Храм Благовещения Пресвятой Богородицы когда-то дал название рабочему поселку, впоследствии городу Благовещенску. Но старое здание не сохранилось — в былые годы его безжалостно разрушили.
Когда времена изменились, жители стали просить вернуть храм, и этому было суждено свершиться. Сейчас новый храм Благовещения Пресвятой Богородицы — красивый, с пятью куполами — стал визитной карточкой города, достопримечательностью и гордостью. Сюда приезжают из разных уголков республики и из-за ее пределов, и двери храма открыты для всех. Мы тоже не могли пройти мимо.
Настоятель храма протоиерей Сергий Катаев встретил нас радушно, пообещав подробно обо всем рассказать. Ну а начался разговор, конечно, с истории.
— В Благовещенске изначально было два храма: один построили в 1883 году, другой — в 1897-м. Оба постигла тяжелая судьба: первый снесли полностью и поставили на этом месте цеха, другой, при учительской семинарии, переделали в общежитие. Люди много лет просили их вернуть. И вот власти приняли решение восстановить святыни. Наш храм Благовещения Пресвятой Богородицы построен на новом месте, а храм, что был при учительской семинарии, сейчас реставрируют, — поясняет отец Сергий.
Под строительство церкви отвели заброшенную территорию на улице Седова. Работы начались в июле 2010 года.
— За образец мы взяли собор Ипатьевского монастыря в Костроме. Он замечателен тем, что императоры династии Романовых посещали этот монастырь и окормляли его более 300 лет. Последний раз Николай II был там в 1914 году, за три года до революции. Собор настолько красивый, что невозможно оторвать глаз. Мы хотели построить такой же красивый храм, и, слава Богу, у нас это получилось, — отмечает настоятель.
Строили храм всего пять лет — для такого здания это быстро. На первую службу, которая прошла на Рождество Христово в 2017 году, пришли 2,5 тысячи человек, людьми была заполнена вся территория.
Отец Сергий предлагает пройти по храму и берет на себя роль гида.
Он указывает на свод — потолок, выполненный в форме арки.
— Сначала за дело взялся молодой архитектор. Он предложил сделать имитацию сводов, используя металлоконструкции и гипсокартон. Мы, конечно, на это не согласились. Потом пришел другой, Валентин, который строил монастырь и уже имел определенный опыт. Сначала он делал деревянную конструкцию, потом обкладывал ее кирпичом по специальной технологии, в несколько слоев, — поясняет наш «экскурсовод».
Многие из тех, кто приезжает издалека, спрашивают: «Вы старинный храм отремонтировали?» И даже не верят, что это современная постройка, улыбается отец Сергий.
Стены и своды в храме пока чисто серые, росписи на них нет. Но она будет. Все дело в том, что здание, толщина стен которого 1,2 метра, еще сырое, и ему надо пройти выдержку.
Зато иконостас уже светится позолотой. Он из резного дерева и покрыт специальным составом. А делали его уфимские мастера. В Крестовоздвиженском храме, настоятелем которого является отец Роман Хабибуллин, есть приют для бездомных, и среди них много талантливых людей. Созданная там артель и делает иконостасы.
Иконы для храма были написаны в московской иконописной мастерской. Но часть их пока не готова: процесс это небыстрый и недешевый.
— Первое образование у меня музыкальное — я руководитель оркестра народных инструментов и преподаватель детской музыкальной школы по классу баяна. Когда стал священником, думал, что закончил с музыкой, а оказалось, нет. Хор мы собрали из прихожан, которые до этого никогда не пели. Но я предложил им попробовать: ведь главное в церкви — быть кротким и смиренным, а таланты в нас откроет сам Бог. Так и получилось, — поясняет отец Сергий.
До пандемии в хоре было 50 человек, сейчас немного меньше. Но появился профессиональный регент — одна из жительниц Благовещенска окончила училище искусств и вернулась в родной город. В этом году пришла еще одна девушка, окончившая хородирижерское отделение, как раз по профилю. И теперь профессионалов двое.
— А вообще у нас теперь два хора — женский и мужской, который поет византийским распевом. Его можно услышать на праздничных богослужениях, в воскресные дни, — отмечает батюшка.
В другой части галереи разместилась церковная лавка. Потом ее переведут в другое помещение, чтобы ничто не отвлекало от молитвы, когда идет служба.
Мы спускаемся вниз.
— Три раза ступеньки перекладывали, зато теперь все гармонично, — поясняет отец Сергий.
На первом этаже проводят таинство крещения, но и здесь все необычно: рядом с купелью для младенцев расположилась большая, для взрослых.
— В этом году нам из Сибири прислали деревянную купель, где совершается полное погружение. В нее спокойно помещаются люди ростом под два метра. В этом году крещение также принимали воины, прибывшие в отпуск из зоны СВО. Как говорят они сами, на фронте неверующих нет, — отмечает настоятель.
В коридоре мы встречаем двух человек в военной форме. Одного из них, Дмитрия, батюшка обнимает, как сына: после отпуска он возвращается на передовую и пришел забрать маскировочные сети. Их плетут в разместившейся в храме мастерской.
— С первых дней специальной военной операции мы стали собирать и адресно отправлять гуманитарную помощь: продукты, маскировочные сети и другие вещи. Как-то отправили туда свечи, масло и лампаду: один из наших воинов, Ростислав, рассказал, что церковь там практически разрушена и невозможно совершать службу, — поясняет отец Сергий.
— Все посылки доставляются «за ленточку» и передаются конкретным адресатам. С нашими бойцами мы постоянно на связи. Когда в самом начале поставки задерживались, мы напрямую выходили на транспортную авиацию и отправляли «гуманитарку». И сейчас продолжаем работать, — отметил представитель Оренбургского казачьего войска Иван Лабыгин, бывший атаман, сложивший полномочия в связи с возрастом.
Сам батюшка в корне не согласен с теми, кто говорит, что на СВО идут, чтобы деньги зарабатывать.
— Ну это же абсурд. Сколько мы провожаем молодых парней: у них жены, дети. Но они идут, потому что понимают, что они там нужны. Мое мнение — это выбор Божий. Господь выбирает только тех, кто действительно может встать на защиту нашей Родины, защитить нашу землю, наш народ и мир, — заверяет отец Сергий.
Бойцы, приходящие на побывку, в первую очередь идут за благословением к батюшке. Обратно их провожают под колокольный звон: в храме служат молебен. Это поднимает дух воинов и придает им силы.
Направляемся в мастерскую, где плетут маскировочные сети. Заняться этим прихожане решили по своей инициативе. Волонтеров возглавила бывшая учительница Галина Полушкина, а храм предоставил для этого помещение воскресной школы.
В выходные там занимаются дети, а в остальные дни волонтеры изготавливают защитные сети.
— В нашей группе 70 человек. Общаемся, делимся опытом, собираем деньги. В сборе пожертвований сначала участвовали только прихожане, но сейчас начали помогать предприятия, администрация города, — отмечает Галина Полушкина.
Сети приходят больших размеров. Их разрезают на куски, продевают по краю шнур и отдают на обвязку. Рулоны спанбонда природных цветов режут специальной машинкой на полоски. Чтобы сделать одну маскировочную сеть, нужно 320 лент.
На ее изготовление уходит день или два.
— Мы отправили нашим ребятам уже более 200 сетей. Группы также работают в детском саду № 16 и на улице Кирова в Благовещенске, а также в селах Николаевка и Ильино-Поляна, — поясняет руководитель группы.
Впрочем, делают здесь не только сети, но и маскировочные накидки, и шлемики. Для изготовления последних используют собственное ноу-хау: берут безразмерные колготки, разрезают по спирали и крючком вяжут шапочку. Она эластичная и растягивается до любого размера. Ну а потом в шлемик вплетают ленточки.
— Сейчас бойцы еще теплые пояса просят, будем думать, как их лучше сделать, — говорит в заключение батюшка.
Духовная и светская жизнь в Благовещенске крепко связаны, и об этом говорит масштаб мероприятий, которые проводят совместно храм и администрация района.
— Храм наш освящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Этот праздник отмечается 7 апреля. И вот мы уже третий год проводим фестиваль «Благовест». С инициативой выступила администрация района, а мы ее с радостью поддержали. На праздник собирается много народа, приезжают гости из Уфы, Бирска, Белорецка и других мест. На территории храма устраиваем ярмарку — свои изделия выставляют те, кто занимается ремеслами и рукоделием. Центр развития культуры готовит сценарий, выступают творческие коллективы, дети. Бывает очень весело, — отмечает отец Сергий.
В завершение праздника в небо выпускают белых голубей. Это выглядит очень красиво. Но смысл глубже: голубь — это символ храма, символ мира. А на свете нет ничего дороже мирной спокойной жизни, говорит настоятель. И рассказывает почти мистическую историю, которая произошла в нынешнем году:
— Обычно после праздника хозяева голубей забирают. Но прихожу я в храм через пару дней и вижу: у нас три белых голубя остались. Я стал звонить хозяевам, а те говорят: «Заставить голубей улететь невозможно, они сами вас выбрали и решили, что теперь это их дом».
— И они у вас сейчас живут? — спрашиваем мы.
— Пока отправили их местному голубятнику, у которого более двухсот птиц. Я был у него в гостях, он их любит, как детей. Чтобы показать своих голубей, он выпустил их в небо, и они по спирали стали подниматься все выше. Такое было мощное зрелище! — отмечает отец Сергий.
Рядом с храмом находится больница, но прежде чем лечить тело, надо вылечить душу. Потому что духовная составляющая — первая.
Самое важное — это покаяние, уверен отец Сергий. И в подтверждение рассказывает притчу. Один человек упал в яму, проще говоря, согрешил, и пришли к нему сначала милосердие и добрые дела. Опустили лесенку, но она оказалась короткой. Потом пришли власть, богатство, положение — и тоже не смогли его вытащить. А затем пришло покаяние и протянуло руку. Он взялся за нее и был поднят наверх.
— Объяснить это можно так: милосердия, добрых дел у нас мало, власть и богатство душу излечить не смогут. А когда человек осознал, что поступает неправильно, делает мало добра и много зла, и покаялся перед Богом, то душа его обретает спокойствие. Такие случаи на самом деле бывают — когда человек покается и изменит образ жизни, физическая немощь уходит, — заверяет настоятель.
И рассказывает свою историю. Двадцать лет назад он сильно заболел. Лежал в больнице, но не вылечили, направили в онкоцентр. Тогда он еще не был священником.
— Я начал размышлять о смысле жизни, стал посещать храм, знакомиться с молитвами. А молитва — это разговор с Богом. Поехал в монастырь «Святые кустики», познакомился с игуменом. И началось духовное восхождение. Когда я приехал туда на послушание, игумен поручил мне скоблить потолок, который неправильно оштукатурили. Но это же известь, пыль, а у меня больные легкие. Но я ничего ему не сказал, взял и начал работать. И в больницу больше не ходил, — рассказывает отец Сергий.
— Я 17 лет всего священник, но паства у меня замечательная, приход прекрасный, крепкий. У меня трое детей. Младший сын пошел по моим стопам — служит дьяконом в Смольном соборе в Санкт-Петербурге. Там родился внук, а всего у меня три внука. Да, сложности в нашей жизни были, но мы их пережили. В нашей многоконфессиональной республике мы живем в мире и согласии, уважаем друг друга. И никто не сможет нас одолеть, — подчеркивает отец Сергий.
То, что на колокольню ведет крутая лестница, нас предупредили заранее. Звонарь и одновременно лидер молодежного движения храма Светлана Жерновкова, которая тоже шла с нами, призналась, что сначала поднималась наверх на коленках — так боялась высоты.
— Мы здесь учим звонарей, уже обучили 11 человек. Сначала отрабатываем движения на тренажерах. Эту переносную звонницу приобрели совместно с администрацией района. Власти хотели приобрести ее для центра развития культуры, где часто бывают концерты и уместен колокольный звон. Но средств не хватило, и мы добавили. Звонница теперь используется и там, и здесь, — подчеркнул отец Сергий.
И вот крутая лестница позади, и мы выходим наверх. В первую минуту от красоты и величия открывшегося пейзажа замирает сердце.
Колокола на храме устанавливал и настраивал Владимир Петровский, за плечами которого колокольни половины России. Дело это совсем не простое: нужно знать технологию и последовательность работ, иначе результат может оказаться плачевным.
Всего на звоннице храма двенадцать колоколов, их общая масса — 10 тонн. Самый большой колокол «Благовест» весит 4,2 тонны, а самый маленький — всего шесть килограммов.
Звонарь Светлана занимает свое место, и колокольный звон разносится по округе, заставляя на мгновенье забыть обо всем и прикоснуться к чему-то непостижимому.
— А теперь вставайте под большой колокол, и я сделаю один удар, — предлагает отец Сергий.
Слова прерывает могучий звон «Благовеста», а батюшка тем временем поясняет:
— Есть такое поверье: когда ударят в колокол «Благовест», на 40 верст вокруг вся нечистая сила убегает. Колокольный звон — целительная процедура. К нам очень часто приезжают и паломники, и просто туристы. И от звона «Благовеста» остаются под мощнейшим впечатлением.
После мы еще долго стояли во дворе храма, снова рассматривая его.
— Купола у храма темные, медные. Они долговечные, на века. А как мы желтый кирпич искали для отделки, чтобы он полнотелый был! В Уфе такого не было, нашли только под Самарой. Съездил туда, договорился, чтобы привезли нам два «Камаза» кирпича, и там очень обрадовались, что это для храма, — вспоминает отец Сергий.
В ближайших планах — озеленение территории, пока только сосны посадили. А еще во дворе планируется построить двухэтажное здание воскресной школы и церковной лавки.
— Пока все силы направляем на то, чтобы помочь нашим бойцам на передовой. Вот вчера к нам обратился священник, у него зять служит в зоне СВО, и ребята попросили квадрокоптер. Он стоит 200 тысяч рублей, будем собирать деньги. Люди уже откликаются, — подытожил отец Сергий.
КСТАТИ
В селе Николаевка Благовещенского района готовится к освящению еще один храм. На будущий год такое же событие должно произойти в деревне Дмитриевка. «Люди открытию храмов очень рады: когда есть своя церковь, каждый может туда прийти и изменить свою жизнь», — подчеркнул отец Сергий.