Все новости
Cоциум
7 Января , 20:15

Радостнее отдавать, чем получать

Пусть Рождество постучится в каждый дом

Во время пандемии в храмах читают особые соборные молитвы.Фото:Александр Данилов

О духовной жизни, отношении к вакцинации и QR-коду, способах преодоления страха и депрессии наша беседа с настоятелем Сергиевского собора Уфы, руководителем пресс-службы Башкортостанской митрополии РПЦ Евгением ШЕРЫШЕВЫМ.

Первые подарки

— Отец Евгений, Рождество — это всегда ожидание чудес и подарков. Почему их принято дарить именно на этот праздник? А еще украшать дом и наряжать елку?

— Традицию наряжать елку не назовешь христианской, хотя изначально она была рождественской, а не новогодней. И венчала ее восьмиконечная Вифлеемская звезда, которая привела волхвов с Востока к месту рождения Иисуса Христа. Они и подарили первые подарки новорожденному — золото, ладан и смирну. Эти события, произошедшие 2022 года назад, описаны в Евангелии. С тех пор и пошла традиция дарить друг другу подарки. В последнее время популярным у православных стал вертеп — как подарок и чисто рождественское украшение дома. Его изготавливают из дерева, картона, искусственных веток. Внутрь помещают изображение или икону, где младенец Христос лежит в яслях. В храмах напоминающий пещерку вертеп из еловых ветвей сооружают над иконой Рождества Христова, которую освещает лампадка.

Чудо происходит каждый день, просто мы его не замечаем. Главный атрибут праздника — это духовное времяпровождение, в единстве верующих людей и, конечно, желание не только самому получить какой-то подарок, а подарить его другому. Потому что на самом деле радостнее дарить и отдавать. Особенно когда внимание нужно как воздух. Как детям, так и взрослым, кто одинок и не имеет возможности порадоваться вместе с родными и друзьями. Ведь люди сейчас меньше общаются. Многие храмы в республике проводят благотворительные акции, объявляют сбор средств. А в праздничные дни выезжают по адресам, где живут больные дети и взрослые, неблагополучные и нуждающиеся семьи, и дарят им небольшие подарки. Например, в Сергиевском соборе воскресная школа в конце декабря ежегодно проводит благотворительную ярмарку. Деньги, вырученные от продажи поделок, сделанных воспитанниками школы, идут на подарки пациентам и медработникам больницы в Улу-Теляке, республиканской детской больницы в Уфе.

— Как нужно праздновать Рождество?

— Это радостное, духовное событие, поэтому рожденного младенца Христа нужно встретить с молитвой. Лучше сделать это в храме на ночном праздничном богослужении, но если нет возможности, то помолиться дома. Поделитесь светлой радостью с близкими, творите добрые дела, чтобы вокруг нас и верующие, и неверующие почувствовали этот праздник.

Это не «печать антихриста»

— Второй год в монастырях и храмах, как и во всех общественных местах, действуют эпидограничения. Как их соблюдают и контролируют?

— Согласно указу главы Башкортостанской митрополии Никона, достаточно строго за соблюдением эпидтребований следят благочинные и настоятели приходов. Обязательны масочный режим и социальная дистанция, сами священники все обряды и таинства проводят строго в масках. Например, в таинстве причастия используют одноразовые ложечки, салфетки, стаканчики. Все индивидуально. Службы проводятся, как и раньше. Но снизилось число крещений и венчаний, заметно меньше стало народу на богослужениях. Объясняется это тем, что многие прихожане уже в преклонном возрасте. Дети берегут их и не пускают в храм во избежание заражения. И сами пожилые стали беречься. Если раньше они в воскресенье посещали храм, то теперь выбирают субботу или будни, когда людей гораздо меньше.

— Патриарх Кирилл недавно сказал, что у посетителей храмов не нужно требовать QR-код о вакцинации, как это происходит в общественных местах, и в то же время назвал греховным рассуждение о нем как о «печати антихриста».

— Да, есть небольшая доля православных, сильно обеспокоенных этим вопросом, которые действительно считают кьюар-код «печатью антихриста» и даже перестают общаться с теми, кто вакцинировался. Но это скорее исключение. Большинство людей реагируют правильно. Многие священники и церковнослужители, монахи делают прививки от ковида и получают электронные сертификаты.

— Их наличие не навредит душе?

— Все зависит от отношения человека к вакцинации. Это может вредить, если человек настроил себя против и видит в ней что-то негативное. Но это перегиб. Он возникает либо от недостатка знаний, либо от недостатка веры и правильного отношения к религиозным и духовным правилам. Потому что глобально все мы стремимся к спасению души. Власти страны и патриархии говорят, что у человека должен быть выбор. Другое дело, из чего он сформирован — из знаний или слухов. Когда вводили новые паспорта, тоже были предрассудки, что в них зашифрованы три шестерки. Были те, кто отказался их получать. Есть люди, которые до сих пор не покупают продукты и товары со штрих-кодом на упаковке.

Призыв к покаянию

— Поделитесь духовными рецептами: как сегодня людям сохранить душевное равновесие, не паниковать, не отчаяться, не обозлиться? Как воспринимать пандемию коронавируса: жить в неизвестности и постоянном страхе, что завтра появится новый штамм, или не бояться?

— Думаю, что верующему человеку гораздо легче в сегодняшней ситуации. Он может молиться, исповедоваться, избавляя душу от внутренних недостатков, от страха и уныния, или депрессии, по-светски. Это же грех. Бороться с ним самому очень непросто. Одно из главных средств — молитва и участие в таинствах церкви. И если человек не может сам идти в храм, всегда можно пригласить священника домой или в больницу на исповедь, причастие, соборование. Это самое главное.

Господь посылает нам испытание: насколько правильно живем, насколько духовно зрелые. Ведь светская, мирская жизнь сейчас направлена на потребление, люди в гонке за деньгами и материальными благами на духовные практически не обращают внимание. Мне кажется, ситуация, в которой мы оказались, должна помочь каждому сделать правильный выбор: что в жизни должно быть на первом плане, а что на втором. Любые испытания — это всегда призыв Бога к покаянию, к усердной молитве.

Важно молиться не только за себя, но и за других людей. Одни находятся в больницах, другие похоронили родственников, и им очень тяжело. По благословению патриарха Московского и всея Руси Кирилла во всех храмах на протяжении пандемии возносится молитва. Причем священство молится не только об избавлении от вредоносного поветрия, но и укреплении врачей в их служении. Такие соборные молитвы шли во время эпидемий чумы, холеры.

— Обсуждалось служение священников и сестер милосердия в ковид-госпиталях республики. Такая работа уже идет?

— Недавно после посещения митрополитом Никоном освятили ковид-госпиталь в Зубово под Уфой. К нему прикрепили священника, отца Вячеслава Архангельского, ответственного за социальное служение. По «красной зоне» решений пока нет. Сегодня работа ведется в «зеленой зоне». Пациентов посещает священник, соблюдая санитарные противоэпидемические требования, по согласованию с врачами. Исповедует, причащает, соборует по желанию больных. Медперсонал тоже нуждается в духовной поддержке и помощи. Вскоре зубовский опыт распространится на другие инфекционные госпитали.

Кроме этого, во многих медучреждениях есть молельные комнаты, где священники по расписанию проводят службы. Продолжаем оказывать паллиативную помощь, как и до пандемии. Сестры милосердия ходят по домам тяжелых больных, ухаживают за ними. Отец Сергий Бакланов и другие священники уфимских храмов окормляют больных в республиканском онкологическом центре, в детской республиканской больнице.

— Нужно ли священнику вести страницы в соцсетях, использовать интернет для общения с верующими?

— Этот вопрос обсуждался на прошедшем недавно в Москве международном фестивале «Вера и слово», где собрались священнослужители и сотрудники епархиальных отделов по взаимодействию со средствами массовой информации, те, кто выпускает газеты, ведет блоги. Например, опытом поделился достаточно известный в интернете отец Павел Островский, у него наибольшее число подписчиков в Инстаграме. В планах РПЦ — организовать курсы по обучению священников правильно вести соцсети, блоги. Не просто размещать фото и видео, нужно еще интересно преподносить информацию.

Страницы в соцсетях ведут многие священники и все храмы. У Уфимской епархии есть страницы во «ВКонтакте» и Инстаграме. Но священников-блогеров в республике нет. Видимо, они нужны и вскоре появятся. Ведь много не только молодых, но и православных среднего и старшего возраста, проводящих часть жизни в интернете.

Естественно, это тоже площадка для проповеди христианской веры и духовной жизни. Кто, как не священник, может ответить пользователю соцсети на волнующие его вопросы, успокоит и развеет сомнения? Расскажет о чудесах, о святых в республике и России? Это тоже служение людям.

Автор:Айгуль НУРГАЛЕЕВА