Все новости
Cоциум
19 Мая 2022, 13:15

Человек собаке друг

Что нам стоит для братьев наших меньших дом построить

Александр ДАНИЛОВ  Хабиб на вкусных косточках подрос изрядно.
Хабиб на вкусных косточках подрос изрядно.Фото:Александр ДАНИЛОВ

Хабиба и Конора (он же Персик) Светлана Русакова нашла под колесами автомобиля — они были совсем крошечными, а сегодня достают хозяйке до пояса. Цыганка пришла на базу в конце мая, легла под вагоном и отказалась уходить. Через неделю она нашла брошенную будку и родила кутят, а когда пошли дожди, перетащила их в комнату рабочих, где топилась печка. Линда зимой пробралась в цех — ее обнаружили по видеокамерам. Только на пятый день ее удалось выманить оттуда сосисками. Глаза у нее были полны слез, она была так запугана, что снова начала доверять людям только через полгода ласки и регулярного кормления…

У каждого из подопечных Светланы — своя история. Объединяет их одно — они попали в руки человека, который искренне любит животных и готов содержать их по мере сил. Вот только любому благотворителю временами тоже нужна помощь и поддержка…

— Я очень люблю собак. С детства. Вот только тогда собаку мне не купили. Оттуда ноги, наверное, и растут, — рассказывает Светлана, пока мы выезжаем из уфимской Черниковки на Бирский тракт. — Я уже около 20 лет работаю в промзоне на своей базе. Посмотрите: здесь много старых садов.

Местные заброшенные сады когда-то принадлежали людям, работающим на нефтеперерабатывающих заводах, которых здесь достаточно. Все это «зачерниковье» в свое время было признано загрязненным с экологической точки зрения.

Работать на своих «сотках» людям запретили, даже денежную компенсацию выплатили, но сами садовые участки никуда не делись. Кто-то даже продолжал захаживать сюда по огородным делам нелегально, а в заброшенных домиках поселились лица без определенного места жительства. Побочным эффектом всей этой «перестройки» стало огромное количество выброшенных и одичавших собак, которые, ко всему прочему, исправно плодились и размножались.

Светлана не могла спокойно ездить мимо этого «зверинца»: сначала подкармливала, потом начала подбирать щенков, брошенных на обочине или сбитых проезжающими мимо машинами. Лечила, обрабатывала, вакцинировала, стерилизовала.

Кого-то удавалось пристроить в добрые руки, остальные оставались на ее базе.

— Бизнес шел неплохо, и я могла прокормить их сама, — говорит хозяйка импровизированного приюта. — И не только прокормить, но и оплатить все медицинские процедуры. Мы строили им будки и вольеры прямо на базе. Я даже специально нанимала людей приглядывать за собаками, кормить их. Но когда началась пандемия, бизнес сильно поменялся. Стало ощутимо тяжелее, и я поняла, что не потяну одна. В январе этого года открыла благотворительный фонд «Добрые друзья», завела страничку в социальной сети. С тех пор несколько раз приезжали волонтеры, убирались, гуляли с собаками — животным ведь не только еда необходима, но и внимание, ласка. Мне активно помогают три Елены — подруги и бухгалтер, охранницы Ольга и Наталья. Однако своими силами мы все равно не справимся, нам очень нужна помощь города, заинтересованных людей.

Сейчас на базе Светланы в будках и вольерах живут 50 собак, еще 40 зоозащитница подкармливает в брошенных садах. В день все эти животинки съедают около 40 кг мяса. Это 150 тысяч рублей в месяц. Но больше, чем в финансовой помощи, Светлана нуждается в земле под строительство полноценного приюта. Новых собак ее база уже не вмещает. А ситуация с одичавшими собаками в заброшенном саду около станции Загородной, как признается сама женщина, выходит из-под контроля.

Светлана подкармливает здесь животных уже много лет. К людям они агрессии не проявляют, но и близко не подпускают. Не будучи стерилизованными, они периодически приносят потомство. Вот и сейчас тут подрастают восемь трехмесячных и семь месячных кутят. Всех их хозяйка приюта и рада забрать, причем вместе с родителями, но места на базе уже не осталось.

— Я инженер-строитель по образованию. У меня большой опыт организаторской работы, и я точно знаю, как разместить 100 собак, — говорит Светлана. — Здесь в промзоне множество пустующих баз и садов. Мне бы только землю получить, и я бы сама вложилась в строительство приюта, привлекла бы друзей, партнеров.

В этом-то месте благое начинание и добрая воля и уперлись в типичную бюрократию. Светлана обращалась к юристам, которые объяснили ей, что приобрести участок у городской администрации не так-то просто. Мол, сначала нужно вызвать специалистов, которые проведут геодезические работы, обозначат его, определят, кому он принадлежит, и выставят на торги. За все это женщине придется заплатить немалые деньги, и при этом нет уверенности, что лот не перекупит кто-то другой.

…В заброшенном саду, под покосившимся фанерным щитом, сидят, прижавшись друг к другу, месячные кутята, у которых только-только открылись глазки. Стараясь не наступать на ощетинившиеся гвоздями доски, Светлана пододвигает им пластиковый контейнер с молочной кашей, которую сварила утром. Но щенята сыто посапывают, уткнувшись в бока друг другу, — видно, недавно их покормила мама. Наконец, самый смелый поднимает мордочку и выглядывает из укрытия.

Светлана подхватывает его на руки и заглядывает в глаза:

— Ты такой хороший, такой красивый! Ты рассказываешь, как ты домой хочешь, да? Ой, ты бы дом охранял. Я вольер построю большой и заберу вас. А потом мы отмоемся, чистые-чистые будем. Вас заберут, обязательно заберут! — И обращаясь ко мне: — Он ручной совсем, я их беру на руки, чтобы к людям привыкли, чтобы спокойно ко мне шли. Постараюсь хотя бы для этих малышей еще один вольер соорудить: их уже сейчас нужно забирать, пока не одичали.

Со взрослыми собаками так уже не получится: чтобы перевезти их в будущий приют, придется нанимать специалистов и на время усыплять. Впрочем, это не так страшно. Лишь бы приют все-таки появился.

Компетентно

Руфина ШАГАПОВА, депутат Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан, член комитета ГС по аграрным вопросам, экологии и природопользованию:

— В ближайшее время мы ждем внесения поправок в Федеральный закон «Об ответственном обращении с животными». В нынешнем виде он, к сожалению, не работает. Главный его минус — он не подкреплен федеральными деньгами. Кроме того, он не прописывает меры ответственности по отношению к тем, кто выбрасывает питомцев на улицу, а также устанавливает большое количество требований в отношении приютов для животных.

Действительно, в оформлении земли множество нюансов, но правительство республики и администрация города готовы оказывать содействие людям, выступающим с такой важной для всех нас инициативой, как создание приютов для собак. Я бы посоветовала Светлане Семеновне обратиться с заявлениями к заместителю премьер-министра правительства РБ — министру сельского хозяйства Ильшату Фазрахманову и главе администрации Уфы Ратмиру Мавлиеву и описать все обстоятельства дела.

Александр ДАНИЛОВ  Месячные малыши в заброшенном саду пока еще робко выглядывают из укрытия...
Месячные малыши в заброшенном саду пока еще робко выглядывают из укрытия...Фото:Александр ДАНИЛОВ
Александр ДАНИЛОВ  ...а взрослые собаки к Светлане бегут гурьбой. Кто смелый, тот и сытый.
...а взрослые собаки к Светлане бегут гурьбой. Кто смелый, тот и сытый. Фото:Александр ДАНИЛОВ
Автор:Мария СНЫТКИНА
Читайте нас: