Все новости
Cоциум
11 Сентября , 09:15

Шесть мостов на шесть километров

Мы едем вдоль веселой и чистой реки под названием Нура. Почему я назвал ее веселой? Нура — горная река: она петляет между угрюмыми ущельями, стремительно вырывается на равнину, потом опять ныряет в заросшие чащобы. Летом Нура спокойная, весной — непредсказуема и своенравна.

Шесть мостов на шесть километров

Мы направляемся к новому мосту, который был сдан буквально на днях.

По обочине дороги стоят усталые от жары пыльные деревья. Сегодня температура воздуха поднялась до 38 градусов.

Утром слушал радио, где бодренький девичий голосок сообщил: «Лето на редкость выдалось славным, и мы все успели погреться!»

Услышав это, я подумал: это как надо было перегреться на солнце, чтобы радоваться климатическим аномалиям! Люди задыхаются от жары, кругом лесные пожары, а нам предлагают считать лето «славным»! 38 градусов жары — это слишком даже для июля в Краснодарском крае.

Недавно в Белорецке познакомился с приезжим африканцем, и он сообщил, что в его стране (название не запомнил) сейчас всего 28°C тепла. Африканец жутко страдал от нашей жары. «Славное» лето!

Итак, мы едем по проселочной дороге в сторону села Отнурок. Странно, что еще ни разу навстречу не попался лесовоз. Именно они и разбивают здесь мосты, которых от Белорецка до Отнурка аж целых шесть. И это всего-то на протяжении шести-семи километров!

Мне говорили, что лесовозы предпочитают ездить в темное время суток, чтобы не привлекать внимания. Кстати, некоторые ученые считают, что аномальная жара на Урале и в других регионах страны — это следствие варварской вырубки лесов.

Еще великий Менделеев, путешествуя по Уралу и, в частности, по Белорецкому краю, говорил, что уничтожение Уральского леса — это преступление. Потому что он — лес — является естественным щитом от проникновения чуждых климатических влияний…

Проезжаем первый мост, затем второй. Они были отремонтированы в прошлые годы. Позади остается деревушка, куда электричество пришло лишь пару-тройку лет назад. Вы только представьте: в самом подбрюшье Белорецка совсем недавно были деревни, где люди пользовались керосиновыми лампами! В лучшем случае генераторами. Когда об этом рассказываешь столичным людям, то на тебя сразу смотрят, как на неандертальца.

А в голове рождается фраза: недалекая глубинка...

Вот и новый мост, ради которого мы и выбрались из Белорецка. Он неподалеку от села Отнурок и является (являлся) одним из самых проблемных на этом участке. Веселая Нура смывала его стремительно и часто. Как, впрочем, и все остальные.

Если речка почему-то не справлялась с этой задачей, то мосты доканывали лесовозы и груженные щебнем «КамАЗы». Проблема ремонта каждый год вставала (и встает) перед администрацией района.

В этом году был запланирован капремонт двух мостов. Один уже сдан, и мы стоим на новом деревянном настиле. Другой (он в километре отсюда) пока остается недоделанным: работы приостановлены по техническим причинам, это связано с закупкой материалов.

Мост, который сдали на днях, выглядит празднично. Новые доски, новые перила, новое основание в виде огромных бетонных тумб, окольцованных металлическим профилем.

Подъезжает глава села Отнурок Надежда Файрузова. Я зачем-то говорю ей:

— Ваш сельсовет один из самых глухих в районе.

Я имею в виду не столько географию, сколько недавние мысли о том, что в соседнюю деревушку пришел, наконец-то, свет.

— Мост строители заметно приподняли над уровнем дороги, — рассказывает Надежда Александровна. — И это очень важно с точки зрения паводка.

На дороге указатель «11 тонн». Это грузоподъемность моста. Но ведь на этом участке вовсю ездят двадцатитонные груженые «КамАЗы»! Говорю об этом главе Отнурка.

— А куда деваться-то? — вопрошает она. — Я не могу запретить проезд для этой техники. У нас тоже живут люди, мы занимаемся благоустройством, отсыпаем улицы и проулки... Как подрядчикам доставлять свои грузы?

Мы с главой прогуливаемся по новому мосту, который пока не тронут колесами тяжелых машин.

В голову приходит такая мысль: почему бы единожды не построить на этом сложном участке мощные сооружения, предназначенные для проезда тяжелой техники и способные выдерживать бушующие паводки, вместо того чтобы каждый год делать капремонт? Может, в конечном итоге это выглядело бы менее затратным?

Глава Отнурка Надежда Файрузова просит меня сообщить через газету о чаяниях жителей села: во-первых, давно необходимо сделать асфальтовое покрытие от Белорецка до Отнурка, во-вторых (и главных), — пустить маршрутный автобус в этом направлении.

И последнее.

Как уже говорилось, на этом участке дороги ведется капремонт еще одного аварийного моста. Вернее, велось, потому что работы на момент нашего приезда не проводились.

Фото предоставлено автором.

Автор:Игорь КАЛУГИН