Все новости
Cоциум
23 Февраля , 20:15

За каждой цифрой чья-то жизнь

Главный госавтоинспектор Башкирии ответил на вопросы о причинах смертельных аварий, коррупции в рядах ГИБДД и личной жизни

За каждой цифрой чья-то жизнь
За каждой цифрой чья-то жизнь

В минувшем году, по словам главы региона Радия Хабирова, единственным поражением Башкирии стал рост числа смертельных ДТП на дорогах: в автоавариях мы потеряли на 25 человек больше, чем годом ранее. Начальник управления ГИБДД республики Владимир СЕВАСТЬЯНОВ подчеркнул: изменить ситуацию к лучшему позволят только комплексные усилия всех заинтересованных ведомств и служб. Не последнюю роль в этом вопросе могут сыграть СМИ. «Мы открыты для общения с журналистами, вполне нормально воспринимаем справедливую критику и, в свою очередь, надеемся на беспристрастную, объективную информацию о нашей работе», — заявил главный автоинспектор республики.

Эх, дороги…

— Главная задача ГИБДД остается неизменной — это поддержание порядка на наших дорогах, направленное на кардинальное снижение числа погибших и пострадавших в ДТП, — отметил Владимир Севастьянов. — В 2021 году сотрудники ГИБДД выявили более 4,1 млн нарушений правил дорожного движения, наложили штрафов на сумму около 2 млрд 742 млн рублей. Больше всего аварий (611 ДТП, или 15,9 % от общего количества) произошло из-за нарушения правил проезда перекрестков. Также среди главных причин дорожных происшествий — неправильный выбор дистанции, нарушение правил проезда пешеходных переходов, выезд на встречную полосу, несоответствие скорости условиям движения. Всего за год на дорогах республики зарегистрировано 3835 ДТП, в которых погибли 480 человек и 4712 получили ранения.

— Каким способами собираетесь переломить печальную статистику?

— К сожалению, при прогнозном значении в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» не более 400 погибших за год этот показатель был превышен на 80 человек. Рост смертельных аварий отмечается в 20 городах и районах, наибольшее число — в Уфе, Кумертау, Туймазинском, Уфимском, Абзелиловском, Кушнаренковском и некоторых других районах. 88 процентов всех дорожных происшествий произошло в городах и населенных пунктах. При этом основными видами ДТП по-прежнему остаются столкновения (почти 50 %) и наезды на пешеходов (27 %). Каждый пятый участник дорожного движения погиб по причине выезда автомобиля на встречную полосу, в сравнении с другими нарушениями оно имеет самое высокое значение по числу погибших. Тяжелыми последствиями отличаются и такие виды аварий, как опрокидывание машины и наезды на животных, в прошлом году их число увеличилось почти на 40 процентов. Как правило, в основе всех происшествий лежит человеческий фактор — банальное невыполнение правил дорожного движения, легкомысленное отношение к происходящему, нетрезвое состояние водителя. С учетом анализа причин ДТП мы вносим определенные предложения, добиваемся, просим, требуем — эта работа ведется на постоянной основе, начиная от частных диалогов и взаимодействий и заканчивая официальными мероприятиями. Но сил одной ГИБДД здесь недостаточно, нужны определенные технические решения, участие всех заинтересованных ведомств и служб. Глава республики постоянно держит этот вопрос на контроле, проводит «транспортный час». Все это вкупе должно повлиять на ситуацию.

— Часто ли аварии случаются из-за плохого состояния дорог и кто за этим следит?

— Благодаря постоянной работе, в том числе по нацпроекту, качество автодорог у нас постоянно улучшается, что положительно сказывается на показателях аварийности. В 2021 году неудовлетворительное состояние улиц и дорог стало сопутствующей причиной каждого третьего ДТП, и это большое снижение по сравнению с 2020 годом. Но, помимо качества дорожного полотна, есть и другие проблемные моменты — плохая различимость разметки, недостатки зимнего содержания дорог, отсутствие дорожных знаков там, где это необходимо, отсутствие пешеходных ограждений, отбойников, освещения, повреждение проезжей части. Если в ходе проверки выясняется, что причиной аварии стали недостатки в содержании дороги, ГИБДД обязана реагировать. В рамках повседневного контроля безо-пасности дорожного движения нами выдано свыше 18 тысяч предписаний в адрес дорожно-эксплуатационных служб. За их невыполнение к административной ответственности привлечены 106 должностных и юридических лиц, за недостатки содержания и ремонта дорог — 683 должностных и юрлица. Уже по этим цифрам можно судить, какое большое внимание уделяется данному направлению.

Тебя посодют, а ты не нарушай!

— Согласно недавним поправкам в Уголовный кодекс, злостным нарушителям правил дорожного движения ужесточили наказание вплоть до тюремного срока. Как считаете, эта мера даст результат?

— Да, с 10 января вступили в силу изменения в законодательстве — статья 264 прим. 2 УК РФ, где за грубые повторные нарушения любителям полихачить за рулем действительно грозят серьезные санкции. Уголовная ответственность вводится за превышение скорости более чем на 60 км/ч, выезд на полосу встречного движения или на трамвайные пути встречного направления, если водитель ранее уже дважды подвергался административному взысканию за такие же нарушения и был лишен прав.

Попался в третий раз — рискуешь получить штраф в размере от 200 до 300 тысяч или лишиться свободы на срок до двух лет, а если осужденный по новой статье снова нарушит закон, суд может увеличить тюремный срок до трех лет. Есть нюанс: данные нормы не распространяются на нарушения, выявленные дорожными камерами, то есть статья работает только при составлении протокола сотрудником ГИБДД.

Думаю, поправки в закон были приняты вовремя, поскольку нарушителей-рецидивистов на дорогах очень много. К примеру, в 2020 году в целом по России за превышение скорости к административной ответственности были привлечены 440 тысяч водителей, за такое же повторное нарушение — 200 тысяч. Ужесточение санкций все-таки должно повлиять на правосознание граждан — с вашей помощью, путем пропаганды и разъяснительной работы с участниками дорожного движения, я считаю, мы сумеем достучаться до каждого, чтобы водители знали и понимали всю меру ответственности при управлении транспортным средством.

— Пьяные за рулем — как, на ваш взгляд, бороться с этим явлением?

— Выявлять и наказывать. За год мы провели 62 профилактических мероприятия, только в их рамках задержали около трех тысяч водителей в нетрезвом состоянии.

Всего в 2021 году к ответственности привлечено свыше 15 тысяч водителей, управлявших автомобилем нетрезвыми или отказавшихся пройти медосвидетельствование.

Цифра огромная, но она все же меньше, чем годом ранее, и показатели аварийности с участием этой категории нарушителей тоже удалось снизить. Но в любом случае хвалиться здесь нечем: за год по их вине погибли 94 человека и еще 468 получили ранения, и это не просто статистика, а чьи-то жизни, поломанные судьбы, трагедии в семьях. Поэтому массовые проверки на предмет выявления любителей «употребить» и сесть за руль в республике проводятся регулярно. Работа организовывается так: берется определенное направление проезжей части с большим трафиком движения, весь поток транспорта загоняется на крайнюю полосу, и инспекторы без проверки документов, пробивки по базам просто останавливают каждый автомобиль и проверяют водителя на признаки опьянения. О местах таких сплошных проверок мы обязаны оповещать население заранее, но надо сказать, что в целом люди относятся к этим мероприятиям с пониманием, комментируют в соцсетях, что работа нужная и дает свои результаты.

— Оправдывает ли себя установка дорожных камер?

— Они очень хорошо влияют на снижение аварийности, дисциплинируя водителей. На дорогах региона сейчас установлено 1015 постоянно действующих аппаратно-программных комплексов автоматической фиксации нарушений, с их помощью выписано 3 млн 387 тысяч штрафов. Кроме того, существуют переносные фотовидеокамеры, и сегодня мы выступаем с инициативой выставлять их в точечном режиме, ежедневно меняя дислокацию, именно там, где чаще всего случаются смертельные ДТП. Это, например, трасса Уфа — Оренбург в месте, где заканчивается дорога первой категории, Старочишминская дорога, дороги Уфа — Янаул, Дюртюли — Нефтекамск. Переносные камеры находятся на балансе Центра организации дорожного движения, мы работаем с ним в тесном взаимодействии, и думаю, результат будет. Добавлю, что нац-проектом «Безопасные и качественные дороги» предусмотрено к 2024 году вдвое снизить количество мест концентрации ДТП по сравнению с 2017 годом. В 2017-м у нас было сформировано 136 аварийно опасных участков дорожной сети. Благодаря совместной работе с минтрансом и балансодержателями дорог в 2021 году удалось снизить их количество на 30 участков по сравнению с предыдущим годом.

Виноваты не дети, а взрослые

— Самая уязвимая категория участников дорожного движения — это всегда дети. Как оцениваете ситуацию с детским дорожным травматизмом?

— Увы, в этом отношении год оказался очень плохим: было зарегистрировано 461 ДТП с участием несовершеннолетних, в которых 518 детей получили травмы и 16 погибли. Что сразу режет слух, 14 из 16 погибших детишек являлись пассажирами, то есть виноваты в их гибели взрослые. Профилактическую работу в учебных заведениях мы проводим постоянно, но, как выясняется, акцент сделан не совсем правильно: судя по цифрам детской смертности, работать надо больше с родителями.

По пропаганде безопасности дорожного движения в республике реализуется ряд проектов. В частности, большая работа по обучению молодых мам, которые будут перевозить своих детей в автомобилях, проводится на базе перинатальных центров Уфы и Стерлитамака. В рамках образовательного проекта «Взлетай!» для школьников республики запущен модуль «Садись за руль!», специалисты автошкол или местных отделений ДОСААФ обучают их навыкам вождения. В истекшем году первые 1066 старшеклассников из 42 муниципалитетов успешно прошли курс обучения и получили сертификат — по достижении 18 лет они сдадут экзамены в ГИБДД и получат водительские права. Уже в этом году в проект включились еще 700 уфимских школьников. То есть мы заранее заинтересовываем ребят, стимулируем их изучать ПДД и нормы поведения на дороге.

Кроме того, по инициативе нашей службы в 13 муниципалитетах региона созданы ресурсные центры, где в рамках исполнения нацпроекта идет активная работа по профилактике детского травматизма. На пропаганду безопасности дорожного движения из федерального бюджета в минувшем году было выделено 11 млн рублей. Эти деньги пошли на создание роликов, которые ежедневно транслировались на центральных телеканалах республики.

— Многие считают, что одна из причин высокой аварийности — плохое качество подготовки курсантов в автошколах. Видите ли вы в этом проблему и какова тут позиция ГИБДД?

— Программы обучения в автошколах — это поле деятельности и прерогатива минобразования. Безусловно, определенные вопросы у нас есть, но давать подробные комментарии я не буду, скажу только, что мы были инициаторами, в том числе и в 2021 году, ряда моментов, вели переписку, высказывали свои мысли по данной тематике. Основная функция сотрудников автоинспекции — уже на экзаменах проверять тот уровень навыков, которые дала автошкола. Могу сказать, что теорию курсанты сдают сейчас намного лучше, чем даже год назад, а вот практику, оказавшись в плотном потоке транспортных средств, по большей части проваливают — им не хватает часов вождения в городском режиме. По инициативе Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России с апреля 2021 года практический экзамен полностью перенесен с автодромов на улицы. Теперь после сдачи теории кандидаты в водители сразу выезжают на незнакомый маршрут и те маневры, которые отрабатывали на автодроме, выполняют в реальных дорожных условиях. На автодроме трудно понять, умеет ли человек водить машину, и отказ от него позволит более объективно оценивать готовность курсанта к самостоятельному выезду на дорогу.

Сел в такси — рискуешь жизнью?

— В последнее время нередко приходится слышать об авариях с участием автобусов. В чем тут причина?

— Причина, как правило, экономического характера: в погоне за заработком водители автобусов торопятся, пренебрегают скоростным режимом, нарушают правила — в результате растет аварийность. Если сравнить ситуацию с прошлым годом, при снижении числа ДТП с участием автобусов количество погибших и раненых возросло: восемь человек погибли, 243 травмированы. При этом более 80 процентов аварий данной категории произошли в Уфе. Мы предложили такой выход: снизить разрешенную скорость на выделенной для автобусов полосе по проспекту Октября. Когда весь поток машин стоит на светофорах или в пробках, а мимо пролетают автобусы, так как их полоса свободна, очень часто происходят столкновения с теми, кто хочет свернуть с проспекта в дворовые проезды. Сейчас этот вопрос находится в проработке.

— Как сегодня контролируется деятельность такси и можно ли, сев в заказанную машину, не беспокоиться о собственной безопасности?

— К сожалению, на данный момент эта сфера практически безнадзорная, водителей такси контролируют только автоинспекторы наравне с другими участниками дорожного движения. Таксопарков со штатом механиков и медиков, отвечающих за выпуск машин на линию и состояние водителей, давно нет, сейчас все делается просто: любой желающий поработать таксистом на своем авто может оставить заявку на специальном сервисе и сразу же получить клиента. Мы провели эксперимент в Уфе: взяли фамилию человека, лишенного прав, от его имени зарегистрировались в телефонном приложении — и буквально через десять минут уже пришли две заявки на выполнение заказа. То есть, садясь в такси, надо понимать, что никто не контролирует ни состояние машины, ни своевременное прохождение техосмотра, ни квалификацию водителя, ни даже наличие у него прав — по сути, неизвестно, кто он вообще такой. В прошлом году в республике произошло 158 ДТП с участием такси, 194 человека получили травмы, один погиб. И такая картина по всей стране. Остается ждать, когда появится закон, регламентирующий этот бизнес.

Видеорегистратор в помощь

— Что изменилось в связи с последними коррупционными скандалами в вашей службе, как планируете выстраивать работу?

— О возбужденных уголовных делах все прекрасно знают. Но в целом идет огромное снижение по привлечению наших сотрудников к дисциплинарным взысканиям, на постоянной основе контролируется несение службы путем просмотра видеорегистраторов. Личный состав понимает, что контроль за ним со стороны руководства, отцов-командиров, идет постоянно, и допускает все меньше нарушений.

Руководством МВД республики принято решение о назначении нового начальника межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела ГИБДД, там проведена определенная кадровая работа. Значительная часть нарушений была выявлена сотрудниками собственной безопасности МВД региона, и уже эти материалы ложились в основу уголовных дел.

О личном коротко

— Владимир Александрович, вы стали публичной личностью, но о вашей личной жизни известно мало. Расскажите о семье, чем увлекаетесь, о чем мечтаете, на какой машине ездите.

— Сразу скажу, своей машины нет, пользуюсь служебной. Но автомобили очень люблю — не в том смысле, что коллекционирую, а вообще с трепетом отношусь к транспортным средствам. Женат, два сына. Учитывая загруженность на работе, стараюсь любую свободную минуту проводить с семьей. Хотя времени опять же не хватает, все же стремлюсь вести правильный образ жизни, занимаюсь общефизическими видами спорта. А мечта — чтобы ДТП забирали как можно меньше жизней.

Говорю искренне, потому что ежедневные сводки с погибшими и пострадавшими очень сильно влияют и на собственное эмоциональное состояние.

Между тем

В России обсуждают возможность использовать опыт Японии в борьбе с «пьяной» ездой. В Стране восходящего солнца серьезные штрафы и даже лишение свободы грозит не только нетрезвому водителю, но и пассажирам, осознанно севших к нему в машину, неважно, пили они сами или нет. Сел к пьяному — значит, поощряешь его действия, считают японские законодатели. Инициаторы введения аналогичной практики в России считают, что таким образом удастся существенно снизить количество «пьяных» ДТП и гибнущих в них людей.

Фото предоставлено УГИБДД МВД по РБ.

Автор:Татьяна КРУГЛОВА
Читайте нас в