Все новости
Cоциум
23 Июля , 13:15

Либо пить, либо водить

Президент России Владимир Путин подписал закон об ужесточении наказания за повторное вождение в пьяном виде

Либо пить, либо водить

Специалисты республиканских органов внутренних дел решили выяснить, какими транспортными средствами управляли нетрезвые водители. Взяли 2 216 случаев пьяного вождения, которые были зафиксированы за прошлый год, и проанализировали их. Оказалось, нет никакой закономерности и никакого ранжира. Сплошное равенство среди пьяных водителей — что тебе дорогущий внедорожник, что видавшая виды «восьмерка». «Представители всех слоев населения и нарушают одинаково, и так же привлекаются к уголовной ответственности», — сообщили на пресс-конференции в медиацентре «Россия» спикеры — начальник Управления организации дознания МВД по РБ Сергей Сысолятин и врио начальника Управления ГИБДД МВД по РБ Владимир Севастьянов.

Теперь наказание за пьяное вождение будет ужесточено — максимум предусматривает до трех лет лишения свободы и высокие штрафы. По мнению спикеров, своевременная мера. В республике управление транспортом в нетрезвом состоянии — серьезная проблема. Нет ни дня, чтобы инспекторы дорожной полиции не фиксировали ДТП, в том числе с пострадавшими, по вине нетрезвого водителя.

За шесть месяцев текущего года в республике зарегистрировано полторы тысячи дорожных аварий, в которых ранения получили 1 973 человека, 179 — погибли, в том числе тринадцать детей. При этом каждое девятое ДТП совершено по вине севшего за руль нетрезвым.

На фоне снижения общего количества ДТП на 2,5 процента число погибших в Башкирии увеличилось на 9,1 процента, и эта печальная цифра продолжает расти.

Количество пьяных ДТП растет в 26 городах и районах республики. В первую очередь это крупные города — Уфа, Нефтекамск, Сибай, Кумертау, Белебей, Бирск, Ишимбай, Мелеуз и Туймазы. И такие районы, как Абзелиловский, Альшеевский, Архангельский, Баймакский, Благовещенский, Бурзянский, Дюртюлинский, Ермекеевский, Зианчуринский, Зилаирский, Калтасинский, Кушнаренковский, Мечетлинский, Салаватский, Татышлинский, Уфимский и Чекмагушевский.

С участием водителей, управлявших автотранспортом в нетрезвом состоянии, было совершено 107 ДТП, в которых погибли 18 человек и получили ранения 145.

На вопрос, сколько пьяных водителей получили уголовное наказание, Сергей Сысолятин ответил, что на практике к реальному лишению свободы, если человек впервые совершил преступление, в республике никого не приговаривали. Много приговоров к большим штрафам — до двухсот тысяч рублей, к исправительным работам или к отчислениям процентов с зарплаты осужденного в пользу государства.

Реальные сроки осужденные получали только за совокупность преступлений. Сейчас, когда ответственность за пьяное вождение ужесточена и предусмотрена максимальная ответственность до трех лет лишения свободы, возможно, ситуация изменится. Но закон еще не вступил в силу, и правоохранители только начинают работать по-новому.

Как же севшие за руль подшофе оправдываются, когда их задерживают? А никак, несут всякую чушь, в том числе пытаются заплетающимся языком и дыша перегаром убедить госавтоинспектора, что трезвы как стекло. Ну или, к примеру, выпили валерьянки для успокоения нервов. И, как правило, удирают с места аварии, чем только усугубляют свое положение. Рано или поздно беглеца все равно отыщут, ведь сегодня практически на всех дорогах установлены видеокамеры.

«Даже при неполной информации о машине мы находим виновного. Вообще, оставление места происшествия подразумевает серьезное наказание. Если водитель совершил ДТП и потом помог потерпевшему, то это квалифицируется как преступление небольшой тяжести. Но если виновный скрылся и оставил пострадавшего в беде, то наказание значительно ужесточается. В суде все эти моменты учитываются», — отметили спикеры.

При этом некоторые нарушители ранее уже были лишены водительских прав. Но большинство «лишенцев» не сдают права и продолжают ездить за рулем, думая, что пока они катаются, срок лишения истекает своим чередом.

— Водительское удостоверение необходимо сдать в течение трех суток после решения суда. Многие умышленно не сдают его, надеясь, что инспектор не будет проверять их по базе данных. Такой водитель ездит до первого нарушения.

Инспектор обязан проверить нарушителя по всем имеющимся базам и все равно выяснит, что водитель лишен прав, а документ не сдал. В таком случае его доставят в ближайший отдел полиции. Если он к тому же снова пьяный, тогда для него все очень серьезно, — подчеркнул Владимир Севастьянов.

В свою очередь Сергей Сысолятин также пояснил, что правонарушитель усугубляет свое положение, когда не сдает вовремя водительское удостоверение, поскольку тем самым продлевает себе срок лишения прав. Срок исчисляется с момента вступления в законную силу постановления суда. Если при этом нарушитель сдал удостоверение, допустим, через месяц, ему этот месяц и добавят.

По мнению спикеров, ситуацию с пьяным вождением могли бы изменить сами члены водительского сообщества, сообщая в полицию о подобных случаях. Однако у россиян это воспринимается как стукачество, и среди водителей особой доблестью считается не помогать госавтоинспекции. Хотя, если вовремя отреагировать на такое сообщение, зачастую можно предотвратить серьезную трагедию. Пока мало кто об этом задумывается.

— И все-таки, куда обращаться, если едешь по дороге и видишь неадекватного водителя за рулем? — поинтересовались в ответ журналисты.

— Можно воспользоваться номерами телефонов, которые у всех на слуху — это 112, 02, а также дежурной части ближайшего отдела полиции. Операторы, которые отвечают на звонки, примут у вас информацию. По рации к указанному месту подтянутся ближайшие посты. А если вы к тому же сообщите номер машины пьяного водителя — с его задержанием вообще проблем не будет, — сообщил Владимир Севастьянов.

— А вдруг человек ошибся и за рулем указанной машины водитель окажется трезвым — это будет считаться ложным доносом? — продолжали допытываться коллеги.

— Ложный донос — когда человек сознательно пытается оклеветать другого. В данном случае это будет расцениваться как обычное обращение гражданина. И если человек просто ошибся, он проявил свою гражданско-правовую позицию, — возразил Сергей Сысолятин.

Одна моя знакомая давно уже отказалась садиться за руль, хотя раньше очень любила поездки, особенно дальние. По ее словам, вождение успокаивало нервы. Теперь на дорогах слишком много стало неадекватных водителей. «Зачастую даже не хочется выезжать в командировку — по встречке прямо тебе в лоб летит на скорости, очень страшно», — поделился аналогичными впечатлениями один из участников пресс-конференции. Так в чем причина сложившейся ситуации: плохо учат в автошколах или в безответственном поведении самих водителей?

По мнению спикеров, причин несколько. Первая — в республике стало много автотранспорта. Вторая — доминирует провокационное и агрессивное вождение. Третья — набивший оскомину правовой нигилизм, а это значит, большинство не считает нужным соблюдать правила дорожного движения, не соблюдает скоростной режим, выезжает на встречную полосу. Плюс у некоторых водителей элементарно не хватает практики вождения, а у другой части водительского сообщества явные проблемы с воспитанием. Все в комплексе и дает статистику, которую мы сегодня имеем на дорогах республики.

По признанию спикеров, самые «пьяные» дни, как правило, приходятся на выходные и праздники — тогда идет шквал нарушений и аварий, инспекторы порой не успевают выезжать на ДТП. Основные места притяжения в летний сезон — реки, озера, луга и леса. Люди там отдыхают от зноя и проблем, расслабляются с помощью спиртного, затем разъезжаются по домам. Не все доезжают. Кому повезет, того остановит инспектор, а так можно и в кювет улететь, не справившись с рулевым управлением. С понедельника до четверга ситуация становится спокойнее, народ работает, пить некогда.

Бывает, за руль садятся нетрезвые водители пассажирского транспорта. С начала года зафиксировано семь таких случаев. Самый вопиющий из них, когда сотрудники ДПС остановили на федеральной трассе автобус, который вез башкирских артистов в Казань. Хотя в этом же автобусе ехали организаторы и сопровождающие, которые должны были видеть, в каком состоянии их водитель. Но никто его почему-то не остановил. Слава богу, ничего не произошло до того, как автобус остановили госавтоинспекторы. Аналогичная история произошла в Мишкинском районе, там сотрудники дорожной полиции остановили «газель», водитель которой вез детей.

В республике есть немало популярных блогеров и стримеров, которые не считают зазорным продемонстрировать в эфире, как они выпивают и садятся потом за руль. У гостей студии поинтересовались, каким образом можно бороться с подобным явлением?

— Наше ведомство постоянно мониторит интернет, если получается вовремя отреагировать, то ориентировка на нарушителя поступает инспекторам ДПС на его задержание. Это касается не только пьяного вождения, но и грубых нарушений ПДД. При этом обязательно составляется административный протокол, и материалы отправляют в суд, — ответили они.

— Мы с вами регулярно встречаемся на пресс-конференциях, обсуждаем проблему пьяного вождения, появились какие-то новые методы борьбы с этим явлением? — был задан вопрос в завершение встречи.

— Вы наверняка не раз видели, как наши сотрудники практически весь поток машин направляют на крайнюю правую полосу. Там мы проверяем водителей на предмет какого-то одного нарушения. К примеру, на алкогольное опьянение. Это делается без проверки документов, без лишних вопросов — инспектора просто интересует состояние водителя. Если все нормально, он едет дальше. Так мы проводим массовые проверки, которые закреплены законодательством. Наша задача — не поймать как можно больше нарушителей, а провести профилактику по максимуму. Для этого мы заранее через СМИ оповещаем водительское сообщество, что в такой-то день в республике будет проводиться профилактический рейд, чтобы люди садились за руль трезвыми, в противном случае вообще отказались от поездки, — подчеркнул Владимир Севастьянов.

— Дознаватели тоже занимаются профилактикой в рамках расследования уголовных дел. Сотрудники нашего управления выясняют причины и условия, которые способствовали совершению ДТП, вносят представление руководителю с требованием их устранить. К примеру, если водитель автобуса попался пьяным за рулем, то дознаватель выясняет, как производился выезд, какая профилактическая работа с водителем проводилась со стороны руководства предприятия. И если в течение месяца на предприятии не будет наведен должный порядок, то руководитель привлекается к административной ответственности, — добавил Сергей Сысолятин.

Короче говоря, суть всех этих расспросов и объяснений одна: все в руках самого человека. Принял на грудь «грамулечку для расширения сосудов» — за руль уже ни-ни, а если надо ехать — лечи организм чем-нибудь безалкогольным.

Фото пресс-службы УГИБДД МВД по РБ.

Автор:Нэдда ПУХАРЕВА