Все новости
Cоциум
4 Октября , 20:15

Окно в комфорт

На Всероссийском форуме МФЦ в Уфе были представлены самые успешные практики

Альберт ЗАГИРОВ  Гости форума высоко оценили деятельность сотрудников МФЦ Башкортостана.
Гости форума высоко оценили деятельность сотрудников МФЦ Башкортостана.Фото:Альберт ЗАГИРОВ

Представители всех регионов страны приняли участие в форуме МФЦ, который прошел в Конгресс-холле «Торатау». На трех сессиях участники обсудили настоящее и будущее центра «Мои документы», оптимизацию государственных и муниципальных услуг, представили лучшие практики в этой сфере. Кроме того, на форуме подвели итоги конкурса «Лучший МФЦ» и наградили победителей.

Минутное дело

— Пятнадцать лет назад инициатива минэкономразвития и отдельных регионов преобразовалась в федеральный мейнстрим. Принятый десять лет назад указ президента России дал старт одному из самых масштабных, успешных и узнаваемых проектов — созданию сети центров госуслуг «Мои документы». Задачи, поставленные в указе, давно выполнены, но многофункциональные центры находятся в постоянном развитии, — отметил, приветствуя участников форума, статс-секретарь — заместитель министра экономического развития РФ Алексей Херсонцев.

По словам директора департамента обеспечения качества предоставления госуслуг населению минэкономразвития РФ Елены Казмерчук, МФЦ — одна из самых клиентоориентированных структур. В стране работают 12,6 тысячи офисов, 204 бизнес-центра, это в целом 47,6 тысячи окон. Пользоваться услугами центра «Мои документы» могут 97,7 процента жителей. А в нынешнем году дан старт развитию МФЦ в новой роли — как центров оптимизации услуг. На выходе жители смогут их получать в режиме 24/7.

Как развивается МФЦ у нас? Как оказалось, весьма успешно.

— С приходом главы региона Радия Хабирова главным посылом нашей управленческой команды стало формирование самого комфортного региона для жизни каждого человека, — отметил первый вице-премьер — министр экономического развития и инвестиционной политики РБ Рустам Муратов. — Достижение этой задачи невозможно без формирования современной инфраструктуры оказания услуг, а ее центром стал МФЦ.

Сегодня в республике действуют 77 офисов «Мои документы», получать услуги по принципу одного окна могут 99,2 процента населения. Среднее время ожидания — 1 минута 48 секунд, и это беспрецедентный показатель, отметил Рустам Муратов. В прошлом году по количеству оказанных услуг МФЦ республики перешагнул 7-миллионный барьер.

Цифровой профиль

Это время — 1 минута 48 секунд — участники форума на протяжении его работы вспоминали еще не раз. И не случайно: по России этот показатель в среднем составляет 13 минут 3 секунды. Кроме того, республика отличилась высоким качеством организации предварительной записи. На региональном портале государственных и муниципальных услуг любой житель может без проблем записаться на прием, выбрав удобные офис и время. Здесь же можно сразу указать, нужна ли бумажная версия готового документа.

По словам и. о. министра цифрового развития Динара Шарафутдинова, из 4,1 млн жителей республики 2,7 млн человек имеют возможность пользоваться порталами госуслуг — федеральным и региональным (остальные в силу возраста еще не получили паспорт). Из них 500 тысяч жителей — постоянные пользователи этих порталов.

— Оценка качества электронных услуг в республике — 4,2 балла, в то время как по России — 4,1 балла, — подчеркнул Динар Шарафутдинов. — В прошлом году на федеральный портал было выведено 76 массовых социально значимых услуг. Наше достижение — 103 новые услуги.

Руководитель ведомства также пояснил, зачем нужен региональный портал.

— В республике, в силу развитой инвестиционной деятельности, очень популярны услуги, связанные с имуществом, земельными участками, строительством. Поэтому мы создали суперсервис «Цифровое имущество и строительство». Инвестор или обычный житель просто заходит на портал, и там есть готовые сценарии, в зависимости от того, что он хочет получить, — отметил Динар Шарафутдинов.

Большой победой руководитель ведомства назвал полный переход на безбумажный оборот во взаимодействии с Росреестром. На очереди — аналогичная работа с другими ведомствами.

Какие новшества ждут жителей в ближайшее время? Первое — это создание цифровых профилей гражданина и предпринимателя. После оцифровки сведений услуги им будут оказывать в проактивном режиме, без личного обращения. Проще станет работать чиновникам: для них введут цифровые админрегламенты, и не надо будет думать над решением — его автоматически подскажет система.

Одно заявление — пять пособий

Самым, пожалуй, любопытным моментом форума стала презентация лучших практик в работе МФЦ. И здесь представители республики показали, что не лыком шиты. Большой интерес вызвал, например, пилотный проект министерства семьи, труда и соцзащиты населения «Одно заявление — пять пособий». Его представила директор МФЦ РБ Наталья Куприянова.

— Пилотный проект по подаче единого заявления на предоставление пяти мер социальной поддержки стартовал 1 ноября минувшего года на базе шести офисов МФЦ. От жителей уже поступило 323 обращения. Абсолютное большинство из них — 99 процентов — остались довольны, ведь процедура значительно упростилась, — подчеркнула она.

Еще одну успешную практику представил управляющий региональным отделением Фонда социального страхования в РБ Марат Латыпов.

— Более 88 процентов услуг мы уже сегодня предоставляем в электронном виде, и этот процент будет расти. При этом мы должны обеспечить доступность услуг для всех граждан, ведь не все имеют возможность получать их в электронном виде. МФЦ имеет подразделения по всей республике, и это обеспечивает доступность услуг, — отметил Марат Латыпов.

Центр «Мои документы» оказывает 13 услуг фонда соцстраха. Только в нынешнем году заявления через МФЦ подали 7,5 тысячи человек. Большая часть из них — инвалиды, обращающиеся за техническими средствами реабилитации, около четверти — льготники, имеющие право на санаторные путевки.

Лучшие в стране

Изюминкой форума стало подведение итогов всероссийского конкурса «Лучший МФЦ России». Республика отличилась сразу в двух номинациях: «Лучшая крупная региональная сеть» и «Лучший проект МФЦ». Кстати, победу нам принес тот самый пилотный проект «Одно заявление — пять пособий».

— Центр «Мои документы» в Башкортостане регулярно становится победителем всероссийского конкурса. За последние годы в различных номинациях он отмечен шесть раз. Сеть МФЦ в республике — одна из самых крупных в стране. При этом по качеству предоставляемых услуг она находится в лидерах практически по всем показателям. В этом году был представлен очень интересный проект, благодаря которому трудозатраты на обслуживание граждан сокращаются в пять раз. Его можно тиражировать по всей стране, — отметил Алексей Херсонцев, отвечая на вопросы журналистов по окончании форума.

— «Революция» прошла достаточно незаметно, МФЦ внедрился в нашу жизнь, и граждане уже считают нормой, когда буквально за минуты можно получить нужный документ или информацию, — отметил премьер-министр республики Андрей Назаров.

Идти в ногу со временем помогает цифровизация. В прошлом году в электронный вид переведено 103 услуги, в этом году добавлено еще 30. В планах — еще 24 услуги, таким образом всего их будет 157.

— Но это не предел, мы продолжаем работать. У граждан будет выбор: получить услуги в электронном виде или обратившись в МФЦ. Мы будем как внутри делать апгрейд, так и развивать сеть, чтобы было удобно, комфортно и презентабельно, — подчеркнул Андрей Назаров.

То, чего уже добилась республика, Алексей Херсонцев смог увидеть воочию, побывав в офисе центра «Мои документы» по улице Новомостовой, 8 в Уфе. Директор МФЦ РБ Наталья Куприянова продемонстрировала московскому гостю новшества, которые здесь внедрены. Это постаматы, разместившиеся у дверей офиса и доступные круглосуточно, экспресс-выдача документов в зоне ресепшен без обращения в окно, биометрическая криптокабина для оформления паспорта и другие.

Особо стоит сказать о созданной в МФЦ бизнес-зоне с окном инвестора. Предприниматели могут здесь получить консультации специалистов, а также представителя общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России».

Алексей Херсонцев пообщался с предпринимателем из Беларуси, который пришел в МФЦ за консультацией по оформлению земельного участка. Проекты, которые он намерен осуществить, предполагают строительство завода и торгового центра.

В заключение визита московский гость побывал в секторе пользовательского сопровождения, где клиент может по видеосвязи пообщаться со специалистами различных ведомств, и в колл-центре МФЦ.

Дословно

Алексей БУЛЫГИН, заместитель директора МФЦ Магаданской области:

— Мы приехали на форум, чтобы ознакомиться с опытом других регионов. Что касается нашей области, то услугами МФЦ у нас охвачено более 98 процентов населения. Это обусловлено территориально: регион у нас немногочисленный, и большая часть населения, около 100 тысяч человек, проживает в городе Магадане. Услуги МФЦ могут получать и жители отдаленных поселков.

Руслан НИГМАТУЛЛИН, заместитель директора МФЦ Республики Татарстан:

— По развитию МФЦ Татарстан среди регионов страны находится в первых рядах. У нас полным ходом идет цифровизация. На предыдущем форуме в Липецке мы как раз представляли опыт цифровизации региональных и муниципальных услуг, которые оказывает МФЦ — все они переведены в цифровой вид. Также мы полностью отказались от бумажного документооборота.

Из новых сервисов могу назвать консультации с органами государственной власти по видеосвязи: жители приходят в МФЦ и напрямую задают свои вопросы.

Павел СИНЁВ, руководитель ГКУ «Уполномоченный МФЦ» Самарской области:

— У нас широкая сеть МФЦ — 56 офисов. Оказываем такой же перечень услуг, как по всей России, однако у нас, как и у каждого региона, есть свои нюансы. Хвалиться не хочу, лучше приезжайте и сами все посмотрите.

В крупных городах области действует по несколько офисов в зависимости от количества населения, в каждом районном центре создано территориальное обособленное подразделение. Для предпринимателей есть бизнес-окна, МФЦ для бизнеса, также организуем для них выездное обслуживание.

Автор:Галина ТРЯСКИНА
Читайте нас в