Все новости
Cоциум
30 Сентября 2022, 11:15

Маршрут перестроен

Насколько общественный транспорт в Уфе доступен для инвалидов

Альберт ЗАГИРОВ  Все новые автобусы оборудованы специальными приспособлениями для перевозки маломобильных граждан.
Все новые автобусы оборудованы специальными приспособлениями для перевозки маломобильных граждан.Фото:Альберт ЗАГИРОВ

Рейд по маршруту одного из самых популярных в столице автобусов — № 69 — провели общественный совет при минтрансе республики, «Башавтотранс» и общественная организация «Совет матерей «Материнское сердце». Поводом к нему стал резонансный случай, произошедший в начале сентября. По соцсетям тогда разошлось видео, как водитель отмахивается от девушки-инвалида, пытающейся уехать на автобусе. Цель рейда, впрочем, была шире — проверить доступность не только автобусов, но и остановок.

Водители помогают

— Наша задача — посмотреть, как выполняется республиканская программа «Доступная среда». Маломобильные группы населения — не только люди с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, но и слабовидящие, слабослышащие, мамы с колясками, беременные женщины, люди старше 65 лет. Это, по сути, 25 процентов населения, поэтому вопрос о доступности среды достаточно серьезный, — пояснил председатель общественного совета при мин­трансе Рустам Баязитов.

Речь идет о дорожной инфраструктуре, заниженных бордюрах, парапетах, низкопольных автобусах. Важно и то, насколько хорошо выполняют свои обязанности водители, работают ли кнопки вызова. Ну и, конечно, в каком состоянии находятся остановки, добавил он.

Помочь вызвались председатель Совета матерей «Материнское сердце» Гульшат Ибрагимова и ее дочь Айгуль. Девушке предстояло сыграть роль целевой аудитории — одиннадцатиклассница школы № 103, передвигаясь на коляске, часто ездит по своим делам на общественном транспорте и о проблемах знает не понаслышке.

— Самое главное для нас — проверить остановки. Такие проверки мы начали еще в 2019 году в рамках работы совета по правам человека. В 2020 году провели их повторно. Всего в городе было проверено около 300 остановок. Изменения были, но все зависело от района: где-то остановки привели в порядок, где-то нет, хотя для этого не требуются большие средства. Сегодня мы проверим их в третий раз, — отметила Гульшат Ибрагимова. — Хотя, конечно, дочь Айгуль их ежедневно проверяет — куда она только не ездит. Если ее не сажают в автобус, звонит в «Башавтотранс» Сергею Александровичу (Паскин, заместитель генерального директора по пассажирским перевозкам. — Авт.).

Сразу обращаемся к главному арбитру — Айгуль, красивой, модной, веселой девчонке, позитивно настроенной к происходящему.

— С доступной средой у нас в Уфе более-менее нормально. Я обычно езжу в центре города, и там все хорошо. Но когда надо ехать на окраину, тщательно рассматриваю свой путь, чтобы не было тупиков. Допустим, приеду я на автобусе, а выехать с остановки не получится, — поясняет Айгуль. — На автобусах у нас ездить удобно, водители приятные. Конечно, бывает, что кто-то из них начинает нервничать — все мы люди. Но я не отвечаю негативом на негатив. Я ему улыбаюсь, говорю: «Здравствуйте», «Помогите, пожалуйста», «Спасибо».

Спрашиваем девушку, бывали ли случаи, что водитель уезжал, не посадив ее.

— Водители в основном помогают зайти в автобус, — поясняет она. — Но иногда он просто не видит меня, такое может случиться со всеми. Да, обидно, конечно, что не заметил, но что поделаешь. И все-таки в целом все нормально.

«Это наша работа»

Тем временем к остановке «Спортивная» подъезжает автобус № 69. Он сегодня пойдет по своему маршруту, но обычных пассажиров сажать не будет — проверка каждой остановки заняла бы в этом случае слишком много времени. Знакомимся с водителем — его зовут Ильгизар Хаматов, и с ходу задаем ему вопрос, часто ли приходится возить инвалидов.

— В последнее время часто, — отвечает он.

— Каждый раз выходите помогать? — уточняем у него.

— Это наша работа, — поясняет водитель.

