но не такой вкусный и полезный, как у нас. А продается он на наших же трассах как наш, башкирский, мед. Поэтому спрашивайте у продавца документы. А еще лучше — не покупайте мед на трассе. У любого нашего пчеловода такие документы есть, в них указано все, вплоть до количества пчелосемей и места пасеки. Что касается китайского меда, то его вообще медом назвать сложно. Пчела тут даже близко не летала. Что они туда намешали — я не знаю.
Читайте нас: