Опрос, который провел в июне сервис Superjob, показал, что сегодня только пять процентов соотечественников называют ложную причину, чтобы отпроситься с работы. Можно было бы считать это исследование лукавством, но в нем участвовало почти две тысячи работающих экономически активных человек, что автоматически делает опрос знаковым индикатором в масштабах всей страны.
Россиянам задали прямой и простой вопрос: «Когда вы отпрашивались у начальства в последний раз, выдуманную или реальную причину назвали?» И что бы вы думали, девять из десяти откровенно сказали, что не врали руководству напропалую, а уходили с рабочего места по реальному поводу. Причем треть опрошенных назвали в качестве причины посещение врача.
Несколькими годами раньше в похожем исследовании количество сотрудников, которые обманывали начальство, лишь бы сбежать с работы, было вдвое больше. Проблемы, с которыми в жизни пришлось столкнуться людям, привели к тому, что мимикрировать или приспосабливаться к социальному окружению им стало казаться менее важным. Мы становимся честнее — и в семейной жизни, и на работе.
Лукавство — норма жизни? Можно ли прожить в обществе и не врать?
Некогда, еще в эпоху демократического ренессанса, позже названного лихолетьем, завелся в нашей редакции менеджер по рекламным продажам. Парень как парень, компанейский и шумный. Спустя неделю все уже знали, что Саша — владелец двух автомобилей, квартиры в приличном районе и бесчисленного множества разбитых женских сердец. Несколько облачков омрачали чистое небо его жизнерадостного самочувствия. Машины он постоянно по доброте душевной отдавал братьям и сестрам, а то и в сервис. Квартира была недоступна ввиду перманентного дорогущего ремонта. А девушек Саша в самый неподходящий момент просто переставал уважать, или они — его. Словом, через год душераздирающих рассказов окружающим стало понятно, что перед ними враль чистой воды. Впрочем, Саша — это безопасный тип, который в погоне за восхищением коллектива врал бескорыстно и при этом оставался добросовестным и работящим человеком.
Другая крайность — человек, который везде и всюду режет правду-матку. Причем только в самый последний момент он решает, какой интенсивности истина должна прозвучать. В одном уважаемом институте все сторонились Петровича (отчество из гуманных соображений изменено), который, невзирая на должности, мог вдруг взорваться криком: «А-а-а, ворюги и жулики, все про вас знаю!» Попытки выгнать его в незаслуженный, но позарез нужный отпуск накануне ревизии успехом не увенчались. «Все про вас расскажу!» — потирал руки правдолюбец. И рассказал. В обмороке — главбух, предынфарктно хватает ртом воздух замдиректора, контролеры как будто прилипли к полу — немая сцена. Сам искатель истины приготовился к кадровому пинку. Потому что выяснилось, что своими прокурорскими эскападами он маскировал собственные промахи.
Хорошей знакомой выпало встретить третий типаж, все шире заселяющий ареал рыночных отношений. Это был предприниматель, который решил покорять вершины бизнеса собственными силами, мастер на все руки. Пришел измерять глубину отношений шкафом-купе, обещал выпилить, собрать и установить его за неделю. Взял аванс в десять тысяч рублей и пропал на полгода. А чтобы его не обвинили в мошенничестве, дважды в месяц звонил с версиями собственного бытия: «в больнице», «дядя умер», «нет материалу», «потерял телефон» и, хит сезона, — «в субботу приеду». Лично я стал понимать, откуда на уфимских дорогах столько фешенебельных (это слово, кстати, просил не приводить в прессе один из чиновников уфимской мэрии образца нулевых, дескать, народ не поймет) иномарок. И заодно — почему так дорожают квартиры, а купить их все сложнее. Есть подозрения, что львиная доля наших бизнесменов ведут дела именно так — занимая по мелочам, но часто.
Когда врет статистика или реклама, то это лишь отражение бытующих в обществе представлений о правде. Личное вранье заползает под ногти и рвет душу. Поэтому спасибо ученым, которые сорвали покровы с каждого индивидуума в отдельности, независимо от национальной или государственной принадлежности. Каждый человек на протяжении своей жизни, в том случае если она будет длиться 60 лет, соврет в среднем 88 тысяч раз, свидетельствуют данные последнего исследования.
Наиболее часто люди говорят неправду своим близким, возлюбленным и коллегам по работе. Причем наиболее употребительной ложью стали слова: «Все в порядке, у меня все нормально». На втором месте приторный комплимент от мужчин: «Нет, твоя попка в этом не кажется большой». Замыкает тройку, как выяснили ученые, фальшивое признание «Конечно, я тебя люблю». Сильный пол, как обнаружилось, врет чаще. Мужчины лгут пять раз на дню, женщины — три. Наконец, народонаселение обманывает друг друга еще по трем поводам. Говорят «вкусно», когда еда противна, «рад тебя видеть», а сам нос воротит, «об этом я и мечтал» — о бесполезном подарке.
Я так понимаю, что вранье — штука заразная. Недаром говорят, что устами младенца глаголет истина, а уже потом он учится высказываться к месту и ко времени.
Единственная полезная функция вранья в умеренных, социально безопасных дозах — это показатель уровня совести человека. Вот хочется ему не падать в «этих глазах напротив», он и придумывает объяснения. Хорошо, если успевает в нужный момент свести желаемое и действительное в рамки приличия. То есть — к правде.
Семейный психолог Евгения Канина назвала способ распознать лжеца. Она советует обращать внимание на манеру ответа собеседника. Так, если на прямой вопрос человек отвечает утвердительно, но при этом имея в виду что-то свое, — стоит насторожиться. Психолог объяснила это на понятном примере: «Если в ответ на вопрос, есть ли у человека профильное образование, он отвечает что-то вроде «Ой, я сейчас охватил много сфер деятельности! Люблю изучать новое», это указывает на его нечестность».
— Когда человек лукавит, он стремится в разговоре выдавать какие-то яркие детали. Причем спустя время может даже не вспомнить, что говорил о них. Или ставить в своем рассказе юмористические акценты, отвлекающие от сути, — рассказала Канина.
Правда, есть очень важное замечание ко всем этим экзерсисам на личном «детекторе лжи». Психологи настаивают, что докапываться до истины стоит лишь, если лгущий собеседник — это близкий человек. Еще стоит помнить о том, что чаще всего в обмане подозревают других те, кто сам склонен к вранью.
Хорошо известно, что ложь требует больше когнитивной энергии, чем правда. Профессор факультета психологии Портсмутского университета Алдерт Врий разработал эксперимент по разоблачению обманщиков: «Мы доказали, что ложь можно обнаружить, перехитрив лжецов. Наше исследование показало, что правда и вранье могут звучать одинаково правдоподобно, если лжецам предоставляется хорошая возможность подумать, что сказать. Надо предложить собеседнику в разговоре попутно решить важную задачу, и обманщик не сможет сконцентрироваться только на лжи и непременно выдаст себя».
КСТАТИ
Прошлой осенью похожее исследование человеческого обмана провел сервис «Работа.ру», который вызвал на откровенность почти 6000 россиян.
Так вот, тогда обнаружилось, что каждый десятый готов лгать, чтобы достичь карьерных целей.
И хотя 45% респондентов признались в обмане начальства и коллег по разным поводам (хочется верить, что разовым), каждый третий житель России признался в том, что вранье по работе для них же самих обернулось проблемами. Потому что 10% врали по поводу сроков выполнения работ, а каждый десятый скрывал плохо выполненную работу.