Мой сын заговорил поздно — в три с половиной года, поэтому со специалистами, работающими с задержкой речи, нам довелось общаться довольно тесно.
А логопеда посещаем и сегодня, хотя шестилетний мальчуган уже болтает без умолку: заговоривший позже, чем следует, он до сих пор произносит некоторые звуки невнятно. От неврологов и дефектологов не раз приходилось слышать: сегодня с речевыми проблемами сталкивается все большее количество детей. С этим утверждением согласна и моя собеседница — олигофренопедагог-учитель-логопед Анна СМИРНОВА.
— Анна Викторовна, с чем связана эта печальная тенденция?
— Причин очень много. Это и инфекционная болезнь мамы во время беременности, и асфиксия младенца при рождении, и недостаточное общение родителей с ребенком. Сегодня многие предпочитают вручить своему чаду телефон или планшет, посадить перед телевизором. Мама рядом — и тоже в телефоне. И все это вместо жизненно необходимого ребенку общения. Когда родители разговаривают с малышом с самого рождения, у него, как правило, не бывает проблем с речью, и в целом он лучше развивается. Могут быть какие-то проблемы с произношением, но сама по себе речь будет понятной и содержательной.
— А родители как-то могут сами развивать речь ребенка? Можете посоветовать упражнения, доступные дома?
— Повторюсь: прежде всего нужно с детьми разговаривать.
А еще читать сказки, потешки. Помните, какие в нашем детстве были? «Сорока-ворона», «Ладушки», «Зайчики» и тому подобное. Очень важны подвижные игры, игры с мячом, развивающие ловкость. Можно покачать куколку: «А-а-а...», или покормить ее: «Ам!» — это первая вокализация. Поиграть в сюжетно-ролевые игры: магазин, доктора, гараж; машинки покатать, погримасничать перед зеркалом, изображая обезьянку. Дети это очень любят и с удовольствием будут делать.
Ничего нового здесь придумывать не надо и специально делать какие-то логопедические упражнения тоже не надо.
Важно обязательно жевать твердую пищу, а еще… облизывать тарелки. Вареньем тарелку намазали — и пусть ребенок слизывает. Это хороший способ разработать мышцы языка, если он не поднимается вверх.
— Это, я полагаю, при нормальном развитии ребенка. Но бывают ведь разные психические и физиологические отклонения, которые также влияют на речь. Когда и в каких случаях родителям нужно встревожиться и обратиться к логопеду или дефектологу?
— Есть определенные нормы речевого развития, которые соответствуют тому или иному возрасту ребенка. Отклонение от них — повод обратиться к специалисту. Например, в три-четыре месяца ребенок начинает гулить. Это первый признак того, что все в пределах нормы. Если этого не происходит, нужно идти к неврологу, а позже начинать занятия с логопедом.
Следующий показательный этап — два-три года. Встревожить должно полное отсутствие речи или если ребенок использует только лепетные слова (воспроизведение слоговых сочетаний), не может построить фразы, если речь неразборчива.
Далее — четыре-пять лет. Если он пользуется только простыми короткими словами, меняет местами слоги в словах, заменяет, искажает звуки, имеет маленький словарный запас, не может связно рассказать о событиях, нужно обратиться к специалисту.
— Почему важно, чтобы у ребенка была вовремя поставлена правильная речь? И до скольки лет это необходимо сделать?
— Если в школьном возрасте ребенок будет неправильно произносить звуки, это отразится на письме и чтении. Поэтому речь желательно скорректировать до семи лет, то есть до того момента, когда он пойдет в школу.
— А взрослым людям имеет смысл исправлять речевые нарушения, картавость, например?
— Если у человека есть хорошая мотивация, то пожалуйста. Но это долгий процесс, более тяжелый, чем у ребенка. У взрослых с годами устанавливается неправильный автоматический навык в речи, и им придется долгое время контролировать себя во время разговора.
— Как родителям найти хорошего логопеда? И есть ли примерные временные рамки, сколько нужно заниматься у специалиста, чтобы достичь результата?
— В этом вопросе все индивидуально. Чаще всего логопедов находят по рекомендациям других родителей. Главное, на что я бы посоветовала обратить внимание, это то, что у логопеда и дефектолога должно быть в качестве основного образования педагогическое с дополнительной квалификацией или высшее образование по специальности. На краткосрочных курсах, которых сегодня множество, квалифицированного образования не получишь.
Если говорить о временных рамках, то здесь все тоже очень индивидуально, и многое зависит от самого ребенка. Предположим, мама приходит с запросом запустить у ребенка речь, но в процессе обследования выясняется, что он не то что не говорит, а вообще речь не понимает. Значит, нужно в первую очередь работать над мышлением и пониманием речи, а дальше потихоньку подтягивать ее. Или, например, одному ребенку можно поставить звук «р» за одно занятие, а потом три месяца вводить его в речь, потому что он ну ни в какую вводиться не хочет. А можно долго заниматься артикуляционной гимнастикой. Звук появится позже, но в речь войдет быстрее.
Здесь важны еще и усилия мамы и ребенка: важно не пропускать занятия (за исключением болезней, конечно), делать это регулярно — два-три раза в неделю, выполнять рекомендации специалиста.
— В детских садах сегодня есть логопункты, где с детьми работают в группах. Может ли это заменить индивидуальную работу со специалистом?
— Нет, не может. Даже если с тремя детьми отрабатывать одну и ту же проблему, тот же звук «р», с каждым нужно работать индивидуально.
— Какие современные методы сегодня применяются в логопедии и дефектологии?
— Арт-терапия, сенсорная интеграция. В логопедии оправдывает себя су-джок-терапия. В ней используется маленький колючий шарик с колечком внутри, который помогает развивать мелкую моторику. Такой шарик можно покатать в ладонях, потрогать разными пальцами, «проехать» по ним колечком.
Сейчас развиты информационные технологии, которые современному поколению детей интереснее. У меня, например, есть логопедические компьютерные игры. Но я их применяю дозированно — по пять минут, не больше. Или в конце занятия в качестве поощрения. В любом случае это входит в цели и задачи урока.
Большой популярностью сегодня пользуется логомассаж. Это прямое воздействие пальцами или специальными зондами на мышцы, участвующие в работе артикуляционного аппарата. Задействованы могут быть лицо, шея, голова, язык, губы, небо. А его цель — нормализовать мышечный тонус: если он повышен, снизить, и наоборот. Таким образом в работу включаются все мышцы речевого аппарата.
Логомассаж применяют в случаях, когда ребенок, например, не может жевать, глотать, когда слюна бежит, язык вялый или в тонусе, губы не смыкаются. Элементы логомассажа используются и при постановке звуков, когда, скажем, кончик языка слабенький.
— Логопед и дефектолог — в чем разница между этими специалистами?
— Логопед корректирует звукопроизношение, ставит звуки, совершенствует слоговую структуру речи, занимается грамматикой, формирует навыки слогового анализа и синтеза. А дефектолог корректирует психические и физические нарушения у детей. Но сегодня логопеды занимаются не только звуковой частью, но и запуском речи, потому что у детей становится все больше нарушений. Если говорить строго, есть учитель-логопед, учитель-дефектолог и олигофренопедагог. У меня, например, двойная специализация — олигофренопедагог, учитель-логопед, и основная часть моих подопечных — детки с расстройствами аутистического спектра, ДЦП и другими серьезными заболеваниями.
— Почему вы решили стать логопедом? Какое образование получили? Важно ли в вашей профессии постоянно учиться новому и почему?
— В детстве я мечтала стать или врачом, или воспитателем. Но так получилось, что до декрета у меня было только среднее образование, я работала санитаркой в больнице. Мечтала поступить в медучилище, но когда вышла из декрета, набора в него не было. Я устроилась работать в реабилитационный центр для детей с инвалидностью, помощником воспитателя и, чтобы не терять год, вслед за подругой пошла заочно учиться на логопеда в Нефтеюганском филиале Московского государственного открытого педагогического института имени М. А. Шолохова (сегодня — Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова. — Авт.). И ни разу об этом не пожалела.
В профессии я уже 25 лет, 20 из которых работала с особенными детьми. Кроме того, прошла профессиональную переподготовку по специальности «сурдопедагог» и два года занималась со слабослышащими детьми. Но понятно, что если я буду работать так, как нас учили 20 лет назад, ребятам будет скучно. Поэтому я постоянно обучаюсь на дополнительных курсах. Это очень интересно — учиться у молодых специалистов, у них мышление другое.
— А что вы цените в своей профессии?
— Для меня ценно делать родителей счастливее, когда они видят пусть даже маленькие успехи у своих детей, особенно тех, кто находится в тяжелом состоянии. Малейший звук или впервые собранная пирамидка — это уже наша победа и повод для радости.