Все новости
Cоциум
27 Мая 2023, 13:15

Не щадя жизни своей

Подвиг «Чёрного генерала»: Даян Мурзин освобождал Донбасс от фашистов

Эрик УСМАНОВ  Имя Даяна Мурзина знает каждый житель республики.
Имя Даяна Мурзина знает каждый житель республики.Фото:Эрик УСМАНОВ

Наш знаменитый земляк — легендарный герой Великой Отечественной войны, герой Чехословакии, почетный гражданин 16 городов. Гитлер объявил на него охоту, но тщетно: его не смогли ни ликвидировать, ни взять живым. Дерзкие вылазки партизан под командованием Мурзина выводили противника из себя.

Из курсантов — в диверсанты

Война застала юного Даяна Мурзина курсантом Рижского военного училища. Курсанты вот-вот должны были получить лейтенантские «кубы» на петлицы, но грянула война. Начались бои за Ригу и Лиепас, и немногим из них довелось получить заветное командирское звание. Даян Мурзин был дважды ранен в рукопашных схватках: первый раз легко — в бедро, второй — в шею: вражеский штык чудом не задел сонную артерию. Спас его старик-латыш, который отвез раненого Даяна в больницу в оккупированной фашистами Риге, выдав за местного жителя. Во время облавы, когда немцы начали вывозить из больницы раненых красноармейцев, врачи — советские патриоты — помогли Мурзину бежать. Несколько месяцев он пробирался через занятые врагом Латвию и Белоруссию и на Украине попал в партизанское соединение С. А. Ковпака.

В отряде Даян Мурзин стал командиром диверсионной группы, участвовал в подрывах вражеских эшелонов, нападениях на немецкие колонны, уничтожении живой силы противника. Партизаны звали его Юрой. Даян Баянович до конца жизни удивлялся: почему Юра, ведь даже близко не похоже на Даян? Но под этим именем его запомнили на Украине и в Донбассе, в Чехословакии. До последнего дня боевые друзья писали ему в письмах: Юра, Юрка, Юрий Васильевич…

В 1943 году в поселок Ямполь (Краматорский район) прибыл один из батальонов Туркестанского легиона (судя по дальнейшей географии передвижения, речь, вероятно, идет о 450-м батальоне). Немцы с 1941 года формировали национальные батальоны из советских военнопленных, эмигрантов, беженцев. Туркестанский легион набирали из пленных жителей Средней Азии, легион «Идель-Урал» состоял из военнопленных Поволжья и Урала — татар, башкир, марийцев, чувашей, мордвы, удмуртов. Были в составе вермахта еще легионы азербайджанский, армянский, грузинский, калмыцкий. Были пресловутая РОА, украинская дивизия СС «Галичина»…

Завербовал легионеров

Партизанское командование решило использовать знание Даяном Мурзиным татарского языка для внедрения в Туркестанский легион. Мурзину удалось установить связь с легионерами, получить важные сведения о численности и руководстве объединения. От них же узнал о легионерском подполье в Берлине, одним из руководителей которого был татарский поэт Муса Джалиль. Это подполье проводило большую работу, в результате которой первый же попавший на фронт батальон «Идель-Урал» перебил немецких офицеров и перешел на сторону белорусских партизан. После этого инцидента доверие гитлеровского командования к восточным легионам сильно упало. Берлинское подполье было разоблачено гестапо, сотни людей арестованы, а одиннадцать его руководителей казнены на гильотине 25 августа 1944 года в тюрьме Плетцензее в Берлине. Среди одиннадцати казненных был и наш земляк Галлянур Бухараев, уроженец села Мияки Уфимского уезда.

На донецкой земле Даян Мурзин действовал с мая по октябрь 1943 года. За это время там произошло несколько событий, которые донецкие подпольщики связывают с ним, а вернее, с «Юрой из легиона».

В этот период опекаемый Даяном Мурзиным батальон перебросили в город Глухово, потом в Изюм, наконец, отправили на фронт под Сталинград. В Сальских степях легионеры стали дезертировать и переходить на сторону Красной армии. Немцы были вынуждены вернуть батальон в тыл, в Макеевку, а после — в Сталино (Донецк).