Ильгизар Хаматов ловким движением раскладывает аппарель — специальную площадку для спуска, спрятанную в полу возле средних дверей «НефАЗа». Айгуль на коляске с легкостью заезжает в автобус и устраивается на предназначенном для этого месте.

— Все новые автобусы оборудованы для перевозки маломобильных граждан, — поясняет ведущий специалист отдела маркетинга и связей с общественностью «Башавтотранса» Айгуль Сафонова. — Кроме площадки для колясок, в салоне предусмотрены места для инвалидов, на каждом поручне есть кнопки вызова, с помощью которых можно подать водителю сигнал.

Правда, нормативного акта, предписывающего пассажирам уступать места инвалидам, нет, посетовала представитель перевозчика. Ни водитель, ни кондуктор не вправе этого требовать, это чисто вопрос воспитания и морали.

Кстати, снаружи, у дверей автобуса, тоже есть кнопка вызова водителя. Но, конечно, было бы удобнее, если бы аппарель была автоматической и инвалид сам мог ее разложить, нажав на кнопку. Но это уже вопрос к конструкторам НефАЗа.

Недоступный переход

Проезжаем одну остановку и тормозим на «Юношеской библиотеке». Водитель снова раскладывает аппарель, и Айгуль Ибрагимова покидает автобус. Вместе с ней обследуем остановку — особых претензий к ней нет. А вот расположенный здесь подземный переход вызывает вопросы.

Для инвалидов в переходе оборудован подъемник. Мы видим, что он находится внизу, но кнопка вызова не работает.

— Лифт отключен, — пояснил сотрудник специализированного управления по ремонту и содержанию искусственных сооружений Уфы Ильдар Шайхутдинов. — Наша организация отвечает за содержание подземных переходов, но подъемником занимается лифтовая компания. Раз в полгода она должна проводить проверку и вносить сведения в журнал. Ничего этого нет. Да и сами посмотрите: площадка подъемника не имеет ограждений. Как можно на нее инвалида поместить, он же с нее сорвется.

— Собственник инфраструктуры — город. Подъемник находится у них на балансе, они обязаны его содержать, заключив с лифтовой компанией договор подряда. А здесь ничего не работает, — отмечает Рустам Баязитов. — С той стороны перехода крутой спуск, инвалид по нему не заедет. Даже закатить коляску вряд ли получится — слишком тяжело.

Следующая остановка — «Железнодорожная больница» — не радует вообще. Когда расширяли дорогу, ее сузили. В итоге перед остановочным павильоном осталась символическая полоска плитки и асфальта, посередине которой красуется барьер. Как здесь проехать на коляске и не упасть — большой вопрос.

— По нормам, расстояние от павильона до дороги должно быть не менее полутора метров, — отмечает Рустам Баязитов. — Здесь понатыкали торговых киосков, а для всего остального места нет.

Съезд с остановки, в принципе, был, однако располагался между павильоном и столбом в весьма ограниченном пространстве. Мешали и припаркованные здесь же машины.

— На этой остановке ничего не исправили, все осталось без изменений, — вздохнула Гульшат Ибрагимова. — И таких мест по городу очень много.

Долго ждать подтверждения этих слов не пришлось: слева от остановки «Госцирк» съезда не оказалось, впереди по курсу — тоже, везде был высокий барьер. Справа съезд, к счастью, был.

— Вот так и ищу, где можно съехать. Да и само снижение неправильно сделано, — поясняет Айгуль. — Вот, смотрите: я здесь подняться могу, у меня коляска с моторчиком, а на других просто так не поднимешься, очень много усилий надо приложить.

Но самое неожиданное ждало нас, как ни странно, на «Горсовете». Чтобы подняться с остановки к зданиям, надо было преодолеть крутой подъем, причем такие, с позволения сказать, пандусы были с обеих сторон остановки. Айгуль, правда, на электроколяске все-таки заехала в гору и, развернувшись, съехала с нее, но зрелище, честно говоря, было не для слабонервных.

— Когда поднимаешься, нужно наклоняться вперед, чтобы коляска не опрокинулась, а когда спускаешься, — назад, — попросту объяснила девушка, уже, видимо, имея большой опыт.

Подземный переход в плане доступности тоже оставлял желать лучшего, был поврежден и заезд на пандус.

— Мы от общественного совета направим представление в прокуратуру, чтобы она дала всему этому соответствующую оценку. Прокуратура выдаст предписание, за его невыполнение предусмотрены штрафные санкции. Если изменений не будет, можно подать в суд, у нас есть такая практика. А разговоры бессмысленны, никто тебя не слышит, — подытожил эту часть рейда Рустам Баязитов.

Три лопаты асфальта

Едем дальше по проспекту Октября, и недостатки на остановках, в принципе, уже начинают повторяться. На «Юрюзани», или, официально, «Гимназии-интернате имени Рами Гарипова», с одной стороны съезд сделали, а с другой его так и нет.

— Мы маршруты в нашем сообществе рисуем: где можно проехать на коляске, а где нельзя, — говорит Айгуль Ибрагимова. — А надо, чтобы можно было проехать везде.

Возле «Театра кукол» расширяли Российский переулок, с остановки съезд сделали, дорогу перейти можно. А вот дальше интереснее: посередине пешеходной дорожки остался барьер, через который не переедешь.

— Здесь же асфальт клали, неужели три лопаты нельзя было добавить и выровнять тротуар? — задает уже риторический вопрос Рустам Баязитов.

На «Бульваре Славы» свой косяк: снижение сделано вплотную к проезжей части. Зимой соскользнуть на дорогу — не вопрос. А вот подземный переход порадовал — спуск пологий, покрытие ребристое, есть перила, и Айгуль в него спускается без проблем.

Не очень-то хорошее впечатление оставили и следующие остановки: «ГДК» с барьерами, ямками, выпирающей плиткой и отсутствием съезда с одной стороны, «Парк имени Калинина» с побитой плиткой, заросшей травой, и неисправным табло, и «Улица Комарова», откуда дорожка вела к донельзя крутому спуску и страшным ступенькам, по которым было боязно пройти.

— Только нырять головой вниз, — горько пошутил Рустам Баязитов.

— Мы еще в прошлый раз говорили, что здесь все сделано неправильно, — уточнила Гульшат Ибрагимова. — Однако все осталось по-прежнему.

Занижение мы нашли только около магазина, да и то, видимо, постарался предприниматель.

Остановка «УГНТУ» всех удовлетворила, а вот на «Улице Космонавтов» девушка вообще не смогла выйти из автобуса: из-за неправильного барьера край аппарели просто повис в воздухе. Не было здесь и названия остановки, и кто-то уже оборвал край расписания.

Без названия почему-то была и остановка «Площадь имени Серго Орджоникидзе»: павильон венчала надпись «Лотерейные билеты», относящаяся к разместившемуся здесь ларьку. Ну а как положительный пример можно было бы назвать остановку «Детская библиотека».

— У нас по ней не было замечаний и в первый раз, здесь все сделано правильно, — подчеркнула Гульшат Ибрагимова. — Единственный недостаток — нет тактильной плитки для слабовидящих.

После того, что увидели, подводим итоги.

— Работы еще очень много, но сказать, что в плане доступной среды в городе ничего не делается, нельзя. Делается, но все зависит от района. В историческом центре города, в Советском, Калининском, Демском районах изменения к лучшему есть, недостатки потихоньку устраняются. В Октябрьском и Орджоникидзевском районах в этом плане работают мало, — отметила Гульшат Ибрагимова.

Председатель общественного совета при минтрансе, со своей стороны, предложил подойти к решению проблемы системно.

— Надо создать рабочую группу и провести инвентаризацию автобусных остановок. А само направление выделить в отдельную программу и конкретно им заниматься, — подчеркнул Рустам Баязитов. — Оборудовать остановки согласно всем требованиям — обязанность муниципалитета, на это есть дорожный фонд. Но чтобы все правильно сделать, этим должны заниматься сертифицированные эксперты по доступной среде, добавил он.

Кстати

По поводу инцидента с девушкой, которую не посадили в автобус, «Башавтотранс» провел серьезную работу, сообщила представитель перевозчика.

— Каждую такую жалобу мы воспринимаем как ЧП. К водителю были применены меры дисциплинарного воздействия, в том числе лишение премии. Он продолжает работать, и мы искренне надеемся, что такой ситуации больше не произойдет.

Также проведена работа со всем составом водителей. На автотранспортных предприятиях размещены таблички, напоминающие об уважительном отношении к инвалидам и необходимости действовать строго по инструкции, — пояснила Айгуль Сафонова.

Автор:Галина ТРЯСКИНА
Читайте нас: