Все новости
Cоциум
7 Сентября , 11:15

Кому Атыш по колёса

Уникальный водопад страдает от любителей экстрима

Кому Атыш по колёса

Пока на уровне республиканских властей Башкирия преподносится как регион с огромным туристическим потенциалом, у некоторых наших сограждан интерес к путешествиям просто зашкаливает. Взять, например, водопад Атыш. О том, что происходит сейчас с памятником природы, еще в июле рассказал на своей странице в социальной сети уфимский путешественник и туроператор Валерий Кузнецов. Причем у частной, вроде бы, проблемы оказались довольно глубокие системные корни.

Как «пешики» водилам жить мешают

А началось все с поста Валерия в соцсети, где он рассказал о том, во что превратилась водоохранная зона около Атыша: под колесами внедорожников и тяжелой техники, которые подвозят туристов к довольно отдаленному от цивилизации водопаду, земля превратилась в сплошное месиво. Глубокие и уже подернутые ряской колеи пролегли почти у самого берега озерца, образованного источником. А свидетели рассказывали о том, что особо пламенные «любители» природы, не иначе как из желания с этой самой природой слиться, заезжали в воду прямо на машинах. Возле береговой линии спилили две липы — съезду мешали, предполагает Валерий.

— Я не был на Атыше лет семь, — рассказал уфимец в беседе с нами. — А когда попал, удивился, до какого состояния его довели.

Валерий Кузнецов не ограничился одними только эмоциями и отправил запросы в профильные ведомства, чтобы решить эту проблему, о чем уведомил в посте. Подписчики отреагировали неоднозначно. В основном люди, конечно, благодарили его за желание сохранить природу, но нашлись и такие, которые высказались резко негативно:

«Из-за таких, как вы, теперь везде одни нацпарки и остальная всякая х… (ерунда)! И нам негде уже кататься и путешествовать! Мне лень ходить пешком по лесу, и поэтому я путешествую на машине, а вы, пешики, все что-то возмущаетесь...

Почему одним можно, а другим нельзя?» — написал комментатор под ником Димон Златоустовский.

А Евгений Попов так подписал фотографию, на которой виден джип, заехавший передними колесами в воду: «Башкирские любители помесить грязь передают привет».

Впрочем, не все любители экстрима позволяют себе риторику из разряда «что хочу, то и ворочу». Екатерина Кириллова — стерлитамакский туроператор, ее компания тоже организует джип-туры на Атыш. И обо всей этой ситуации она отзывается в куда более умеренных выражениях.

— Не все могут преодолеть путь до Атыша пешком. Это 11 километров от электрички — довольно большая физическая нагрузка для неподготовленного туриста, — приводит свои доводы Екатерина. — В этом смысле заброска на машине — более щадящий способ посетить природный уголок. Другое дело, что мы до самого водопада не доезжаем — оставляем машины на стоянке на некотором расстоянии. Небольшую часть пути можно и прогуляться. Въезжать в воду — это, конечно, не дело!

Штраф — по двум статьям

Чтобы разобраться, кто должен следить за порядком на Атыше и наказывать нарушителей, мы обратились в республиканские министерства лесного хозяйства и природопользования и экологии.

— Водопад Атыш — гидрологический памятник природы республиканского значения, — рассказали нам в пресс-службе мин-экологии, — он занимает площадь 6,6 гектара. Здесь запрещены буровые работы, добыча строительного камня, любое строительство, рубка леса, за исключением санитарной, выпас скота, ловля рыбы в реке Атыш, охота, загрязнение территории вокруг водопада и грота, а также любая хозяйственная деятельность, которая может нанести ущерб памятнику природы или негативно отразиться на его внешнем виде.

Также в ведомстве пояснили, что ширина водоохранной зоны реки Атыш составляет 100 метров. То есть здесь, по Водному кодексу России, в числе прочего запрещены движение и стоянка транспортных средств, за исключением движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

Охранять водопад должны инспекторы Инзерского лесхоза и госинспекторы Белорецкого территориального комитета мин-экологии РБ. Проще говоря, за порядок на Атыше отвечают оба ведомства. Кстати, они и совместные рейды проводят: последний был в августе. Однако машин на момент осмотра не обнаружили. Зато провели субботник на прилегающей территории.

В министерстве лесного хозяйства, кроме того, рассказали, что в этом году территорию памятника природы патрулировали пять раз, при этом нарушений также обнаружено не было.

Кстати, в случае с Атышем именно экологи имеют право возбуждать дела об административных правонарушениях. За движение на авто и стоянку в водоохранной зоне нарушителям грозит штраф от трех до пяти тысяч рублей, а за нарушение режима охраны на территории памятника природы — от трех до четырех тысяч.

Ау, инспектор!

Как же так: нарушения — вот они, налицо, а со слов инспекторов их вроде бы и нет?

— Атыш — удаленное и труднодоступное место, мы не можем находиться там все время, — поясняет главный специалист-эксперт Белорецкого территориального комитета мин-экологии РБ Тагир Абсалямов. — Если нам сообщают, например, номера машин нарушителей, можем взять это в работу…

Цифры из официального ответа минлесхоза тоже говорят сами за себя: площадь Инзерского лесничества — 256,2 тысячи гектаров, а патрулируют его всего восемь человек. Стоит ли удивляться, что шанс встретиться со своими «клиентами» у них весьма невелик.

— Инспекторов лесного хозяйства действительно категорически не хватает, — констатирует замглавы администрации Белорецкого района Андрей Гревцев. — Их число в один момент сократили, и некому стало пресекать те же незаконные вырубки: люди понимают, что их не поймают. Так и в случае с Атышем: туристы прекрасно знают, что это особо охраняемая территория, но их никто не контролирует, в результате мы видим такое вот варварское отношение к природе. Все это набирает масштабные обороты, поэтому мы будем поднимать этот вопрос на высшем уровне. Нужно вернуть нормальную систему контроля со стороны лесного хозяйства.

Катастрофически малое количество лесничих в стране на наших глазах обернулось еще одной, самой острой на сегодня бедой — лесными пожарами. Ведь если бы людей на местах было больше, то очаги возгораний можно было потушить гораздо быстрее. Так что проблема эта системная, и решать ее, очевидно, нужно, возвращая утраченные звенья цепи…

Некоторые надежды Андрей Гревцев возлагает на изменения, внесенные в республиканский закон «О туристической деятельности», которые закрепили правовой статус туристического маршрута, обозначили цели и принципы его эксплуатации.

— Сейчас ведется работа по сбору и утверждению перечня экологических троп и туристических маршрутов. Это будут обустроенные и особо охраняемые прогулочно-познавательные маршруты, которые оборудуют так, чтобы человек мог познакомиться с экосистемами, природными и туристическими объектами Башкортостана. Они будут «паспортизированы», иметь официальный статус, это позволит не только регулировать потоки туристов и мониторить рекреационные нагрузки на природу, но и вести контроль за соблюдением установленного режима использования и охраны территории, — пояснили нам в госкомитете Башкирии по туризму.

Андрей Гревцев сообщил, что перечень туристических троп Белорецкого района, в который вошел и маршрут к Атышу, уже составлен, и, когда его утвердят, районная администрация сможет проводить работу по охране территории вместе с минлесхозом.

Впрочем, сам по себе закон не увеличивает число инспекторов, а значит, и проблему в глобальном смысле не решает. Выход, как рассказала в недавнем интервью нашей газете руководитель госкомитета РБ по туризму Эльмира Туканова, в том, чтобы бизнес-шерифы на местах привлекали к контрольным мероприятиям предпринимателей, туристические компании.

Вопрос в том, вызовет ли это у последних всплеск экологической ответственности или обернется конфликтом интересов…

Пока мы готовили эту статью, Валерий Кузнецов времени даром не терял: взял да и отправился на Атыш снова — подручными средствами стирать со скалы граффити, которое оставил после себя очередной «любитель прекрасного». Потому что когда не хватает ресурсов в верхах, защита природы становится делом каждого. Насколько позволяют силы и чувство личной ответственности за мир, в котором мы живем.

Фото из соцсети.

Автор:Мария СНЫТКИНА