Бомбили по наводке

Мурзин сумел установить связь с советским подпольем в Сталино, Макеевке, Горловке, Ясиноватой, Новоселовке, Шахтерске, с партизанским отрядом А. Шведова. В Макеевке подпольщики сообщили Даяну Мурзину, что на железнодорожную станцию прибыли два фашистских эшелона с танками и артиллерией. Мурзин немедленно отправил шифровку в Центр с указанием координат и просьбой прислать бомбардировщики, пока эшелоны не успели разгрузиться. Ночью прилетели наши самолеты и разбомбили их. Даян Мурзин с подпольщиками выстрелами из ракетниц освещали цели, помогая летчикам. Утром горожане увидели обгоревшие искореженные составы и трупы немецких солдат.

В Туркестанском батальоне Мурзин узнал, что на немецком аэродроме появились новые самолеты. Охраняли аэродром сами легионеры. Немедленно был разработан дерзкий план. Ночью часовые-легионеры беспрепятственно пропустили Даяна Мурзина и группу подпольщиков, которые, ворвавшись на аэродром, забросали самолеты бутылками с зажигательной смесью. Легионеры открыли беспорядочный огонь из автоматов в воздух, имитируя бой и создавая еще больший хаос и панику у немцев. После Мурзину доложили, что дотла сгорели семь самолетов.

Даян Мурзин получил сведения, что в лесу Шахтерского района расположилась немецкая танковая дивизия. Гитлеровское командование готовило ее для контрнаступления под Лисичанском, где шли кровопролитные бои. Мурзин в срочном порядке отправил сообщение в Центр, а также связных в партизанский отряд Шведова. Когда советские самолеты начали бомбить танки и близлежащий немецкий аэродром, партизаны атаковали штаб дивизии, уничтожили и взяли в плен множество фашистских солдат и офицеров. В плен к партизанам попал и генерал — командир дивизии.

Ночью вырубил рубильник

Советская армия стремительно наступала, и немцы решили взорвать Рутченковский коксохимический завод имени Кирова. Во время оккупации им так и не удалось запустить завод: более 500 рабочих сражались с фашистами на фронте, 16 коксохимиков входили в состав донецкого подполья и саботировали работу, а многие специалисты были эвакуированы, организовав в далекой Сибири и на Урале важное для победы коксохимическое производство. Немцы заложили взрывчатку во все камеры коксовых батарей. Взрыв должен был произойти после включения рубильника. Но подпольщики и легионеры под командованием Мурзина ночью изрубили кабель, шедший от электростанции. Фашистам так и не удалось взорвать завод, а на восстановление кабеля у них уже не оставалось времени. Печной фонд предприятия был сохранен, а через три месяца заводчане выдали первый коксовый пирог.

На хуторе Флора немцы разместили полевой узел связи со ставкой Гитлера. Донецкие партизаны и подпольщики совместно с легионерами Мурзина совершили ночной налет и разгромили этот важный объект, лишив фашистов связи между фронтом и ставкой. В этом бою был смертельно ранен руководитель центральной городской подпольной организации города Сталино А. Вербоноль.

Недалеко от этого хутора располагались динамитные склады, где немцы хранили боеприпасы и сотни тонн взрывчатки. При отступлении они хотели эти склады взорвать, и тогда камня на камне не осталось бы от хутора. И снова подпольщики и легионеры под руководством Мурзина предотвратили этот варварский замысел.

Восстание туркестанцев

Для передачи важных сведений Даян Баянович перешел линию фронта. В Ростове-на-Дону он получил задание поднять восстание в Туркестанском батальоне и удерживать захваченные объекты до подхода советских войск. Ночью самолет, пилотируемый летчицей Героем Советского Союза Ольгой Громовой, сбросил Даяна Мурзина и радистку в донецкую степь. Мурзин оставил радистку в Макеевке, а сам пошел на станцию Рутченковка. В это время в Сталино произошло восстание.

По рассказам донецких подпольщиков, туркестанский батальон вместе с батальоном легиона «Идель-Урал» фашисты перебросили под Иловайск для укрепления немецкой обороны. Но батальоны внезапно ударили немцам в тыл и перешли на сторону Красной армии. В это же время оставшиеся в Донецке для охраны аэродрома легионеры приняли участие в донецком восстании.

После освобождения города Сталино Даяна Мурзина вызвали в Мелитополь в штаб партизанского движения для отчета о проделанной работе. Там молодой офицер получил новое задание: организовать партизанское движение на территории Молдавской ССР.

Так он стал рутченковцем

О подвигах Даяна Баяновича в Донбассе подробно рассказывает участник донецкого подполья писатель Александр Холин в книгах «Герой из легенды» и «Пути Господни неисповедимы». Он пишет, что донецкие подпольщики «далеко после войны рассказывали о загадочном «легионере Юре», который загадочно появился в Рутченковке и так же загадочно исчез, о его подвигах. И только спустя много лет узнали правду о нем благодаря невероятной случайности». А. Холин называет Даяна Мурзина «наш Герой», «наш рутченковец»: «Я назвал Даяна Баяновича Мурзина рутченковцем из славной Башкирии. Почему? Практически его талант разведчика, организатора подполья партизанского движения начался в Рутченковке, в Кировском районе города Сталино (ныне Донецк). Поэтому я смело называю его выдающимся рутченковцем».

Куда более скромно о своей деятельности в Донбассе и в Туркестанском легионе пишет сам Даян Мурзин в книге «Фронт в тылу врага».

Со своими боевыми товарищами по донецкому подполью Даян Баянович вновь встретился лишь в 1997 году. Мурзина приветствовали руководители Донецка, его приглашали выступать в трудовые коллективы и школы. В Донецке жил боевой товарищ по Чехословакии, начальник штаба I Интернациональной бригады имени Яна Жижки Василий Настенко. Даян Баянович долгие годы переписывался с бывшими подпольщиками — семьей Пономаренко, Марией Барулиной и другими. Стараниями секции бывших партизан и подпольщиков Кировского района города Донецка во главе с А. Холиным на здании горного техникума, где во время войны размещался Туркестанский батальон, открыта мемориальная доска в честь Даяна Мурзина.

Донецкие партизаны и подпольщики неоднократно обращались к руководству Украины и России с инициативой присвоить звание Героя Советского Союза Даяну Мурзину. К сожалению, эти обращения при жизни Даяна Баяновича, как и аналогичные обращения чехословацких партизан, остались без внимания. Но будем надеяться на лучшее. Главное, чтобы героический путь Даяна Баяновича Мурзина стал примером для молодого поколения.

КОРОТКО

Имя легендарного партизанского командира Даяна Баяновича Мурзина известно каждому жителю нашей республики. Все знают, что во время Второй мировой войны он командовал I Интернациональной бригадой имени Яна Жижки и является национальным героем ЧССР.

В Уфе и Бакалах есть улицы его имени, в прошлом году возле Уфимского государственного татарского театра «Нур» открыли памятник Мурзину. Наша республика помнит и чтит своего героя.

Совсем скоро участие в специальной военной операции на территории Украины и Донбасса примет добровольческий батальон имени Даяна Мурзина.

Между тем мало кто знает, что большую часть своего боевого пути Даян Мурзин прошел в соединении С. Ковпака, действовавшего на территории Украины, а в Донецке его запомнили как одного из выдающихся деятелей подполья.

Александр ХОЛИН  Историческое здание в городе Сталино (ныне Донецк) хранит память о Даяне Мурзине.
Историческое здание в городе Сталино (ныне Донецк) хранит память о Даяне Мурзине.Фото:Александр ХОЛИН
Автор:Эрик Усманов, ветеран боевых действий в Республике Таджикистан, преподаватель-организатор ОБЖ школы № 22 г. Уфы
Читайте нас: