Все новости
Cоциум
12 Августа 2022, 13:15

Срок за лайк

С начала года в республике 23 местных жителя ответили перед законом за пропаганду экстремизма в сети

иллюстрация Дмитрия ФАЙЗУЛЛИНА
Фото:иллюстрация Дмитрия ФАЙЗУЛЛИНА

Буквально на днях студент-айтишник из Дюртюлей получил три года условно за распространение вредоносных компьютерных программ и торговлю персональными данными жителей Башкирии. И заработал-то всего ничего — 28 тысяч рублей, поскольку его деятельность вовремя пресекли сотрудники правоохранительных органов и силовых структур. Но испортил парень себе анкету на всю жизнь.

Как оградить от влияния экстремистов молодежь, особенно подростков, какие профилактические меры здесь могут быть эффективны и что вообще происходит в интернет-пространстве, обсудили члены Общественного совета при МВД по РБ под председательством Рафаила Диваева.

Яд под видом конфетки

Информационное лакомство в яркой упаковке, которое на деле оказывается фейком, отравляющим неподготовленный мозг, — так сегодня выглядит один из видов оружия информвойны, считает заместитель министра внутренних дел по РБ — начальник полиции Артур Сайфуллин. Причем это могут быть забавные ролики, клипы, топ-исполнители, блогеры, герои комиксов — все, чем сегодня интересуются люди. Но если взрослые еще могут «включить» критика, то несовершеннолетние все принимают за чистую монету. Особенно если речь идет об их кумирах и «вирусных» увлечениях.

— За последние годы в нашей стране суды внесли в список запрещенных к распространению ряд музыкальных, анимационных и других произведений. Благодаря нашему жизненному и профессиональному опыту мы понимаем, что под маской творчества иногда скрывается отрицание общечеловеческих ценностей. Из удобного помощника интернет сегодня превратился в опасный инструмент манипуляций, целью которых становятся подростки, — подчеркнул замминистра.

Борьба с вирусом экстремизма в интернете, конечно, ведется и правоохранительными, и контролирующими органами. Подобный контент блокируют, но это борьба с гидрой, такой вывод сделал Артур Сайфуллин. По его мнению, назрела необходимость прививать молодежи стойкое неприятие разрушительной идеологии. Поскольку речь идет о борьбе за будущее нашей страны в целом и за каждую семью в частности.

За выкрутасы в сети ответственность неси

Тем временем башкирская полиция в этом году установила 21 несовершеннолетнего пользователя соцсети «ВКонтакте», рассказал начальник Центра по противодействию экстремизму МВД по РБ Тимур Назыров, которые состояли в группах, пропагандирующих антисоциальное и противоправное поведение подростков. Родителям одного из возмутителей интернет-спокойствия придется раскошелиться на административный штраф в размере 30 тысяч рублей. В отношении остальных районные комиссии по делам несовершеннолетних должны были принять соответствующие меры. Это, может, не так страшно, как уголовная ответственность, но крайне неприятно для внешне благополучных семей. С подростками и родителями были проведены профилактические беседы, им настоятельно рекомендовали не вступать в интернет-сообщества, провоцирующие деструктивное поведение несовершеннолетних.

Осознали ли юные «экстремисты» всю опасность таких сообществ или нет, сказать трудно, но одно уяснили наверняка: все подобные выкрутасы в российской сети жестко отслеживаются.

— В нынешнем году нашим ведомством выявлено 219 интернет-ресурсов, где были размещены экстремистские материалы из федерального списка запрещенных. Информация передана в Роскомнадзор. Также по 200 интернет-сайтам, распространявшим аналогичный контент и еще не включенным в федеральные списки экстремистских, сотрудники нашего центра направили материалы в республиканскую прокуратуру, чтобы надзорный орган принял ограничительные меры, — добавил спикер.

За щитом знаний

Многие проблемы возникают из-за отсутствия элементарных знаний. А деструктивные организации пользуются невежеством населения и пытаются навязать свои взгляды, уверен имам-хатыб комплекса мечети-медресе «Ляля-Тюльпан» в Уфе Равиль Мамлеев. По его мнению, если человек имеет хотя бы элементарное представление о религии, его трудно заманить в сети. И привел пример.

Представитель одной из стран Ближнего Востока, которая не является мусульманской, но большинство ее жителей придерживаются ислама, рассказал, что их граждане со школьной скамьи получают религиозное образование. Представители ваххабизма и салафизма пытались на протяжении двух лет внедрить там свою идеологию, но общество их не приняло. Люди говорили: ваша идеология не соответствует истинной религии ислама и потому вы не можете у нас проповедовать, уходите. И тем пришлось уйти из страны ни с чем.

— Если в многоконфессиональной России люди будут пусть не веровать, но хотя бы разбираться в вопросах религии, деструктивные организации не смогут заложить свои зерна в нашем обществе. Сейчас у них это, к сожалению, иногда получается, и только из-за непросвещенности людей, — подчеркнул имам-хатыб.

В Уфе действует Российский исламский университет, где Равиль Мамлеев преподает каллиграфию. Представители деструктивных организаций периодически пытаются проникнуть в это учебное заведение, чтобы получить диплом и уже от имени университета проталкивать свои идеи. Некоторым иногда удается стать студентами, поскольку при поступлении они лукавят, скрывая свои истинные намерения. Однако преподаватели тоже начеку.

Лет пять назад они выявили приверженца ваххабизма и предложили ему покинуть вуз. Он пошел в общежитие собирать вещи и, уходя, заявил студентам, которые жили с ним в комнате: «Вот вы здесь сидите, а там наши братья умирают», имея в виду членов запрещенной террористической организации и прочих экстремистов.

— Приходится постоянно быть настороже и работать очень тонко. Каждая душа — большая ценность, и ей нельзя навредить. Нужно поставить религиозный образовательный процесс на должный уровень, чтобы мы могли противостоять деструктивным явлениям. Это касается всех официально разрешенных в России конфессий. Конечно, я не сказал ничего нового, просто хотел заострить внимание на проблеме, с который мы, священнослужители, постоянно сталкиваемся, — пояснил имам-хатыб.

Дело в шляпе

Если задуматься, почему подросток из хорошей семьи вдруг входит в какие-то противоправные организации, слушает непотребную музыку и участвует в экстремистских сетях, станет ясно, что он это делает вовсе не из праздного интереса. Так считает руководитель Уфимского отделения братства православных следопытов под патронатом Уфимской епархии, замруководителя общест-венной организации «Поиск пропавших детей — Уфа» Мария Нестерова. Ведь все 13 — 14 лет, что подросток живет на свете, родители объясняли ему, что такое хорошо, а что такое плохо. Получается, он прекрасно осознает, куда и зачем вступает.

— На мой взгляд, в нашей системе воспитания не хватает двух вещей: никто не учит детей высказывать свое мнение и активно действовать. У ребят скапливается огромное количество энергии, но взрослые не дают им ее использовать. В итоге те сами находят способы ее потратить. Иногда это выливается в противоправные или экстремистские действия, — пояснила спикер.

Заниматься профилактикой экстремистских настроений среди несовершеннолетних сложно, потому что до сих пор нет психологического портрета подростка-террориста. Много лет в различных странах изучается эта проблема, психологи пытаются составить собирательный образ на основании случаев, когда несовершеннолетние поджигали школы или стреляли в сверстников. Не получается. В эту категорию входят дети из благополучных и неблагополучных семей, отличники и разгильдяи, одиночки и лидеры, с психическими отклонениями и без. Нет общего портрета, чтобы выявить его и сказать — этот ребенок находится в зоне опасности. Только одно обстоятельство объединяет всех, кто был замечен в экстремистских действиях, готовился к ним либо поддерживал эту идеологию, — отсутствие возможности для самореализации.

Так как же помочь подростку не дойти до такой крайности? Мария уверена: надо давать подросткам возможность высказываться и действовать. И рассказала об одной методике, которую успешно практикуют педагоги братства православных следопытов во время сборов и лагерей. Мероприятие называется «Шляпа».

Ребята пишут на листочках вопросы, которые их волнуют, складывают в шляпу и потом каждый вынимает по одной записочке и пытается ответить на вопрос, который ему достался. Воздействие подросткового коллектива работает гораздо эффективнее, нежели тети и дяди со своими нудными нравоучениями. Достаточно направить этот коллективный разум в нужное русло.

К примеру, один мальчишка, когда все сидели возле костра и рассуждали о насущных проблемах, спросил, как нужно действовать, если человек на высокой должности нарушает закон? И сам же безапелляционно заявил — расстреливать.

Педагоги внутренне ужаснулись, однако виду не подали. Предоставили ребятам самим во всем разобраться. И те аргументированно объяснили любителю радикальных мер, почему расстрел — не самая эффективная мера и не согласуется с человеческими ценностями.

— Нужно разработать специальные программы, чтобы у детей была возможность высказаться и проявить себя. Причем здесь не должно быть запретных тем: суицид, экстремизм, ЛГБТ. Вопрос сексуальных меньшинств, кстати, буквально кипит в умах сегодняшних подростков. А им не с кем его обсудить, к взрослым подойти страшно. Да и сами взрослые предпочитают избегать подобных разговоров с детьми. Однако если обсуждать все темы открыто, легче будет понять, что у ребенка на душе и как ему помочь, — заметила Мария Нестерова.

Ночные клубы для подростков

Речь пойдет о положительном опыте в Казани, где в подростковых клубах убрали систему занятий и уроков и оставили специалистов, которые работают допоздна, а в летнее время эти клубы вообще не закрываются. Их работа заточена на то, чтобы подростки туда шли играть, общаться, чему-то учиться.

— У нас в Уфе тоже пытались внедрить похожую систему, но безуспешно. Педагоги восприняли ее в штыки: потери в зарплате и не все готовы переформатировать свою деятельность — от привычных занятий перейти к корректировке девиантного поведения подростков, — продолжил тему представитель военно-спортивного фонда РБ, региональный оператор по внедрению и реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса (ГТО) на территории РБ Игорь Карелин.

По мнению специалиста, лучше пусть подростки проводят время в ночном подростковом клубе, чем бесконтрольно в подворотне. Но для этого придется предложить достойную зарплату педагогам, которые еще остались в этой системе. И оснастить всякими девайсами и интерактивами сами клубы, которых только в Уфе около ста.

— Я бы сделал упор на воспитательные технологии молодежной политики. Там опыт и возможности немалые. Но, к сожалению, эта система зачастую дублирует функции образования и просто дает знания вместо того, чтобы заниматься воспитанием и направлять энергию подростков в позитивное русло, — посетовал Игорь Карелин. — Распространенный способ деструктивного влияния на подростков — общение со сверстниками, которые уже преступили закон. Подростки любят подражать, и если они видят подходящий для них пример, то не задумываются, позитивный он или негативный. Если поступок вызывает восхищение в их среде, они будут ему следовать.

Плод любви превращается в яблоко раздора

— Нужна комплексная работа всех ведомств. К нам на прием ежедневно приходят родители и заявляют, что они «теряют ребенка». И мы вначале его спасаем, а потом уже начинаем разбираться в причинах произошедшего, — поделилась проблемой Уполномоченный по правам ребенка в РБ Ольга Панчихина.

Самая распространенная психотравма, которую наносят родители своим детям, — развод. Ужасно, когда мама с папой начинают делить детей. Зачастую одной из сторон они и не нужны, просто хочется отомстить или шантажировать. В итоге ребенок и так психологически страдает из-за того, что родители не любят друг друга, а тут еще становится яблоком раздора. Приходится детскому омбудсмену помогать родителям сохранить человеческое лицо, а детям — сберечь психику.

— Ребенку необходим взрослый, который его понимает. Но если в начальной школе родители активно занимаются своими детьми, то потом они их отпускают. При этом они не научили его общаться в реальной жизни, что приводит к внутреннему одиночеству. В итоге гаджеты становятся частью личности, — сказала Ольга Панчихина.

В следующем году общественным фондом развития Уфы совместно с членами Детского общественного совета, созданного в январе этого года и куда со всей республики вошли 70 самых активных ребят, будет запущен масштабный проект «Помогать и созидать просто». Цель — организовать в республике 10 пространств для подростков, где каждый сможет найти себе занятие по душе вместо того, чтобы слоняться по торговым центрам в крупных городах. Или на детских площадках и на окраинах, если речь идет о небольших населенных пунктах.

— На самом деле Игорь Карелин прав — для подростков не так много доступных мест, где бы они могли собираться для общения. И какое-то количество детей мы сможем оградить от возможного дурного влияния, если предоставим им площадки. Такая работа в республике ведется, и я приглашаю неравнодушных родителей и всех членов Общественного совета при МВД по РБ принять в ней участие. Детям нужна наша помощь, — подчеркнула Ольга Панчихина.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Рафаил ДИВАЕВ, председатель Общественного совета при МВД по РБ:

— Я бы хотел напомнить о забытом сегодня институте наставничества. В школах старшеклассники шефствовали над младшими. Они понимали, что должны быть примером. Это широко практиковалось в молодежной среде и имело успех. Сейчас все кануло в Лету. Наверное, этот опыт нужно вспомнить и, с учетом современных реалий, использовать.

МНЕНИЕ

Мурат ГУЗАИРОВ, доктор технических наук, профессор:

— Наши общественные советы на местах тоже должны активно работать с молодежью. В их составе есть много интересных людей, которых аудитория будет слушать, если они придут в школы или вузы. Нужно активизировать эту работу, привлекать к ней наших добровольцев, которые возвращаются из Донбасса. Они расскажут о том, что реально в мире делается. Ведь молодежь официальные СМИ не жалует, а информация в интернете часто односторонняя. В этом смысле тоже надо работать: организовывать встречи с детьми из Донбасса, которые расскажут, что им пришлось пережить и что они видели своими глазами. Можно организовывать подобные встречи в летних лагерях.

пресс-службы МВД по РБ За некоторые шалости можно и под фанфары загреметь.
За некоторые шалости можно и под фанфары загреметь.Фото:пресс-службы МВД по РБ
Автор:Нэдда ПУХАРЕВА
Читайте нас: