Все новости
Еда
9 Октября 2021, 13:15

Доширак борща милее

Новое поколение выбирает фастфуд?

Доширак борща милее
Доширак борща милее

Поколение людей, чье детство пришлось на 90-е, порой называли поколением пепси или сникерсов. Нынешнюю же юную поросль все чаще величают поколением не только гаджетов, но и фастфуда.

И если в первом случае такие названия лишь метафора, то во втором — предмет реальной озабоченности и тревоги врачей и родителей.

Мамины котлеты начинают и проигрывают

— Опять детей на дистанционку отправили, — ворчит моя знакомая Наталья, мама двоих подростков. — Ну, может, теперь хоть питаться будут по-человечески, а то вечно по дороге из школы всякую гадость покупают.

Наталья жалуется: каждый день, уходя на работу, оставляет детям домашнюю еду — супы, котлеты, плов. Однако вечером часто выясняется, что содержимое кастрюли в холодильнике не убавилось: «Мам, что-то не хотелось, мы не голодные были». Зато при уборке в комнате детей регулярно обнаруживаются контейнеры из-под лапши быстрого приготовления или коробки от пиццы.

— Я еще могу понять пиццу, но чтобы доширак был милее домашнего борща? — недоумевает женщина. — Как это вообще можно есть, если не умираешь с голоду? Я их как-то спросила, а они: «Мам, мы его майонезом с кетчупом заправляем, и норм». Кошмар! Может, это у них подростковый протест так выражается?

Кстати, очень может быть. Мамин супчик — понятие сакральное для маленьких детей и взрослых людей, но подростки «сами с усами», и им может быть важнее действовать самостоятельно, чем есть вкусно, пусть и в пределах своих скромных возможностей. Сам купил на карманные деньги, сам кипятком залил. Добыл пищу в поте лица, так сказать.

А уж употребление школьниками всяческих чипсов, орешков, сухариков и прочего «пищевого мусора» вообще невозможно контролировать. Разве что совсем не давать денег, да и то сердобольные товарищи угостят.

Доширак, конечно, блюдо сильно на любителя, но опросы и наблюдения показывают, что фастфуд и впрямь детьми и подростками нежно любим и котируется, как правило, выше домашней еды. К примеру, сайт, посвященный питанию, спросил 1200 школьников из крупных российских городов, что они больше всего любят есть.

Победила пицца: ее назвали любимой едой 35% детей от 10 до 17 лет, а еще 32% — суши и роллы. Бургеры набрали 15%. И только 20% в числе прочей желанной еды назвали домашние блюда: суп, мясо, картошку, макароны, пельмени и салаты. Спасибо, что не доширак. Такая вот печальная статистика.

Пицца по-древнеримски

Школьники все-таки в финансах ограничены, да и под ежедневным контролем родителей: хоть раз в день да заставят нормально поесть. А вот у студентов зачастую и выбора особого нет. С собой на пары мамины котлеты не возьмешь. Недорогих кафе с домашней кухней у нас раз-два и обчелся, зато вокруг любого уфимского вуза пруд пруди всевозможных киосков, забегаловок и «ресторанов» быстрого питания с бургерами, шаурмой, блинами и китайской лапшой, где в обеденный перерыв не протолкнуться от молодежи.

Да что там студенты! Согласно опросу крупнейшей российской онлайн-платформы по трудоустройству, основа привычного рациона 31% работающих жителей республики — фастфуд. В целом по стране его периодически едят 49%, причем этот процент растет с каждым годом. Удивительно: в тренде здоровый образ жизни и правильное питание, даже алкоголь и курение понемногу сдают позиции, а вот гамбургеры с картошкой фри, напротив, успешно идут в наступление. Впору вспомнить старый советский лозунг «Догоним и перегоним Америку», которая считается родиной фастфуда — совершенно напрасно, кстати.

Прообраз нынешнего фастфуда — так называемая «уличная кухня», зародилась она еще в Древнем Риме. Там существовала масса закусочных, продающих готовые кушанья — сэндвичи, мясо, лепешки, бобовые. Были даже блюда, сильно напоминающие современные гамбургеры и пиццу. Разница лишь в том, что древнеримский фастфуд был гораздо полезнее нынешнего — ведь продукты использовались свежие, а специи и соусы — натуральные. Однако привилегированным классам появляться в таких закусочных считалось неприличным. Существовала и доставка готовой еды на дом.

Уважали фастфуд и в других странах: в Китае на улицах активно торговали горячей лапшой быстрого приготовления, а в Индии — лепешками с острым соусом.

А вот современная культура быстрого питания как продуманная индустрия родилась действительно в США. Причем первым был вовсе не «Макдоналдс», считающийся символом современного фастфуда, а компания «Белый замок» (White Castle), открывшаяся еще в 1921 году. Посетители к их продукции поначалу отнеслись скептически, считая ее вредной. Но компания придумала хитрый маркетинговый ход: наняла множество людей, которые ежедневно приходили в заведения в белых халатах в час пик и поглощали дешевые гамбургеры. В итоге уровень доверия народа к еде, столь популярной у «врачей», существенно возрос.

Куда бежим?

— Знаю, что вредно, но ведь вкусно, — заявляет подруга. — Иногда позволяю себе такое баловство. Как ни спорьте, а фиш-ролл с жареной картошечкой никогда не проиграет по вкусу какому-нибудь банальному блюду из нашего повседневного рациона. Ну и где-нибудь в командировке или на отдыхе всегда лучше заглянуть в «Макдоналдс» или «Бургер Кинг», чем в какое-то незнакомое кафе или столовку с непонятной кухней. Еще отравишься.

Удивительно — фастфуд задумывался для быстрого и недорогого набивания желудка, но многие взрослые по-детски воспринимают его как запретное и оттого желанное лакомство. Собственно, на это и рассчитана маркетинговая политика многих мировых сетей быстрого питания: сделать так, чтобы жирный бутерброд со сладкой газировкой ассоциировался с праздником. Для этого — клоуны, шарики, наборы «Хеппи мил», коллекции игрушек, детские дни рождения по демократичным ценам.

Праздник, конечно, для детей, но они всегда приводят с собой взрослых.

Но главная причина, по которой все больше людей предпочитает фастфуд домашней еде, — ускоряющийся ритм жизни. Про молодежь и говорить нечего: они в вечном цейтноте.

— Я толком не умею готовить, и все мои подруги научились варить супчики только в декретном отпуске, — не скрывает 20-летняя Анастасия. — Нам с мужем как-то не до них: работаем, учимся, посещаем разные курсы, по выходным куда-нибудь выезжаем с друзьями. А разве наши родители жили по-другому? Фастфуда, конечно, тогда не было, но мои родители работали допоздна. Поэтому всю неделю мы ели то, что мама наготовила про запас в воскресенье. Лично я сомневаюсь, что трехдневные котлеты или гуляш полезнее, чем свежий фастфуд!

Пройдет ли это с возрастом? Не факт. Ведь если нам вечно некогда отдыхать, читать, гулять, уделять время семье, звонить родным и встречаться с друзьями, то и на неспешное приготовление вкусной и полезной домашней еды времени все чаще будет недоставать. А бизнес и рад стараться: всегда вовремя подсунет под нос рекламный щит или новое кафе с аппетитно выглядящими гамбургерами и картошкой фри.

Роспотребнадзор уже начал нам рассказывать на своем сайте об опасности «быстрой еды»: содержащиеся в ней трансжиры повышают риск развития сердечно-сосудистых заболеваний, а также становятся причиной развития воспалительных процессов. Возможно, когда-нибудь мы доживем и до массовых «антифастфудных» кампаний. Это было бы совсем нелишним.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Соглашение о сотрудничестве между правительством республики и известной компанией фастфуда подписали на всероссийском инвестиционном сабантуе «Зауралье-2021» в сентябре этого года. В рамках соглашения «Макдоналдс» в ближайшие пять лет откроет в регионе семь новых ресторанов быстрого питания.

КСТАТИ

В России могут ввести регламент, согласно которому производители фастфуда должны будут указывать подробный состав продукта, а также снабжать его надписями о вреде для здоровья. С таким предложением выступила уполномоченный по правам ребенка в Республике Татарстан Ирина Волынец. Так как в фастфуде содержится большое количество трансжиров, канцерогенов, соли и сахара, что особенно вредно для детского организма, производители фастфуда должны будут наносить подобную маркировку цветом, контрастирующим с упаковкой. Надпись «Содержит вредные для здоровья компоненты» должна занимать не менее 17% площади всей упаковки, картинки с предупреждением о вреде такой продукции для здоровья — не менее 50%.

Автор:Жанна МИРОНОВА
Читайте нас: