Завышение тарифов, включение в квитанции расходов за полив газонов, помывку подъездов и прочие услуги, которых не было, вызвали целый поток жалоб в уфимский городской отдел по защите прав потребителей. С ноября, когда вступили в силу новые правила предоставления коммунальных услуг, обращений поступило более трехсот, сообщила заместитель главы администрации столицы Альфира Бакиева.
Для гастарбайтеров вода бесплатно
Как показали проверки, управляющие компании не упустили случая залезть в карман жильцов. Вице-мэр привела в пример случай: жителей дома заставляли оплачивать полив газонов в ноябре, когда их уже заносил снежок. «Это прямой обман», — прокомментировала ситуацию Альфира Бакиева.
Правила предписывают, чтобы показания общедомового и квартирных счетчиков снимались одновременно, рассказала начальник отдела по защите прав потребителей Зифа Фазлыахметова. Однако если жильцы, как и положено, фиксировали цифры на своем счетчике с 23-го по 25-е число месяца, то жилищники снимали показания на две недели позже. Полученная разница делилась на всех жильцов.
Бывает, конечно, что мухлюют и сами жители. Если в квартире не установлены счетчики, плату берут по нормативам в зависимости от числа проживающих. В одной из квартир города обреталось полчище гастарбайтеров, а плата шла только за прописанного хозяина. Выход из ситуации один — жильцы дома или представляющий их интересы домком должны сообщать о таких фактах в управляющую компанию, и к делу подключится миграционная служба, пояснила Зифа Фазлыахметова.
В противовес распространенному мнению о том, что люди зачастую платят за утечки в подвале, о которых не имеют понятия, или за должников из своего дома, начальник отдела сообщила: таких случаев пока не зафиксировано. В частности, за должника остальные жильцы по определению платить не могут — ему начисляется «своя» плата: по счетчику (если показания он не сообщает — по среднемесячному расходу) либо по нормативам.
К сожалению, отдел по защите прав потребителей не вправе штрафовать управляющие компании, а может только дать рекомендации. Впрочем, это тоже действенное оружие — обратившимся гражданам компании сделали перерасчет.
В отдел по защите прав потребителей обратилась пожилая женщина. Она собиралась приобрести квартиру, и риелтор предложила ей «хороший» вариант. «Надо только заключить договор переуступки, причем как можно быстрее», — убеждала она пенсионерку.
— Договор переуступки означает, что участник долевого строительства передает свои права на возводимый объект следующему участнику, — пояснила Зифа Фазлыахметова. — Мы не рекомендуем его заключать. Так, в случае с пожилой женщиной выяснилось, что предлагаемая риелтором квартира находится в «проблемном» жилом доме, превратившемся в долгострой.
По словам начальника отдела, не стоит также подписывать договор соинвестирования (он означает лишь вложение средств) или предварительной купли-продажи (он не гарантирует получение квартиры). В противовес им три формы приобретения жилья можно считать безопасными — через договор долевого участия в строительстве жилья, жилищный сертификат или внесение паевых взносов в жилищно-строительный кооператив.
И вообще, в долевое строительство не стоит бросаться очертя голову. Сначала, порекомендовала Зифа Фазлыахметова, нужно хорошенько изучить застройщика: посмотреть, какие объекты он уже построил, как отзываются о нем на интернет-форумах.
Обращаясь к застройщику, неплохо попросить у него разрешение на строительство (оно дается в случае, если есть земля — в собственности или в аренде), а также учредительные и финансовые документы (свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, годовые отчеты, бухгалтерские балансы, отчеты о прибылях и убытках, аудиторское заключение). Нелишним будет изучить и проектную декларацию на возводимый объект (она размещается в открытом доступе — в СМИ и интернете).
Заключая договор с застройщиком, нужно обязательно проверить, содержит ли он четыре существенных условия: описание объекта (адрес, номер квартиры, площадь и так далее), сроки ввода в эксплуатацию и передачи квартиры, цену и схему оплаты, гарантийный срок на объект. До заключения договора и регистрации его в Росреестре деньги отдавать нельзя!
И все-таки подавляющее число обращений — 58% — приходится, как и прежде, на торговлю. Потому каждый вторник представители отдела в крупных торговых комплексах Уфы консультируют покупателей, разрешают возникающие споры.
— Специалисты отдела выступают в роли медиатора, то есть примиряющей стороны, — пояснила начальник управления по социальной поддержке населения администрации Уфы Светлана Галеева. — Потребитель тоже не всегда бывает прав, поэтому мы стараемся найти взаимовыгодное решение, устраивающее обе стороны. В 70 процентах случаев дело удается уладить в досудебном порядке.
С минувшей осени представители отдела начали работать на сельхозярмарках. Обращений было много, большинство — по поводу качества картофеля. Ушлые продавцы подкладывали в мешки и ботву, и комки земли, за счет чего увеличивался вес товара, отметила Альфира Бакиева. Были жалобы и по качеству мяса.
По мнению Зифы Фазлыахметовой, недобросовестность некоторых продавцов подстегивается тем, что торговля идет с машин. Уехали вечером — и претензии предъявлять некому. Поэтому на последних ярмарках представители отдела присутствовали от начала до конца и по жалобам разбирались на месте, пока продавец не уехал.
Отдел по защите прав потребителей столицы помогает всем и бесплатно. Только в прошлом году были приняты меры по 8,5 тыс. обращений. Уфимцам возвращено свыше 7,5 млн рублей.
За защитой прав или консультацией уфимцы могут обратиться в сам отдел (проспект Октября, 114/1, каб. 4, приемные дни: понедельник — с 10 до 13 часов, четверг — с 14 до 18 часов, тел. 235-99-45) или к представителям в администрациях районов. Потенциальным дольщикам помогут разобраться в ситуации в Центре поддержки строительных инициатив (ул. Блюхера, 8, тел. 284-41-70).